Досье на проект
Пояснительная записка
В соответствии с частью второй статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Установить особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах на морском (речном) транспорте, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 223 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах" (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2013 г., регистрационный N 29366).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Министр | Р.В. Старовойт |
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минтранса России
от _______________
N ____
1. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах на морском (речном) транспорте, распространяются на юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих погрузочно-разгрузочные работы на морском (речном) транспорте (далее - работодатель), и являются обязательными при разработке правил внутреннего трудового распорядка и составлении графиков сменности работников.
2. В течение рабочего времени работник должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности.
3. В состав рабочего времени работников включаются:
1) время приема-передачи смены;
2) время проведения инструктажей по охране труда, проверок знаний требований охраны труда и разборов;
3) время специальных перерывов для обогревания и отдыха, а также для охлаждения, если предоставление работникам специальных перерывов для охлаждения предусмотрены правилами внутреннего трудового распорядка*(1);
4) время выполнения технологического процесса перегрузки грузов;
5) время на погрузочно-разгрузочные работы;
6) время на подготовительно-заключительные работы (подготовка рабочего места, получение и сдача техники, машин, инвентаря, уборка рабочего места);
7) время на обслуживание рабочего места (осмотр и обеспечение технического состояния техники, машин и устройств, применяемых при погрузочно-разгрузочных работах);
8) время специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда;
9) время ожидания погрузочно-разгрузочных работ.
4. Нормальная продолжительность рабочего времени работника не может превышать 40 часов в неделю.
5. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) работника не может превышать 12 часов.
Продолжительность ежедневной работы (смены) в ночное время для работников, принятых специально для работы в ночное время, не сокращается, если иное не предусмотрено коллективным договором*(2).
6. Время начала и окончания ежедневной работы (смены) работника, распределение работников по рабочим сменам, чередование рабочих и нерабочих дней определяются графиком сменности.
При введении суммированного учета рабочего времени работников график сменности составляется на соответствующий учетный период.
7. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
В случаях производственной необходимости работодателем с учетом мнения представителей работников, занятых на погрузочно-разгрузочные работах на морском (речном) транспорте, при составлении графиков сменности, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до 12 часов, с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после окончания рабочего дня (смены), следующего за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом.
8. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются работнику в различные дни недели согласно графику сменности.
Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом.
9. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком сменности, или в нерабочие праздничные дни, не установленные для работника графиком сменности как рабочие дни.
При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 12 часов.
10. Особенности условий труда работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах на морском (речном) транспорте, отсутствуют.
-------------------------------------------
*(1) Статья 109 Трудового кодекса Российской Федерации.
*(2) Часть третья статьи 96 Трудового кодекса Российской Федерации.
Подготовлены новые особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах на морском (речном) транспорте.
В частности, в рабочее время включаются в т. ч. перерывы для обогревания и отдыха, время на инструктажи по охране труда и на подготовительно-заключительные работы. Нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 12 часов. Продолжительность ежедневной работы (смены) в ночное время для работников, принятых специально для такой работы, не сокращается, если иное не предусмотрено коллективным договором.