Доработанный текст проекта Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды"
(подготовлен Минприроды России от 19.12.2024)
В соответствии с пунктом 7 статьи 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и подпунктом 5.2.41 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 декабря 2018 г. N 667 "Об утверждении Правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2019 г., регистрационный N 54514).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует в течение шести лет.
Министр |
А.А. Козлов |
Утверждены
приказом Министерства
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
от_____________N_____
Правила
разработки плана мероприятий по охране окружающей среды
1. Настоящие Правила устанавливают требования к составу плана мероприятий по охране окружающей среды (далее - План), материалам его обоснования.
2. План разрабатывается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность:
а) на объектах II категории, за исключением объектов II категории получивших комплексное экологическое разрешение, при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды*(1);
б) на объектах II категории, за исключением объектов II категории получивших комплексное экологическое разрешение, являющихся централизованными системами водоотведения поселений или городских округов, при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ*(2);
в) на объектах III категории при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности)*(3).
3. Срок реализации Плана не может превышать 7 лет и не подлежит продлению*(4).
4. План разрабатывается для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на котором невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов действующим на нем стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников.
5. Не подлежат включению в План мероприятия, направленные на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, устройств природоохранного значения*(5).
6. План должен содержать:
а) наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика*(6), основной государственный регистрационный номер*(7) и адрес в пределах места нахождения юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), ИНН, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя*(8), адрес места жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
б) категорию, код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, которое выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте, в соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
в) перечень мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ и (или) мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ, а также другие мероприятия, предусмотренные пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "Об охране окружающей среды" с указанием отдельных этапов реализации каждого мероприятия, включенного в План (далее - мероприятие);
г) перечень стационарных источников выбросов загрязняющих веществ с указанием номеров каждого источника выбросов в соответствии с данными инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проводимой в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 ноября 2021 г. N 871,*(9) и (или) стационарных источников (выпусков) сбросов загрязняющих веществ с указанием географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) в соответствии с ситуационным планом (картой-схемой) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных вод *(10), на которых планируется снижение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;
д) показатели и график снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (график достижения установленных нормативов допустимых выбросов) и (или) показатели и график снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (график достижения установленных нормативов допустимых сбросов);
е) сроки начала и завершения выполнения каждого мероприятия, его этапов;
ж) информацию об объемах и предполагаемых источниках финансирования мероприятий;
з) сведения о должностных лицах, ответственных за реализацию мероприятий;
и) дату утверждения;
к) обоснование мероприятий и сроков их реализации;
л) сроки представления ежегодного отчета о выполнении Плана в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по месту государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
7. В Планы организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, включаются мероприятия, направленные на достижение нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ.
8. Показатели и графики поэтапного снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты должны содержать наименование каждого загрязняющего вещества, на снижение выбросов, сбросов которых направлено мероприятие, фактические показатели объема или массы выбросов, сбросов каждого загрязняющего вещества до начала мероприятия и планируемые показатели массы выбросов, сбросов после завершения каждого этапа мероприятия и мероприятия в целом, а также планируемые показатели уменьшения массы выбросов, сбросов по каждому загрязняющему веществу (достигаемый экологический эффект от мероприятия).
9. В случае, если мероприятия выполняются в один этап, то планируемые показатели выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ приводятся в графике снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и (или) в графике снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты по мероприятию в целом.
10. Обоснование мероприятий Плана и сроков их реализации должно содержать:
а) информацию о результатах сравнительного анализа фактических значений выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, с рассчитанными нормативами допустимых выбросов, нормативами допустимых сбросов с указанием перечня загрязняющих веществ, по которым не достигаются нормативы допустимых выбросов и их источников и (или) перечня загрязняющих веществ, по которым не достигаются нормативы допустимых сбросов и их источников (выпусков), а также описание задач, которые необходимо достичь посредством реализации Плана;
б) сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, или его частях (например, цех, участок), в отношении которых предусмотрена реализация мероприятий, включенных в План, с указанием видов и объемов выпускаемой продукции, используемого сырья, основных технологических процессов и оборудования, имеющихся наилучших доступных технологий (при наличии);
в) обоснование выбора мероприятий, включенных в План;
г) обоснование сроков реализации каждого мероприятия, его этапов;
д) иные сведения и документы, которые юридическое лицо, индивидуальный предприниматель считают необходимым представить в качестве обосновывающих материалов к Плану.
11. Показатели выбросов загрязняющих веществ указываются в следующих единицах измерения: граммы в секунду (г/с) и тонны в год (т/год), для микроорганизмов-продуцентов, бактериальных препаратов и их компонентов (при их наличии) указываются концентрации микробных клеток в кубическом метре (кл/м3) (в соответствии с максимальной концентрацией за год)*(11).
Показатели сбросов загрязняющих веществ указываются в следующих единицах измерения: масса сбросов загрязняющих веществ в тоннах в год, концентрация сбросов загрязняющих веществ в миллиграммах на кубический метр (мг/м3) (в соответствии с максимальной концентрацией за год), расход сточных вод в кубическом метре в час (м3/час) и тыс. кубических метров в год (м3/год).
Значения показателей выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ округляются с использованием математического метода до трех знаков после запятой или, если после запятой стоят нули, до первой значащей цифры после запятой.
-------------------------------------------
*(1) Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 г. N 2909-р.
*(2) Пункт 13 статьи 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
*(3) Пункт 4 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
*(4) Пункт 5 статьи 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
*(5) Пункт 4 статьи 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
*(6) Далее - ИНН.
*(7) Далее - ОГРН.
*(8) Далее - ОГРНИП.
*(9) (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2021 г., регистрационный N 66125)(срок действия органичен 1 марта 2028 г.).
*(10) Подпункт "а" пункта 14 Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 1118 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61973) с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.05.2024 N 289 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2024 г., регистрационный N 78369) (срок действия органичен 1 сентября 2025 г.).
*(11) Таблица 1.1 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений", таблица 1.2 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений" Санитарных правил и норм САНПИН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296).
Предложены новые правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды.
Планы составляются в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов/сбросов юрлицами или ИП, ведущими деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов.
Исключение - лица, ведущие деятельность на объектах II категории, в отношении которых получено комплексное экологическое разрешение.