Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 2425"
(подготовлен Минпромторгом России 27.12.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 2425" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2425) и на основании Методических рекомендаций по разработке предложений по уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденных приказом Минпромторга России от 15 августа 2023 г. N 2968 (далее - Рекомендации, единый перечень продукции, подлежащий обязательной сертификации).
Проект постановления предусматривает дополнение единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, шинами пневматическими резиновыми новыми в части содержащихся в них бэй-протонов до 0,25% (далее - шины).
Решением Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции одобрено включение шин в единый перечень продукции, подлежащий обязательной сертификации.
В настоящее время нормативно-правовые акты Российской Федерации не устанавливают ограничений по содержанию полициклических ароматических углеводородов в протекторе шины. Вместе с тем полициклические ароматических углеродов (далее - "ПАУ") являются канцерогенными, мутагенными и репродуктивно токсичными веществами.
Акционерным обществом "Управляющая компания "Биохимического холдинга "Оргхим" проведено тестирование образцов шинной продукции от отечественных производителей шин на соответствие требованиям национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51893-2024 "Шины пневматические. Общие технические требования безопасности" в части раздела 4.
По результатам исследований не соответствует требованиям новой редакции национального стандарта ГОСТ Р 51893-2024 11% отечественных шин и 40% ввозимых импортных шин. 89% отечественных шин полностью соответствуют ГОСТ Р 51893-2024 и являются канцерогенно-безопасными.
Учитывая, что продукция несет повышенный риск для здоровья и жизни потребителей, целесообразно введение подтверждения соответствия указанной продукции установленным требованиям в части содержания в шинах бэй-протонов не более 0,25% в форме обязательной сертификации.
В настоящее время шины включены в область применения технического регламента Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011)", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (далее - ТР ТС 018/2011).
ТР ТС 018/2011 установлены требования к безопасности продукции, однако обязательные требования к шинам в части их экологичности по показателям содержания канцерогенных веществ, в частности бэй-протонов в шине до 0,25%, отсутствуют.
При этом, заявленные иностранными производителями характеристики зачастую не соответствуют реальным.
Также, по инициативе компетентного административного органа Российской Федерации в рамках Женевского соглашения 1958 г., функции которого Правительством Российской Федерации возложены на Росстандарт, предложение Российской Федерации об установлении предельных значений канцерогенных веществ в составах для производства шин было рассмотрено в рамках заседаний Всемирного форума согласования правил в области транспортных средств (WP.29) Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и отраслевых рабочих групп WP.29. По результатам рассмотрения установлено, что вопрос канцерогенных веществ в продукции автомобилестроения должен решаться на национальном или региональном уровне.
Таким образом, целью включения пневматических шин в единые перечни продукции, подлежащей сертификации, является введение ограничений по содержанию полициклических ароматических углеводородов в протекторе шины, которые направлены на обеспечение безопасности и здоровья граждан РФ и экологическое благополучие в стране, что в полной мере соответствует национальным целям развития Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г., установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309.
Дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию проекта постановления не потребуется.
Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия, в том числе объем финансирования не предусмотрены.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления содержатся новые обязательные требования, которые связаны с осуществлением оценки соответствия продукции, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, в связи с чем предусмотрено направление проекта постановления на оценку регулирующего воздействия и антикоррупционную экспертизу.
В проекте постановления отсутствуют иные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.