Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду"
(подготовлен Минприроды России 05.12.2024 г.)
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в целях правовой определенности и упорядочивания нормативной правовой базы подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - проект постановления), который устраняет множественность источников установления ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - ставки платы).
Проектом постановления предусмотрено:
1. Установление ставок платы с учетом постановлений Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - Постановление N 913), от 17.04.2024 N 492 "О применении в 2024 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Постановление N 492) и от 24.09.2024 N 1290 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2024 г. N 492" (далее - Постановление N 1290).
Ставки платы, установленные Постановлением N 913 на 2018 год, ежегодно индексируются на прогнозный размер индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) в целях недопущения снижения самих ставок платы, а также недопущения снижения стимулирующей функции платы. При этом фактический размер ИПЦ по итогам каждого года отличается от его прогнозного размера.
Учитывая необходимость издания единого нормативного правового акта по ставкам платы, а также приведения размера ставок платы к текущим ценам, ставки платы в проекте постановления рассчитаны исходя из фактически накопленной с 2019 по 2023 гг. инфляции, а также прогнозного значения инфляции на 2024 год*(1).
Таким образом, ставки платы, установленные Постановлением N 913 на 2018 год, умножаются на инфляционный коэффициент, сложившийся путем произведения ИПЦ 2019-2024 гг. равный 1,51 (коэффициент 1,51 = 1,0304*(2) (факт.ИПЦ 2019 г.) х 1,04912 (факт.ИПЦ 2020 г.) х 1,08392 (факт.ИПЦ 2021 г.) х 1,11942 (факт.ИПЦ 2022 г.) х 1,07422 (факт.ИПЦ 2023 г.) х 1,0731 (прогноз ИПЦ 2024 г.).
Отмечается, что аналогичным способом рассчитаны ставки платы, установленные Постановлением N 1290 (исходя из фактического и прогнозного показателя ИПЦ)*(3).
Указанные ставки платы будут применяться к правоотношениям, возникшим с 01.01.2025, то есть за отчетный период по плате, начиная с 2025 года. Перерасчет размера внесенной платы за предыдущие отчетные периоды не требуется.
2. Установление дополнительного коэффициента к ставкам платы на 2025 год.
Учитывая, что прогнозируемый ИПЦ на 2025 г.2 сложился на уровне 4,5%, проектом постановления предусматривается, что в 2025 году дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию, принимается равным 1,0452.
3. Внесение изменений в отдельные нормативные правовые акты.
В целях исключения множественности актов с одинаковым наименованием проектом постановления предлагается изменить наименование Постановления N 913 в части уточнения периода действия ставок платы (2016-2018 гг.).
Кроме того, проект постановления предусматривает внесение изменений в Постановление N 492 в части исключения применения в 2024 году ставок платы, утверждаемых с 01.01.2025 (данные ставки включены в проект постановления).
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду установлена нормами статьи 16-16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с пунктом 2 статьи 16.4 Закона признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.4 Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4 Закона).
Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой применение мер административного воздействия, а также ее взыскание в добровольном и принудительном порядках.
Принятие проекта постановления позволит Росприроднадзору и его территориальным органам осуществлять администрирование платежей, прием и обработку деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду от плательщиков.
Также принятие проекта постановления позволит плательщикам спрогнозировать размер и корректно исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В проекте постановления не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проектом постановления не вводятся дополнительные запреты, ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности.
Обязанность исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду закреплена, как ранее указывалось нормами статьи 16-16.4 Законом, ставки платы являются одним из компонентов для расчета платы.
Проект постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, показал отсутствие препятствий для реализации положений проекта постановления.
Принятие постановления не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29 мая 2014 г.), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
-------------------------------------------
*(1) Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (письмо Минэкономразвития России от 30.09.2024 N 34730-ПК/Д03и) ИПЦ на конец 2024 года сложится на уровне 7,3%.
*(2) Данные Росстата России на 30.09.2024 (https://rosstat.gov.ru/statistics/price).
*(3) При расчете ставок платы, установленных Постановлением N 1290, к ставкам платы 2018 года, установленных Постановлением N 913, применялись дополнительные коэффициенты, учитывающие инфляционные процессы в экономике в 2019-2023 гг. и прогноз на 2024 гг. (предлагаемая ставка платы х 1,47) (данные Росстата и Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (с сайта Минэкономразвития России). Коэффициент 1,47 = 1,0304 (факт.ИПЦ 2019 г.) х 1,0491 (факт.ИПЦ 2020 г.) х 1,0839 (факт.ИПЦ 2021 г.) х 1,1194 (факт.ИПЦ 2022 г.) х 1,0742 (факт ИПЦ 2023 г.) х 1,045 (прогноз ИПЦ 2024 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.