Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Проект Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об особенностях организации и проведения прокурорских проверок в отношении хозяйствующих субъектов" (подготовлен Генпрокуратурой России 31.10.2024)

Проект Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об особенностях организации и проведения прокурорских проверок в отношении хозяйствующих субъектов"
(подготовлен Генпрокуратурой России 31.10.2024 г.)

 

Досье на проект

 

В целях совершенствования организации прокурорского надзора, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным прокурорам, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур":

1.1. При проведении проверок в отношении коммерческих, некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - хозяйствующие субъекты) неукоснительно соблюдать положения статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), устанавливающие основания, порядок организации и сроки проведения проверок, и настоящего приказа.

Особенности организации и проведения проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборонно-промышленного комплекса, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа, а также иных задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства, могут устанавливаться отдельными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1.2. Проверки проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Иметь в виду, что такая информация может содержаться в обращениях граждан, организаций и должностных лиц, сообщениях средств массовой информации, публикациях на интернет-ресурсах, в социальных сетях, мессенджерах и иных доступных источниках, материалах уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, актах ревизии, проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, других документах и материалах, содержащих конкретные сведения о возможных нарушениях закона.

1.3. Тщательно прорабатывать предложения о включении надзорных мероприятий в планы работы соответствующих прокуратур.

Перечень хозяйствующих субъектов, подлежащих проверке, формировать на основании результатов проведенного анализа состояния законности и правопорядка, прокурорской и правоприменительной практики, статистической и иной информации, содержащей достаточные данные, указывающие на наличие признаков нарушений законов в их деятельности.

1.4. Обеспечить выполнение требования Закона о прокуратуре о недопустимости подмены органами прокуратуры иных государственных органов при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В этих целях в обязательном порядке оценивать необходимость прокурорского вмешательства, связанную с наличием у прокурора исключительных полномочий по возбуждению дела об административном правонарушении и принятию иных мер реагирования, со сведениями о бездействии уполномоченных органов государственного контроля (надзора) и результатах ранее проведенных ими проверок.

В качестве безусловного повода к проведению проверок рассматривать информацию о нарушении законов, несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, получивших широкий общественный резонанс, или об имеющих системный характер грубых нарушениях закона, затрагивающих права значительного числа граждан либо лиц, в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждающихся в особой поддержке и защите со стороны государства, а также об угрозах обороне страны и безопасности государства.

1.5. Для получения дополнительных данных, необходимых в рамках рассмотрения обращений граждан и организаций, а также в иных целях, связанных с осуществлением возложенных на прокурора функций, использовать полномочия по истребованию у хозяйствующих субъектов сведений, документов и других материалов, предоставленные статьей 6 Закона о прокуратуре.

В приоритетном порядке запрашивать информацию в уполномоченных государственных и муниципальных органах, анализировать данные, размещенные в открытых источниках, а также содержащиеся в государственных информационных системах, использовать возможности межведомственного электронного взаимодействия для их получения.

1.6. Не допускать проведения проверочных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов без оформления предусмотренного пунктом 3 статьи 21 Закона о прокуратуре решения о проведении проверки.

1.7. Строго соблюдать установленный в пункте 2.3 статьи 6 Закона о прокуратуре запрет на истребование информации, документов и материалов или их копий, не обусловленных целями проводимой проверки и (или) не относящихся к ее предмету, а также информации, документов и материалов или их копий, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальных сайтах государственных, муниципальных и иных органов, организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Исключить случаи истребования у хозяйствующих субъектов подлинников документов вне рамок проводимых проверок и при отсутствии необходимости их использования для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, решения вопроса об уголовном преследовании.

1.8. Устанавливать с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 6 Закона о прокуратуре, достаточные сроки для представления хозяйствующими субъектами информации, документов и материалов, принимая во внимание объем запрашиваемых сведений и наличие технической возможности их оперативного представления.

Обеспечивать своевременный возврат полученных от хозяйствующих субъектов подлинников документов после завершения проверки, а также в случае отсутствия необходимости их дальнейшего использования.

2. Прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, их заместителям:

2.1. Решения о проведении проверки в отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, о расширении предмета такой проверки предварительно согласовывать с руководителями прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур (при отсутствии поручения руководителей вышестоящей прокуратуры о проведении проверки в отношении конкретного лица).

Порядок и сроки такого согласования определяются организационно-распорядительными документами прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуроров, в органах военной прокуратуры - Главного военного прокурора.

В случаях, не терпящих отлагательств, допускается проведение проверки с одновременным уведомлением вышестоящего прокурора, которым обеспечивается оценка наличия оснований для ее проведения.

При отсутствии достаточных оснований для проведения проверки решение нижестоящего прокурора подлежит отмене, о чем незамедлительно уведомляется соответствующий прокурор и проверяемая организация.

2.2. Решение о продлении срока проведения проверки в отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей на срок, не превышающий 30 календарных дней, принимать в порядке, установленном статьей 21 Закона о прокуратуре, после согласования с прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным и иным специализированным прокурором.

3. Установить, что положения настоящего приказа не распространяются на правоотношения, связанные с организацией и проведением проверок в отношении органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, либо субъектов Российской Федерации, либо муниципальных образований.

4. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

 

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции

И.В. Краснов