Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об увеличении размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности)"
(подготовлен Минюстом России 14.01.2025 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (об увеличении размеров штрафов за совершение отдельных преступлений экономической направленности)" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 27 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2025 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 3946-р.
Федеральным законом от 6 апреля 2024 г. N 79-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) были увеличены пороговые значения размерных признаков крупного и особо крупного ущерба для целей квалификации ряда преступлений в сфере экономической деятельности с учетом уровня инфляции.
Наряду с этим Федеральным законом от 12 июня 2024 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 133-ФЗ) аналогичные изменения были внесены в статьи 146 "Нарушение авторских и смежных прав" и 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК).
Вместе с тем размеры штрафов, установленные за совершение указанных преступлений, назначаемые как в качестве основного, так и дополнительного наказания, не пересматривались многие годы и не учитывают инфляционные процессы, что не позволяет достичь одну из основных целей наказания, закрепленную в части второй статьи 43 УК - восстановление социальной справедливости.
Так, например, размеры штрафов, предусмотренные в качестве основного вида наказания санкциями части второй статьи 146, части первой статьи 172, частей первой и третьей статьи 185, статей 171, 176, 177, 1851, 192 и 197, 199 - 1992 УК, установлены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ и с тех пор не пересматривались.
В то же время анализ статистических данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации свидетельствует о широкой востребованности штрафа, назначаемого в качестве основного наказания за совершение указанных преступлений.
Так, за период с 2021 года по 2023 год по данным статьям УК было осуждено 3126 лиц, при этом штраф в качестве основного наказания был назначен 1596 осужденным (51%).
За указанный период наибольшее количество лиц было осуждено по частям первой - третьей статьи 180 УК, а также частям первым и вторым статей 199 и 199 2 УК, что составило 1540 лиц, из которых приговорены к штрафу 844 лица (54,8%).
При этом назначаемые судами размеры штрафов за совершение указанных преступлений имеют тенденцию к увеличению.
Например, в 2018 году штраф в размере до 100 тыс. руб. был назначен 42,8% осужденных, тогда как в 2023 году их количество составило 20,4% от общего числа осужденных.
Штраф от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. в 2018 году назначен 56,6% осужденных, тогда как в 2023 году - 75,6% осужденных.
Если в 2018 году штраф в размере свыше 500 тыс. руб. был назначен только 0,6% осужденных, то в 2023 году - уже 4% осужденных.
Приведенные статистические данные свидетельствуют об увеличении размеров штрафов, назначаемых в качестве основного вида наказания, которые стали чаще приближаться к верхнему пороговому значению, установленному в санкциях соответствующих норм.
Кроме того, санкции большинства статей, для которых Федеральным законом N 79-ФЗ были увеличены пороговые значения размерных признаков, содержат также штраф в качестве дополнительного наказания к лишению свободы.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за период с 2021 по 2023 год из 2222 осужденных к лишению свободы по данным статьям штраф в качестве дополнительного вида наказания был назначен 606 осужденным (27%).
При этом размеры штрафов, предусмотренные в качестве дополнительного вида наказания за совершение преступлений экономической направленности, в ряде случаев назначаются в размерах, приближенных к верхним пределам санкций соответствующих статей УК (например, 57 осужденным за указанный период по части второй статьи 172 УК штраф был назначен в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, с учетом того, что санкция данной статьи предусматривает дополнительное наказание к лишению свободы в виде штрафа в размере до 1 миллиона рублей).
В связи с этим законопроектом предлагается актуализировать размеры штрафов, установленные в санкциях 36 составов преступлений, на уровень инфляции, накопленной с момента установления их действующих размеров, что позволит обеспечить соответствие наказания характеру и степени общественной опасности деяний.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений позволит адаптировать размеры штрафов, установленные за преступления в сфере экономики, нарушение авторских и смежных прав и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, к современным социально-экономическим реалиям.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет необходимости увеличения штатной численности органов государственной власти.
Более того, в соответствии с пунктом 9 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы штрафов, установленных УК, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, в связи с чем предлагаемая законопроектом индексация размеров штрафов может оказать в условиях текущей экономической обстановки положительное влияние на поступление доходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.