Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2409"
(подготовлен Минфином России 24.09.2024 г.)
Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", принятым в рамках реализации федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", внесены изменения в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ), согласно которым удостоверяющий центр федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, вправе наделить доверенных лиц полномочиями на прием заявлений о получении квалифицированного сертификата юридического лица и выполнение требований статьи 18 Федерального закона N 63-ФЗ от имени удостоверяющего центра федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, на создание ключа электронной подписи, а также на хранение ключей квалифицированных электронных подписей для дистанционного использования и на создание при помощи указанных ключей электронных подписей для электронных документов.
Указанные доверенные лица определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственной регистрации юридических лиц, из числа удостоверяющих центров, получивших аккредитацию в соответствии с частями 3 и 3.1 статьи 16 Федерального закона N 63-ФЗ (далее - удостоверяющий центр), при условии их соответствия дополнительным требованиям к доверенным лицам удостоверяющего центра федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2409 (далее соответственно - постановление N 2409, дополнительные требования).
Постановлением N 2409 установлены ограничения, в том числе по виду деятельности удостоверяющего центра, согласно которым доверенным лицом может являться удостоверяющий центр, принадлежащий к одной из категорий организаций, являющихся российским банком, или организацией федеральной почтовой связи, или оператором связи, имеющим право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, или оператором связи, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, который имеет право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, или юридическим лицом, в уставном капитале которого не менее 25 процентов долей (акций) принадлежит организациям, в которых Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" в силу преобладающего участия в их уставных капиталах, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения, которые имеют филиалы, и (или) представительства, и (или) иные обособленные подразделения (внутренние структурные подразделения банка) на территориях не менее чем двух третьих всех субъектов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации - Республики Крым и г. Севастополя, либо является оператором электронной площадки или специализированной электронной площадки, входящим в перечень операторов электронных площадок или в перечень операторов специализированных электронных площадок, которые утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. N 1447-р, либо является акционерным обществом, 100 процентов акций которого принадлежит субъекту Российской Федерации - г. Москве, юридическим лицом, в уставном капитале которого более 50 процентов долей (акций) принадлежит организации "Газпромбанк" (Акционерное общество).
Проектом постановления предлагается внести изменение в пункт 3 дополнительных требований, установленных постановлением N 2409, и расширить указанный перечень организаций, включив в него некоммерческую организацию, учрежденную Федеральной нотариальной палатой в форме фонда.
Указанные изменения вносятся в соответствии с поступившими обращениями Президента Федеральной нотариальной палаты К.А. Корсика с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон N 63-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральным законом N 63-ФЗ предусмотрена возможность наделения доверенных лиц удостоверяющего центра УЦ ФНС России полномочиями на прием заявлений о получении квалифицированного сертификата и выдачи квалифицированного сертификата от имени УЦ ФНС России.
Наделение удостоверяющего центра Федеральной нотариальной палатой (далее - УЦ ФНП) полномочиями доверенного лица УЦ ФНС России позволит обеспечить оперативную выдачу квалифицированных сертификатов и непрерывную работу нотариусов и лиц, замещающих временно отсутствующих нотариусов, на всей территории Российской Федерации, включая новые регионы Российской Федерации.
В случае внесения указанных изменений в пункт 3 дополнительных требований УЦ ФНП готов обеспечить остальные технические требования, предъявляемые к доверенным лицам УЦ ФНС России, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2020 г. N 1987 "О порядке определения доверенных лиц удостоверяющего центра федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц", приказом ФНС России от 30 декабря 2020 г. N ВД-7-24/982@ "Об утверждении Порядка реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей", приказом ФСБ России от 1 мая 2021 г. N 171 "Об утверждении организационно-технических требований в области информационной безопасности к доверенным лицам удостоверяющего центра федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц" и дополнительными требованиями.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предлагаемые к реализации решения проекта постановления не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проектом постановления не устанавливаются новые требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования). Государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона N 63-ФЗ. Предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения определяются в соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона N 63-ФЗ, согласно которой доверенное лицо несет гражданско-правовую, административную и (или) уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом N 63-ФЗ и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также порядком реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей.
Проектом постановления только расширяется круг организаций, которые могут быть определены доверенным лицом удостоверяющего центра ФНС России, без установления новых обязательных требований для указанных удостоверяющих центров.
Принятие и реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.