Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минцифры России 11.12.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) подготовлен в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации.
1. Проектом постановления предусматриваются изменения в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 (далее - соответственно реестр российского ПО, реестр евразийского ПО), предусматривающие добавление в реестровую запись сведений о соответствии программного обеспечения (далее - ПО) дополнительным требованиям, а также добавление требования к ПО, включаемому в реестр российского ПО или в реестр евразийского ПО, в части совместимости не менее чем с двумя операционными системами, прошедшими в установленном порядке процедуру подтверждения соответствия дополнительным требованиям.
В целях доработки ПО, сведения о котором включены в реестр российского ПО и реестр евразийского ПО, срок вступления проекта постановления в части совместимости с отечественными операционными системами дифференцирован в зависимости от готовности ИТ-решений. Также Минцифры России утвердит план проверки программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр российского ПО и реестр евразийского ПО, на совместимость с операционными системами, прошедшими в установленном порядке процедуру подтверждения соответствия дополнительным требованиям.
2. Проектом постановления вводится новое требование для госкомпаний в части включения ПО, разработанного для внутреннего использования. В реестр российского ПО могут быть включены решения госкомпаний только в случае отсутствия аналогов в реестре российского и евразийского ПО. Минцифры России установит перечень классов ПО, на которое будет распространятся данное требование. Помимо этого, госкомпаниям необходимо будет ежегодно подтверждать коммерциализацию своих программных решений, причем доля дохода от реализации аффилированным с госкомпанией лицам должна составлять не более 30%. Это позволит оптимизировать государственные затраты и будет стимулировать закупку и развитие уже существующих на рынке российских программных решений.
3. Проектом постановления устанавливается, что правообладатели программ должны ежегодно не позднее 1 июня предоставлять (актуализировать):
сведения о размере выручки за реализацию ПО;
информацию о стоимости ПО;
документацию о функциональных характеристиках ПО.
Данная мера необходима для оценки эффективности предоставления налоговых льгот, осуществления контроля динамики роста стоимости на ПО и соблюдения правообладателями требования о свободной реализации ПО.
4. Проектом постановления предусматривается внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 в части установления дополнительных требований к ПО, сведения о котором включены в реестр российского ПО. В частности, изменениями предусматривается необходимость подтверждения совместимости ПО с отечественными микропроцессорами, поддержки российских браузеров, устранения ошибок и уязвимостей, выпуска обновлений ПО, предоставления программных интерфейсов для интеграции ПО с внешними системами (API), учета и отслеживания ошибок, выявляемых на всех этапах жизненного цикла ПО, в том числе, в процессе эксплуатации ПО, а также правил использования открытых лицензий. Также проектом постановления устанавливаются дополнительные требования для отдельных классов ПО:
Системное ПО:
операционные системы общего назначения;
средства управления базами данных.
Офисное ПО:
файловые менеджеры;
коммуникационное ПО;
офисные пакеты;
почтовые приложения;
органайзеры;
средства просмотра;
браузеры;
редакторы презентаций;
табличные редакторы;
текстовые редакторы;
средства внутреннего электронного документооборота;
программы для обмена мгновенными сообщениями.
Для ПО в сфере информационной безопасности установлены дополнительные требования для класса "Средства антивирусной защиты". Для промышленного ПО установлены дополнительные требования для класса PLM-систем.
5. Подтверждение соответствия ПО дополнительным требованиям должны осуществлять аттестованные Минцифры России экспертные организации, требования к которым устанавливаются проектом постановления.
Проект постановления не содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления не содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления не подлежит оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменений, не проводился.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует внесения изменений, признания утратившими силу и приостановления актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.