Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090"
(подготовлен Минтрансом России 13.09.2024 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090" (далее - проект постановления) разработан Министерством транспорта Российской Федерации во исполнение пункта 3 плана мероприятий ("дорожной карты"), направленных на дополнительное нормативно-правовое регулирование развития средств индивидуальной мобильности и обеспечение безопасности дорожного движения при их использовании, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллиным М.Ш. 11 октября 2023 г. N 11752-П50-МХ, а также в рамках работы по исполнению указания Президента Российской Федерации Путина В.В. от 22 мая 2022 г. N Пр-765 в части улучшения ситуации в области создания качественных и безопасных автомобильных дорог, поручения Правительства Российской Федерации от 18 июля 2023 г. N 5712-П50-МХ об обеспечении выполнения указания Президента Российской Федерации от 29 июня 2023 г. N Пр-1305 о принятии мер, направленных на повышение эффективности парковочной деятельности.
Проект постановления вносится в следующих целях:
1) уточнение понятий "средство индивидуальной мобильности" (далее - СИМ), "мопед" и "велосипед";
2) уточнение понятий тех транспортных средств, которые относятся к механическим транспортным средствам;
3) установление понятий "лицо, использующее для передвижения СИМ" и "инвалидная коляска";
4) изменение запрета пользования мобильными устройствами при управлении транспортным средством;
5) однозначное распространение обязанностей водителей транспортных средств на лиц, использующих для передвижения СИМ, и велосипедистов, включая:
- запрет на оставление места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются;
- запрет на управление СИМ или велосипедом в нетрезвом состоянии;
- выполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
- выполнение требования об остановке;
6) определения правил остановки и стоянки СИМ и велосипедов;
7) введение запрета перевозки пассажиров на СИМ;
8) изменение запрета остановки и стоянки ближе 15 метров от стоянки легковых такси, обозначенных разметками 1.17.1;
9) установление возможности организации парковок (парковочных местах), предназначенных только для зарядки электромобилей;
10) совершенствование обозначения парковочных мест техническими средствами организации дорожного движения;
11) установление запрета движения по дорогам, находящимся на территориях общего пользования, транспортных средств, требования к которым не установлены Правилами дорожного движения (далее - Правила), либо в отношении которых в нарушение действующего законодательства не осуществлена государственная регистрация;
12) установление технических требований к СИМ, которые допускаются к движению по правому краю проезжей части;
13) изменение правил движения СИМ и велосипедов в местах совмещенного движения с пешеходами;
14) установление возможности организации мест стоянок транспортных средств оперативных служб.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
В 2023 году в отношении пользователей СИМ возбуждено более 66 тыс. дел об административных правонарушениях. Наибольшее количество нарушений выявлялось в летне-осенний период, что во многом обусловлено сезонной эксплуатацией СИМ. Практически во всех (98,6 %) установленных случаях пользователи СИМ, совершившие нарушения, приравнивались к другим лицам, непосредственно участвующим в дорожном движении (кроме водителя, пешехода и пассажира).
Среди нарушений, допущенных пользователями СИМ как другими участниками дорожного движения, абсолютное большинство (99 %) квалифицировалось по ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ. Около 0,4 % нарушений связаны с созданием помех в движении (ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ), еще столько же - с причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ), 0,2 % нарушений совершено пользователями СИМ как другими участниками дорожного движения в состоянии опьянения.
В 1,4 % случаев нарушения, допущенные пользователями СИМ, квалифицированы по статьям Особенной части КоАП РФ, устанавливающим ответственность водителей механических транспортных средств, поскольку технические характеристики некоторых СИМ соответствуют мопеду или мотоциклу.
Среди выявленных в 2023 году нарушений, в которых пользователи СИМ приравнены к водителям транспортных средств, около пятой части (18,8 %) пришлось на неиспользование шлемов (ст. 12.6 КоАП РФ), а также на управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления (18 %). Управление транспортных средств водителем с признаками опьянения (ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ) и причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью составили 8,9 и 8,8 % всех нарушений, в которых пользователи СИМ приравнены к водителям транспортным средствам.
Анализ правоприменительной практики в области организации дорожного движения показал, что существует необходимость совершенствования регулирования использования СИМ, в том числе в части однозначного определения лица, использующего для передвижения СИМ, как водителя транспортного средства и распространения на него соответствующих обязанностей, а также разграничения СИМ от мопедов и мотоциклов.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Начиная с 2020 года общее количество СИМ выросло в пять раз, количество поездок с использованием СИМ, предоставляемых в краткосрочную аренду, выросло в двенадцать раз. На начало 2023 года количество СИМ, находящихся в прокате, достигло 192 тыс., в том числе в г. Москве 40 тыс., продано в розницу с 2020 по 2022 год 540 тыс. Таким образом, общее количество эксплуатируемых СИМ - более 750 тыс. (без учета приобретенных до 2019 года).
