Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленных на совершенствование института частного обвинения"
(подготовлен Минюстом России 28.12.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленных на совершенствование института частного обвинения" (далее - законопроект) разработан в целях приведения положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 марта 2024 г. N 13-П (далее - Постановление).
Постановлением части вторая и четвертая статьи 20, части первая и вторая статьи 31, часть четвертая статьи 147, части первая и третья статьи 318 УПК признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают отказа районного суда в принятии к своему производству по заявлению потерпевшего (его законного представителя) уголовного дела частного обвинения на том основании, что установленные главой 41 УПК правила определяют порядок производства по уголовным делам частного обвинения, подсудным мировому судье.
Частью второй статьи 20 УПК определены уголовные дела частного обвинения. По общему правилу, такие дела в отношении конкретного лица возбуждаются путем подачи заявления в суд (статьи 147 и 318 УПК).
Глава 41 УПК "Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье" регламентирует порядок рассмотрения подобных дел мировым судьей.
Рассмотрение уголовных дел частного обвинения районным судом в настоящее время не урегулировано, поскольку первоначально все подобные дела рассматривались мировым судьей. Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 509-ФЗ "О внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" уголовные дела о нанесении побоев, относящиеся к уголовным делам частного обвинения, были переведены из подсудности мировых судей в подсудность районных судов. Корреспондирующие изменения в статьи, касающиеся рассмотрения дел частного обвинения, внесены не были.
Отсутствие регламентации действий судьи районного суда по заявлению о возбуждении дела частного обвинения создает правовую неопределенность и приводит к необоснованным отказам в возбуждении уголовных дел о побоях.
Законопроект направлен на устранение указанной правовой неопределенности.
Предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать унификации особенностей производства по уголовным делам частного обвинения, подсудным мировым судьям, районным судам и гарнизонным военным судам, а также повышению уровня правовой защищенности потерпевших от преступлений, отнесенных законодателем к уголовным делам частного обвинения, ускорению производства по данным уголовным делам и реализации принципа неотвратимости ответственности.
Вместе с тем проектом учтены изменения и дополнения, вносившиеся в УПК с 2002 года. Так, предлагаемое признание статьи 223 УПК утратившей силу обусловлено унификацией положений об обжаловании судебных решений мирового судьи и судов Российской Федерации Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Кроме того, положения законопроекта направлены на исключение дублирующих положений в действующем уголовно-процессуальном законе. Так, в настоящее время положения статьи 246 (части вторая - третья) УПК воспроизведены в части четвертой статьи 321 УПК без создания специального регулирования.
Принятие законопроекта способствует гармонизации норм уголовно-процессуального законодательства, касающихся общего порядка судебного разбирательства по делам частно-публичного и публичного обвинения, в том числе с сохранением сложившихся особенностей производства для мировых судей.
В 2020 году в порядке частного обвинения было возбуждено по заявлениям, поступившим в суд, 6 035 уголовных дел, в 2021 году - 5 259, в 2022 году - 4 741.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.