Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1064 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации"
(подготовлен Минтрансом России 14.10.2024 г.)
1. Общие характеристики проекта акта.
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1064" (далее - проект постановления) направлен на совершенствование норм законодательства Российской Федерации с целью установления баланса публичных и частных интересов, расширения практики профилактики предотвращения вреда охраняемым законом ценностям, снижения административного давления на предприятия гражданской авиации,а также внедрения проактивного подхода и реализации мер по предупреждению нарушений.
Проект постановления предусматривает проведение профилактических мероприятий, направленных на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, стимулирование мер добросовестности, мотивацию контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований в области гражданской авиации.
1. Внедрение критериев добросовестности предусмотрено Концепцией совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 N 3745-р, которой проецируется развитие органов государственного надзора в части, касающейся стимулирования добросовестного поведения контролируемых лиц. Важную роль в решении этой задачи играет трансформация контрольных (надзорных) органов от упреждающе-карательной к сервисной, клиентоориентированной модели поведения. Одним из инструментов достижения указанных целей является внедрение системы рейтингования поднадзорных лиц с присвоением им соответствующих баллов на основании соблюдения обязательных требований и дополнительных рекомендаций.
С этой целью в проекте постановления предлагается установить следующие критерии оценки добросовестности контролируемого лица: отсутствие в течение 2 лет до даты проведения оценки по причине действия (бездействия) владельца объекта контроля транспортных происшествий (катастроф и аварий) и серьезных инцидентов; отсутствие в течение 1 года до даты проведения оценки фактов недостоверного представления контролируемым лицом в контролирующий орган информации, предусмотренной нормативными правовыми актами в области гражданской авиации; предоставление контролируемым лицом доступа контролирующему органу к своим информационным ресурсам в рамках соглашения об информационном взаимодействии; исполнение контролируемым лицом рекомендаций контролирующего органа; независимая оценка экспертами*(1), аккредитованными контролирующим органом, соблюдения контролируемым лицом международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, включая внедрение процедур, направленных на повышение комфортабельности перевозок пассажиров и предоставляемых услуг на борту воздушного судна.
2. Дополнение раздела VIII Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1064 (далее - Положение), пунктами 631, 632, 633, 634 направлено на приведение Положения в соответствие с Федеральным законом от 8 августа 2024 г. N 289-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в Воздушный кодекс Российской Федерации вводятся нормы об осуществлении обязательного мониторинга.
3. Действующей редакцией Приложения N 2 к Положению установлено 30 ключевых показателей федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации и их целевые значения. Содержание всех ключевых показателей связано с перевозкой пассажиров, при этом установлено разделение на цели полета (коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, авиация общего назначения).
Статьей 21 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено,что гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
В свою очередь из содержания пункта 1 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации следует, что к авиационным работам относится деятельность, выполняемая с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи, других целей и не связанная с перевозкой пассажиров за плату.
В связи с этим перевозка пассажиров допускается только в сегменте коммерческих воздушных перевозок, что обуславливает необходимость исключения из Приложения 2 к Положению ключевых показателей, относящихся к авиации общего назначения и выполнению авиационных работ.
Кроме того, изменения необходимы ввиду восстановления объема авиаперевозок в условиях проведения специальной военной операции, что не учитывалось на момент утверждения ключевых показателей в первоначальной редакции.
2. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Издание проекта постановления не потребует выделения дополнительных финансовых ассигнований из федерального бюджета.
Издание проекта постановления не предполагает увеличения численности федеральных органов исполнительной власти, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
3. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Издание проекта постановления не повлечет за собой:
изменения объема полномочий и компетенций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
4. Прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Издание проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных прогнозируемых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению,а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация проекта постановления не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
5. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
6. Информация о наличии или отсутствии в проекте постановления требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1064"
Реализация полномочий, предусмотренных настоящим проектом постановления, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанной Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
-------------------------------------------
*(1) Приказ Ространснадзора от 24.05.2022 N ВБ-266фс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.