Указанная тенденция также отражается и на показателях аварийности с участием данных средств передвижения. Согласно аналитическим данным НИЦ БДД МВД России в период с 2018 по 2020 год с участием СИМ, оснащенных электродвигателем, в 8 раз увеличилось количество внесенных в госстатотчетность ДТП, погибших - в 6 и раненых - в 8 раз. Всего в 2020 году зарегистрировано 331 (+182,9 % к АППГ) ДТП, в котором погибли 6 (+50 % к АППГ) и ранены 347 (+184,4 % к АППГ) человек. В 2021 году зарегистрировано 672 (+67,5 % к АППГ) ДТП с участием СИМ, в результате которых погибли 20 (+185,7 % к АППГ) человек, в том числе 1 несовершеннолетний в возрасте до 16 лет. Ранения получили 704 (+67,2 % к АППГ) человека, в числе которых 133 (+54,6 % к АППГ) ребенка в возрасте до 16 лет. В 2022 году зарегистрировано 941 (+40 % к АППГ) ДТП с участием СИМ, в результате которого погибли 19 (-5 % к АППГ) человек, в том числе 2 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Ранения получили 976 (+38,6 % к АППГ) человек, в числе которых 192 ребенка в возрасте до 16 лет. В 2023 году зарегистрировано 3 100 (+229,4 % к АППГ) ДТП с участием СИМ, в результате которых погибли 43 (+126,3 % к АППГ) человек, в том числе 7 несовершеннолетний в возрасте до 16 лет. Ранения получили 3 177 (+225,5 % к АППГ) человека, в числе которых 1 041 детей в возрасте до 16 лет.
В целях повышения уровня безопасности дорожного движения предлагается внести изменения в ПДД.
В настоящее время водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
В соответствии с данным определением под понятие "водитель" попадает велосипедист и лицо, использующее для передвижения СИМ. При этом в ПДД уже существует отдельное понятие для велосипедиста - лица, управляющего велосипедом. В целях однозначного соотношения лица, использующего для передвижения СИМ, к водителям предлагается введение понятия "лицо, использующего для передвижения СИМ"
Однозначное отнесение лица, использующего для передвижения СИМ, обеспечит распространение:
- обязанности соответствия транспортного средства Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;
- обязанности перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства;
- запрета движения при неисправности рабочей тормозной системы;
- обязанности при ДТП не перемещать предметы, не перемещать транспортные средства, оказать первую помощь раненым, отправить пострадавших в медучреждение, освободить проезжую часть зафиксировав обстоятельства ДТП, записать данные очевидцев и ждать прибытия сотрудников полиции;
- запрета пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
- запрета пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
- обязанности уступать дорогу транспортным средствам с проблесковыми маячками и сиреной;
- обязанности следовать сигналам регулировщика;
- обязанности уступать дорогу при различных маневрах и проезде перекрестков;
- запрета разворачиваться на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах и под ними, ж/д переездах, на остановках, в местах с ограниченной видимостью;
- обязанности соблюдать дистанцию и боковой интервал;
- обязанности соблюдать ограничение скорости;
- запрета резкого торможения без причин;
- обязанности уступать пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения СИМ, при повороте налево или направо;
- обязанности по требованию сотрудников полиции проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
- обязанности останавливать транспортное средство по требованию сотрудника полиции и регулировщика;
- запрета на употребление алкогольных напитков, наркотических, психотропных или иных одурманивающих веществ.
С учетом сложностей правоприменительной практики, связанной с определением вида транспортного средства между мопедом, мотоциклом и СИМ, проектом постановления предлагается уточнение их понятий, в том числе в части указания количества людей, перемещаемых с их помощью. Кроме того, проектом постановления предлагается четкое определение какие транспортные средства являются механические транспортные средства. При этом к понятию "механическое транспортное средство" не относятся СИМ и велосипеды, что способствует четкому определению обязанностей.
В целях повышения безопасности дорожного движения уточнены обязанности пешеходов при переходе дороги и обязанности велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ, при пересечении проезжей части вне перекрестков. Так, в целях обозначения специальных мест, где велосипедисты и лица, использующие для передвижения СИМ, могут не спешившись пересечь проезжую часть, предусматривается изменение применение дорожной разметки 1.15 и дорожных знаков 1.24.
В настоящее время существует проблематика в части хаотичного паркования СИМ. В целях упорядочивания их паркования проектом постановления предусматривается введение четких правил для лиц, использующих для передвижения СИМ, где они могут осуществлять стоянку и останавливаться.
Немаловажным является и негативная реакция общества на передвижение СИМ по тротуарам, так как есть необходимость определения более четких и рамочных правил их передвижения на совмещенной инфраструктуре. Проектом постановления в целях решения данной проблематики дополнительно ограничиваются СИМ при движении вблизи пешехода до 10 км/ч, что позволит снизить риски столкновений с пешеходами, а также сохранить комфорт движения пешеходов.
Кроме того, проектом постановления предусматривается введение нового дорожного знака 5.18.1 и дорожной разметки 1.27, которые предназначены для обозначения мест остановки оперативных служб (изображение прилагается). В настоящее время с учетом растущей автомобилизации в условиях существующей застройки осложнен подъезд и стоянка транспортных средств оперативных служб. Так, нередки случаи, когда для транспортных средств медицинских учреждений вблизи подъездов отсутствует место для стоянки и, для обеспечения проезда, им приходится осуществлять остановку на значительном расстоянии.
Определение мест для оперативных служб решило бы данную проблему при грамотном подходе по их организации.
Предлагается применение знака 5.18.1 и разметки 1.27 аналогично знаку 5.18 и разметки 1.17 соответственно.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных финансовых ассигнований из федерального бюджета.
Принятие проекта постановления не предполагает увеличения численности федеральных органов исполнительной власти, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта постановления:
будет способствовать повышению безопасности дорожного движения;
положительно отразится на правоприменительной практике в отношении велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ;
будет способствовать достижению целевых значений показателей, установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения;
не окажет отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация проекта постановления:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет финансовых затрат органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
6. Прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта постановления не влечет негативных социально-экономических, финансовых и иных прогнозируемых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению,а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация проекта постановления не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
7. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления дополняются и уточняются обязанности велосипедистов и лиц, использующих для передвижения СИМ, соблюдение которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.