Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минфином России 25.10.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) направлен на реализацию положений пункта 2.3 статьи 23 и пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" в связи с созданием в Российской Федерации национальной системы прослеживаемости товаров.
Законопроектом предусматривается внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) норм об ответственности юридических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, за следующие нарушения:
- невыполнение обязанности участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, по представлению отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (проектируемая статья 15.49 КоАП РФ);
- неотражение (неполное отражение, искажение) реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах и (или) универсальных передаточных документах, универсальных корректировочных документах, полученных налоговым органом от оператора электронного документооборота (проектируемая статья 15.50 КоАП РФ);
- искажение реквизитов прослеживаемости в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (проектируемая статья 15.51 КоАП РФ);
- нарушение установленного способа выставления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур и (или) универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (проектируемая статья 15.52 КоАП РФ);
- невыполнение операторами электронного документооборота, обязанности по представлению счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур и (или) универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (проектируемая статья 15.53 КоАП РФ).
Размеры административного наказания, предусмотренные законопроектом по проектируемым статьям 15.49 - 15.52 КоАП РФ, соразмерны установленным статьями 119 и 126 НК РФ штрафам, составляющим за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации 1000 рублей за одну непредставленную налоговую декларацию, а за непредставление документов - 200 рублей за документ.
При определении конечного размера штрафа были приняты предложения бизнес-сообщества, направленные в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия проектируемого федерального закона.
Так, например, в проектируемой статье 15.49 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере пятисот рублей за каждый непредставленный документ; на юридических лиц - одной тысячи рублей за каждый непредставленный документ.
Обязанность представлять в налоговый орган указанные документы определена пунктом 2.3 статьи 23 НК РФ. В соответствии с пунктом 32 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" (далее - Положения) срок представления отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, определен как 25 число месяца, следующего за отчетным периодом.
Под документами, содержащими реквизиты прослеживаемости, понимаются уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства-члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена ЕАЭС.
Данные документы имеют свой срок представления, а именно, уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, и уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, предоставляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение 5 рабочих дней с даты принятия на учет или с даты отгрузки таких товаров, определены пунктами 23 и 25 Положения.
Уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, может содержать одновременно всю информацию о товаре, по количеству регистрационных номеров партии товаров (далее - РНПТ), который был реализован участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена ЕАЭС. Таким образом, данное уведомление предоставляется на дату отгрузки товара и размер штрафа зависит от частоты реализации товаров, подлежащих прослеживаемости.
В случае непредставления уведомления о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости и уведомления об остатках, подлежащих прослеживаемости, размер штрафа определяется исходя из количества наименований товаров единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), то есть на одно наименование товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС предоставляется одно уведомление. Таким образом, размер штрафа зависит от количества непредоставленных уведомлений.
В проектируемой статье 15.50 КоАП РФ при неотражении (неполном отражении, искажении) реквизитов прослеживаемости в одном счете-фактуре, корректировочном счете-фактуре, универсальном передаточном документе, корректировочном универсальном передаточном документе штраф рассчитывается как 1000 рублей без учета количества не отраженных (искаженных) реквизитов прослеживаемости. Таким образом, размер штрафа зависит от количества таких документов, при этом предельный штраф не может превышать 100000 рублей для юридических лиц и 30000 рублей для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Аналогичный подход к определению суммы штрафа в проектируемой статье 15.51 КоАП РФ - за один отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, штраф рассчитывается как 1000 рублей.
В проектируемой статье 15.52 КоАП РФ размер штрафных санкций рассчитывается за каждый документ, предоставленный неустановленным способом, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере пятьсот рублей за каждый непредставленный документ; на юридических лиц -тысяча рублей за каждый непредставленный документ.
Кроме того, в целях исполнения обязанности по представлению документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, каждый участник оборота товаров вправе использовать сервис проверки товаров, подлежащих прослеживаемости, расположенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ФНС России по электронному адресу https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/traceability, что исключает формальный подход при проверке документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.
Таким образом, штрафные санкции, предусмотренные законопроектом, являются соразмерными совершенным правонарушениям, в связи с чем уменьшение размера штрафов нецелесообразно.
Кроме того, проектируемая статья 15.53 КоАП РФ определяет размер штрафных санкций, возлагаемых на операторов электронного документооборота, обязанность которых представлять счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры, универсальные передаточные документы, универсальные корректировочные документы определена пунктом 2 Положения. При этом порядок направления таких документов определен приказом ФНС России от 08.07.2022 N ЕД-7-15/636@ "Об утверждении порядка представления операторами электронного документооборота счетов-фактур, универсальных передаточных документов и универсальных корректировочных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронной форме".
Отсутствие наказания за непредставление юридическими лицами и лицами, осуществляющими деятельность без образования юридического лица, сведений, предусмотренных пунктом 23 статьи 23, пунктом 5 статьи 169 НК РФ и подпунктом "г" пункта 13 Положения, а также не указание реквизитов прослеживаемости в документах, установленных в статье 169 НК РФ и в подпункте "г" пункта 13 Положения, может привести к неисполнению требований норм о национальной системе прослеживаемости товаров. Это в свою очередь влечет отсутствие возможности осуществлять прослеживаемость товаров документарным способом без нанесения на товар, подлежащий прослеживаемости, контрольно-идентификационных знаков. Отсутствие информации о цепочках поставки товаров для целей предотвращения распространения контрафактной и контрабандной продукции приведет к отсутствию сведений для возможности осуществления контрольных мероприятий со стороны ФНС России и ФТС России.
Принимаемый законопроект распространяется на более чем 558 тыс. участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, вместе с тем, по данным национальной системы прослеживаемости товаров на конец 2023 года, количество участников оборота, товаров, подлежащих прослеживаемости, отражавших в представленных в налоговый орган документах реквизиты прослеживаемости составляет 357 тыс. налогоплательщиков. Кроме того, в представленных документах с реквизитами прослеживаемости выявлено порядка 371 тысяч расхождений, вместе с тем доля устранения расхождений составляет 17,84%.
К 2030 году ожидается значительное увеличение числа участников оборота, прослеживаемых товаров, подключенных к системе электронного документооборота (ЭДО), которая позволит контролировать "чистоту" данных.
Вводимые положения не противоречат положениям действующего законодательства Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация мероприятий, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.