Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен ФАС России 21.11.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28 сентября 2020 г. N Пр-1571 по вопросу о введении единого порядка проведения процедур торгов и участия предпринимателей в таких торгах.
Необходимость разработки законопроекта обусловлена следующим.
На современном этапе развития институт торгов приобрел огромное значение для системы экономических отношений. Торги стали стандартной формой участия государства и муниципальных образований в экономических отношениях, обеспечивая равный доступ всех потенциальных участников к объектам публичной собственности и публичным финансам. В связи с этим в Российской Федерации происходит активное развитие правового регулирования торгов в отраслевом законодательстве, в том числе земельном, лесном и водном законодательстве, законодательстве о недрах.
В то же время сложилась ситуация, при которой правила проведения отраслевых торгов регламентируются большим количеством нормативных актов. При этом данные правовые акты предусматривают различное регулирование, в том числе в вопросах, не имеющих отраслевой специфики, а также имеют разную степень урегулированности тех или иных торгов.
Многие из таких нормативных актов не предусматривают проведение торгов в электронной форме.
Указанное многообразие подходов и процедур существенно усложняет процесс проведения торгов (часто заинтересованным лицам сложно определить подлежащие применению нормы права при организации и участии в той или иной процедуре торгов), приводит к низкому уровню конкуренции на торгах и, как следствие, к уменьшению размера поступлений финансовых средств в бюджеты всех уровней от реализации имущества, а также приводит к формированию неоднородной правоприменительной практике антимонопольных органов и судов.
Физическая удаленность местонахождения отдельных категорий имущества и необходимость очного участия в торгах создает дополнительные трудности и финансовые издержки для заинтересованных лиц.
В совокупности указанные факторы приводят к снижению предпринимательской активности в сфере торгов, делению данной сферы деятельности среди специализированных групп предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность в рамках отдельной процедуры торгов, что в существенной степени сказывается на прозрачности и конкурентности торгов в отношении отдельного вида имущества или имущественных прав.
В результате потери несут как собственники, заинтересованные в получении максимального дохода от реализации соответствующих материальных прав, так и хозяйствующие субъекты, не имеющие соответствующих профессиональных компетенций для участия в определенных торгах, процедура проведения которых не является, по их мнению, в достаточной степени прозрачной, и риски убытков в результате участия в ней несоизмеримо выше вероятности приобретения соответствующих имущественных прав.
Таким образом, одной из основных задач для обеспечения равного доступа к государственному и муниципальному имуществу, имущественным и иным правам, для повышения доходов собственников от его реализации является введение единого порядка проведения процедур торгов и участия предпринимателей в таких торгах в единой цифровой среде.
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) новой статьей 173, предусматривающей закрепление следующих основных положений о едином порядке проведения торгов:
принципы проведения торгов;
единые сроки размещения извещения о проведении торгов;
полномочия организатора торгов и оператора электронной площадки;
проведение торгов в электронной форме на электронных площадках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
размещение извещений о проведении торгов в государственной информационной системе "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru (далее - ГИС Торги);
заключение договора с участником торгов, занявшим второе место на торгах, в случае уклонения победителя торгов от заключения договора;
размещение информации о заключенных на торгах договорах в ГИС Торги;
случаи, при которых торги признаются несостоявшимися;
десятидневный мораторий на заключение договора по итогам торгов в целях обеспечения права заинтересованных лиц обжаловать результаты таких торгов в антимонопольном органе и другие положения.
Реализация положений законопроекта не потребует изменения хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления соответствующих технологических процессов, связанных с проведением торгов, обеспечит положительные эффекты и меньшее количество рисков, связанных с недостаточной осведомленностью правоприменителей.
Предусмотренные законопроектом положения направлены на регулирование процедур отраслевых торгов, в которых содержится ссылка на устанавливаемую законопроектом статью 173 Закона о защите конкуренции. В частности, положения законопроекта не будут применяться к отношениям, связанным с проведением конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О концессионных соглашениях".
В целях обеспечения перехода к проведению обязательных торгов по единой процедуре в электронной форме законопроектом устанавливается отложенная норма вступления соответствующего федерального закона в силу.
По мнению ФАС России, в настоящее время установление единых унифицированных положений о проведении торгов является необходимостью, отказ от реализации которой или значительное промедление ее введения может оказать негативное влияние на экономическую конъюнктуру предпринимательской деятельности и возможности развития тех отраслей экономики государства, где проведение торгов является основным "шлюзом" входа на соответствующий рынок.
Реализация положений законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта соответствуют Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также иным международным договорам Российской Федерации.
В настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации не рассматриваются проекты федеральных законов с аналогичным содержанием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.