Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1064 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации"
(подготовлен Минтрансом России 14.10.2024 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1064 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5440; N 50, ст. 8560).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
М.Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ______________ N ________
Изменения,
которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации
1. Пункт 15 дополнить подпунктом "ж" следующего содержания:
"ж) меры стимулирования добросовестности.".
2. Раздел VI дополнить подразделом "Меры стимулирования добросовестности" следующего содержания:
"Меры стимулирования добросовестности
391. В целях мотивации контролируемых лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта, к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (далее - меры стимулирования добросовестности), - присвоение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, предоставление контролируемому лицу права публично размещать указанную информацию в открытых источниках (в том числе в информационных и рекламных целях), снижение категории риска в соответствии с настоящим пунктом.
Меры стимулирования добросовестности применяются к контролируемым лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, операторам аэродромов, деятельность которых отнесена к любой категории риска в соответствии с главой III настоящего Положения и которые соответствуют критерию (критериям) добросовестности, предусмотренным пунктом 39 2 настоящего Положения
Оценка добросовестности контролируемых лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, и операторов аэродромов проводится контрольным (надзорным) органом один раз в 12 месяцев.
392. Критериями добросовестности являются:
количество произошедших в течение 2 лет до дня проведения оценки добросовестности авиационных происшествий (катастроф и аварий) и (или) серьезных авиационных инцидентов по причине действий (бездействия) контролируемых лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, операторов аэродромов;
количество выявленных в течение 2 лет до дня проведения оценки добросовестности фактов представления контролируемыми лицами, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, операторами аэродромов в контрольный (надзорный) орган недостоверных сведений и (или) документов, содержащих недостоверные сведения, представление которых предусмотрено пунктом 1 статьи 95, пунктом 7 статьи 971 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и (или) несвоевременного представления указанных сведений и документов;
количество неисполненных в течение 2 лет до дня проведения оценки добросовестности контролируемыми лицами, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, операторами аэродромов предписаний контрольного (надзорного) органа в сроки, установленные в данных предписаниях;
представление контролируемыми лицами, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, операторами аэродромов доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам в рамках соглашения об информационном взаимодействии (далее - доступ к информационным ресурсам);
соблюдение контролируемыми лицами, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, операторами аэродромов международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, внедрение процедур, направленных на повышение комфортабельности перевозок пассажиров и предоставляемых услуг на борту воздушного судна (далее - процедуры), оцененное экспертами, привлекаемыми контрольным (надзорным) органом.
393. В зависимости от соответствия контролируемого лица одному или нескольким критериям добросовестности такому лицу контрольным (надзорным) органом присваиваются баллы от 0 до 100 баллов.
394. Максимальное количество баллов, присвоенное за соответствие одному критерию, составляет 20 баллов и оценивается в соответствии со следующими условиями:
а) количество произошедших в течение 2 лет до дня проведения оценки добросовестности авиационных происшествий (катастроф и аварий) и (или) серьезных авиационных инцидентов по причине действий (бездействия) контролируемых лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, операторов аэродромов оценивается от 0 до 20 баллов, где:
наличие 1 катастрофы оценивается в 0 баллов;
наличие 1 или более аварии оценивается в 5 баллов - при условии отсутствия катастроф, произошедших в течение 2 лет до дня проведения оценки добросовестности по причине действия (бездействия) контролируемых лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, операторов аэродромов;
наличие 1 или более серьезного авиационного инцидента оценивается в 10 баллов - при условии отсутствия катастроф и аварий, произошедших в течение 2 лет до дня проведения оценки добросовестности по причине действия (бездействия) контролируемых лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, операторов аэродромов;
отсутствие авиационных происшествий (катастроф и аварий) и (или) серьезных авиационных инцидентов оценивается в 20 баллов;
б) количество выявленных в течение 2 лет до дня проведения оценки добросовестности фактов представления контролируемыми лицами, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, операторами аэродромов в контрольный (надзорный) орган недостоверных сведений и (или) документов, содержащих недостоверные сведения, представление которых предусмотрено пунктом 1 статьи 95, пунктом 7 статьи 971 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и (или) несвоевременного представления указанных сведений и документов оценивается от 0 до 20 баллов, где:
выявление 2 и более фактов представления недостоверных сведений и (или) документов, содержащих недостоверные сведения, и (или) их несвоевременного представления оценивается в 0 баллов;
