Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О платформенной экономике в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 22.11.2024 г.)
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года отмечено, что повышение эффективности всех сфер производительности труда неразрывно связано с цифровизацией, которая дает возможность создавать цифровые платформы, которые позволяют оптимально выстроить взаимодействие граждан, бизнеса и государства между собой.
Проект федерального закона "О платформенной экономике в Российской Федерации" разработан для создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, а также для создания правовых условий развития и функционирования таких платформ путем установления требований к их деятельности.
Указанные цели регулирования, установленные законопроектом, соответствуют таким национальным целям развития Российской Федерации, как комфортная и безопасная среда для жизни, устойчивая и динамичная экономика и технологическое лидерство (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года").
Проект федерального закона определяет основные понятия. Так, под платформенной экономикой предлагается понимать совокупность экономических отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях. Цифровая платформа - это информационная система и (или) сайт в чети "Интернет", и (или) программы для ЭВМ, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях распространения и обмена информацией, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Предоставление доступа к платформе, а также ее использование должно, как указывается в законопроекте, основываться на принципах равенства (в том числе равенства технических возможностей), прозрачности (открытости), запрета дискриминации и недопустимости ограничения доступа лиц к платформе.
В целях формальной определенности предлагается, чтобы федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, велся реестр посреднических цифровых платформ.
При этом устанавливается, что взаимодействие оператора и партнеров осуществляется на основании договора между ними после проверки сведений о лице, имеющем намерение стать партнером, посредством ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо идентификации и аутентификации с использованием единой системы. Такой договор может быть заключен в электронной форме на самой платформе.
Законопроект устанавливает требования к размещению карточки товара партнером. Так, оператор обязан обеспечивать партнеру техническую возможность размещения в карточке информации о партнере, товаре, работе, услуге, в том числе о наличии у партнера разрешений, лицензий или иных документов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, а также информации об исполнении требований по маркировке товаров. Кроме того, оператор должен разместить в карточке информацию о том, что предлагаемый к продаже товар подлежит маркировке, если такое требование установлено законодательством.
Одной из ключевых обязанностей оператора, отражающих существо платформенной экономики, является размещение в карточке товара информации о том, что он не является продавцом предлагаемого товара, исполнителем предлагаемых работ, услуг и не заключает с пользователем договор купли-продажи товара, договор подряда, договор возмездного оказания услуг (за исключением случаев, когда оператор продает товары, выполняет работы, оказывает услуги от своего имени).
Кроме того, законопроект прямо запрещает размещение на платформах карточки товара, содержащей предложения о продаже товаров, изъятых из оборота, а также не прошедших государственную регистрацию пестицидов, агрохимикатов, биологически активных добавок.
Устанавливается процедура изменения договора между оператором и партнером. По общему правилу, в случае одностороннего изменения оператором договора между оператором и партнером такое лицо обязано направить уведомление не менее чем за 15 дней до вступления такого изменения в силу.
Оператор вправе приостанавливать или ограничивать доступ к личному кабинету (блокировка) и (или) прекращать размещение карточки товара, если указанные меры предусмотрены в договоре между оператором и партнером. В частности, блокировка осуществляется в случаях нарушения партнером законодательства Российской Федерации, а также обнаружения признаков и (или) факта неправомерного доступа третьих лиц к личному кабинету. При этом устанавливается обязательная процедура досудебного обжалования на платформе действий (бездействия) оператора, связанных с применением мер ответственности, блокировкой, снижением рейтинга партнера.
Проект федерального закона вводит особенности взаимодействия операторов и партнеров-исполнителей, в том числе в целях отграничения гражданско-правовых отношений от трудовых. Также устанавливаются требования к логистической инфраструктуре оператора и особенности взаимодействия с пунктами выдачи заказа.
В целях обеспечения государственных контрольных функций предусмотрены обязательный информационный обмен операторов платформ с налоговыми органами и государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики в Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О платформенной экономике в Российской Федерации"
Проект федерального закона " О платформенной экономике в Российской Федерации" не потребует дополнительных средств из федерального бюджета Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.