Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 178 и 318 Трудовой кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 28.12.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 178 и 318 Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2024 г. N 54-П "По делу о проверке конституционности части второй и третьей статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Сергеевой В.В.".
Конституционный суд Российской Федерации признал части вторую и третью стать 318 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 37 (часть 1), в той мере, какой они по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, лишают работника, уволенного из организации, расположенной в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата ее работников, права на выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства лишь по причине того, что этот работник продолжает выполнять иную оплачиваемую работу, которая на момент увольнения с основной работы являлась для него работой по совместительству.
Частями второй статей 178 и 318 Кодекса предусмотрено, что в случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц (за второй и третий месяц со дня увольнения - статья 318 Кодекса) со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот период.
Частями третьей статей 178 и 318 Кодекса предусмотрено, что в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Кодекса), средний месячный заработок за третий (за четвертый - шестой со дня увольнения - статья 318 Кодекса) месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух (четырех-шести месяцев - статья 318 Кодекса) со дня увольнения.
Предлагаемые законопроектом меры позволят работникам воспользоваться правом на выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства несмотря на то, что работник продолжает выполнять иную оплачиваемую работу, которая на момент увольнения с основной работы являлась для него работой по совместительству.
Законопроект не содержит новых обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, оказывающих влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.