выявление 1 факта представления недостоверных сведений и (или) документов, содержащих недостоверные сведения, и (или) их несвоевременного представления оценивается в 10 баллов;
отсутствие фактов представления недостоверных сведений и (или) документов, содержащих недостоверные сведения, и (или) их несвоевременного представления оценивается в 20 баллов;
в) количество неисполненных в течение 2 лет до дня проведения оценки добросовестности контролируемыми лицами, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, операторами аэродромов предписаний контрольного (надзорного) органа в сроки, установленные в данных предписаниях, оценивается от 0 до 20 баллов, где:
наличие 3 и более неисполненных предписаний оценивается в 0 баллов:
наличие 2 неисполненных предписаний оценивается в 10 баллов;
наличие 1 неисполненного предписания оценивается в 15 баллов;
отсутствие неисполненных предписаний оценивается в 20 баллов;
г) представление контролируемыми лицами, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, операторами аэродромов контрольному (надзорному) органу доступа к информационным ресурсам оценивается от 0 до 20 баллов, где:
непредставление доступа к информационным ресурсам оценивается в 0 баллов;
представление контролируемыми лицами, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, операторами аэродромов информации контрольному (надзорному) органу о неприменении информационных ресурсов при осуществлении ими деятельности оценивается в 5 баллов;
представление доступа к информационным ресурсам оценивается в 20 баллов;
д) соблюдение контролируемыми лицами, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, операторами аэродромов международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, внедрение процедур, оцененное экспертами, привлекаемыми контрольным (надзорным) органом, оценивается от 0 до 20 баллов, где:
0-75 % соблюдения международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, внедрения процедур оценивается 0 баллов;
76-80 % соблюдения международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, внедрения процедур оценивается в 5 баллов;
81-85 % соблюдения международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, внедрения процедур оценивается в 7 баллов;
86-90 % соблюдения международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, внедрения процедур оценивается в 10 баллов;
91-95 % соблюдения международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, внедрения оценивается в 15 баллов;
96-100 % соблюдения международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, внедрения процедур оценивается в 20 баллов.
395.При присвоении контролируемым лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, операторам аэродромов 85 баллов и более контрольный (надзорный) орган снижает категорию риска в отношении деятельности лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, операторов аэродромов на одну категорию.
396.Информирование контролируемых лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, операторов аэродромов о применении в их отношении мер стимулирования добросовестности, включая информирование о количестве присвоенных баллов, осуществляется контрольным (надзорным) органом посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 15 рабочих дней со дня проведения оценки добросовестности.".
3. Раздел VIII дополнить пунктами 631, 632, 633, 634 следующего содержания:
"631. Обязательный мониторинг осуществляется в отношении лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации и обязанных соблюдать требования, указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, а также лиц, имеющих разрешительные документы, указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения.".
"632. Обязательный мониторинг осуществляется на основании приказа (распоряжения) должностных лиц, указанных в пункте 5 настоящего Положения.".
"633. При осуществлении обязательного мониторинга могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр (в дистанционном формате);
б) опрос;
в) истребование документов;
г) получение письменных объяснений;
д) экспертиза.".
"634. В случае выявления в результате осуществления обязательного мониторинга нарушений обязательных требований должностное лицо Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимает решения в соответствии с частью 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".".
4. Приложение N 2 к указанному Положению изложить в следующей редакции:
"Приложение N 2
к Положению о федеральном
государственном контроле (надзоре)
в области гражданской авиации
Ключевые показатели
федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации и их целевые значения
Наименование ключевого показателя |
Целевые значения (не превышают указанные величины) |
||
2025 год |
2026 год |
||
| |||
1. |
Количество погибших лиц, находившихся на борту, в результате авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами, выполняющими полет в целях осуществления коммерческой воздушной перевозки, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год |
0,9 |
0,8 |
|
|
|
|
2. |
Количество лиц, находившихся на борту, получивших вред здоровью в результате авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами, выполняющими полет в целях осуществления коммерческой воздушной перевозки, на 1 млн. перевезенных пассажиров за отчетный год |
0,67 |
0,52 |
".
___________________
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
К профилактическим мероприятиям в рамках госконтроля в области гражданской авиации планируется дополнительно отнести применение мер стимулирования добросовестности. Будет определен порядок. Также будут прописаны правила проведения обязательного мониторинга деятельности. Изменятся ключевые показатели госконтроля.