Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Вопрос: Какие документы нужно будет подавать в налоговую инспекцию при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО в связи с изменением законодательства об ООО, с 1 июля 2009 года? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2009 г.)

Какие документы нужно будет подавать в налоговую инспекцию при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО в связи с изменением законодательства об ООО, с 1 июля 2009 года?

Федеральный закон от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 312-ФЗ) вступит в силу с 1 июля 2009 года (п. 1 ст. 5 указанного Федерального закона).
Изменения, внесенные Федеральным законом N 312-ФЗ в часть первую ГК РФ и Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), коснулись, в том числе, и тех норм законодательства об обществах с ограниченной ответственностью, которые имеют существенное значение при разработке учредительных документов ООО.
Из п. 2 ст. 5 Федерального закона N 312-ФЗ следует, что ООО, созданные до вступления в силу Федерального закона N 312-ФЗ, должны будут не позднее 1 января 2010 года привести свои уставы и учредительные договоры в соответствие с частью первой ГК РФ и Законом N 14-ФЗ (в редакциях Федерального закона N 312-ФЗ).
При этом независимо от внесения в устав соответствующих изменений со дня вступления в силу Федерального закона N 312-ФЗ (с 1 июля 2009 года) устав общества будет применяться в части, не противоречащей ГК РФ и Закону об ООО (п. 3 ст. 5 Федерального закона N 312-ФЗ).
Отметим, что с 1 июля 2009 года учредительный договор не будет являться учредительным документом ООО (п. 3 ст. 1, п. 4 ст. 3, пп. "б" п. 5 ст. 3, п. 4 ст. 5 Федерального закона N 312-ФЗ).
Вопросы об изменении устава общества по-прежнему будут относится к компетенции общего собрания участников общества (смотрите будущую редакцию п. 2 ст. 33 Закона об ООО, которая начнет действовать с 1 июля 2009 года в соответствии с Федеральным законом N 312-ФЗ, а также п. 4 ст. 12 Закона об ООО).
Согласно п. 8 ст. 37 Закона об ООО решения по вопросам внесения изменений в устав общества принимаются большинством - не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена Законом об ООО или уставом общества.
Изменения в устав ООО подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), и приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона об ООО).
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о регистрации в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р13001 (утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439) (далее - Заявление);
- решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. Таким документом является протокол общего собрания участников общества (п. 6 ст. 37 Закона об ООО);
- учредительные документы в новой редакции или изменения к ним (допустимы оба варианта);
- документ (оригинал) об уплате государственной пошлины. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ размер государственной пошлины за регистрацию изменений в учредительные документы составляет 400 рублей.
Необходимо отметить, что положения норм Закона о регистрации, устанавливающие порядок государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, не претерпели каких-либо изменений в связи с внесением изменений в Закон об ООО и часть первую ГК РФ.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 9 Закона о регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ.
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" ФНС РФ разрабатывает и направляет для утверждения в Минфин России формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также, по согласованию с Минфином России, разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения таких документов.
Во исполнение указанного постановления приказом ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (далее - Методические разъяснения). Раздел IV Методических разъяснений устанавливает порядок заполнения заявления по форме Р13001. В силу п. 3.7 раздела IV при изменении иных сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, знаком "V" отмечается п. 2.7 Заявления "Сведения об изменениях иных положений учредительных документов". При этом перечень изменяемых сведений указывается на отдельном листе, который подписывается заявителем и является составной частью заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (смотрите также постановления ФАС Московского округа от 16.02.2006 N КГ-А40/346-06, ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2008 N А66-7097/2007).
При представлении в регистрирующий орган Заявления заполняются только те листы приложений к нему, которые содержат сведения, подлежащие изменению. Представление незаполненных листов к заявлению не требуется (Методические разъяснения).
Согласно п. 4 ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов для государственной регистрации изменений в учредительные документы кроме документов, перечисленных выше.
Таким образом, установленный ст. 17 Закона о регистрации перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений в учредительные документы общества, является исчерпывающим. Однако на практике не исключена ситуация, когда регистрирующий орган может потребовать какие-либо иные документы.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов. Поэтому, если Вам откажут в государственной регистрации изменений в устав ООО на основании отсутствия какого-либо документа, не предусмотренного ст. 17 Закона о регистрации, такой отказ может быть обжалован в судебном порядке (п. 5 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.10.2008 N Ф08-6485/2008).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

19 мая 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.