Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев отнесения к рекламе информации, распространенной на отдельных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(подготовлен ФАС России от 05.01.2025)
В соответствии с частью 2 статьи 18.2 Федерального закона "О рекламе" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Критерии отнесения к рекламе информации, распространенной на отдельных информационных ресурсах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2025 г. и действует в течение 6 лет с даты вступления его в силу.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ К РЕКЛАМЕ ИНФОРМАЦИИ, РАСПРОСТРАНЕННОЙ НА ОТДЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
1. Настоящие Критерии определяют отнесение к рекламе информации, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на следующих информационных ресурсах (сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", страницах сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информационных системах и (или) программах для электронных вычислительных машин):
1) информационном ресурсе, который предоставляет потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств такому владельцу в рамках применяемых форм безналичных расчетов;
2) информационном ресурсе, который предназначен и (или) используется для организации взаимодействия их пользователей между собой в целях купли-продажи, мены и (или) передачи в пользование движимого и (или) недвижимого имущества, выполнения работ, оказания услуг, поиска подходящей работы и (или) подбора необходимых работников за счет предоставления их пользователям возможности самостоятельно размещать объявления на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации о купле-продаже, мене и (или) передаче в пользование движимого и (или) недвижимого имущества, выполнении работ, об оказании услуг, о поиске подходящей работы и (или) подборе необходимых сотрудников, тематически сгруппированные в зависимости от содержания таких объявлений, а также за счет предоставления их пользователям возможности самостоятельно обращаться по таким объявлениям;
3) информационной системе, осуществляющей по запросу пользователя поиск в сети "Интернет" информации определенного содержания и предоставляющей пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети "Интернет" для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети "Интернет", принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами.
2. Информация, распространенная на информационных ресурсах, указанных в пункте 1 настоящих Критериев, относится к рекламе, если соответствует понятию рекламы, предусмотренному в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", и отвечает в совокупности следующим критериям:
1) адресована неопределенному кругу лиц;
2) направлена на привлечение внимания к товару (работе, услуге), средству индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовителю или продавцу товара, результатам интеллектуальной деятельности либо мероприятию и формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке;
3) не носит характер справочно-информационных или аналитических материалов. К справочно-информационным или аналитическим материалам относится:
а) информация содержит результаты поисковой выдачи, предоставляемые по запросу пользователя информационных ресурсов, указанных в пункте 1 настоящих Критериев, независимо от способа и формы предоставления таких результатов, а также признаков, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;
б) информация в виде каталога товаров (работ, услуг), то есть сгруппированная по определенным рубрикам без нарушения визуального единообразия представления информации в соответствующей рубрике, выполненная в едином стиле, содержащая однотипный набор кратких информационных сведений о лицах и производимых или реализуемых ими товарах (выполняемых работах, оказываемых услугах);
в) информация о производимых товарах (выполняемых работах, оказываемых услугах), организуемых выставках и подобных мероприятиях, размещенная на информационном ресурсе производителя таких товаров (лица, выполняющего работы, оказывающего услуги), организатора таких мероприятий;
г) справочно-информационные материалы о товарах (работах, услугах) и (или) продавцах, производителях таких товаров (лицах, выполняющих работы, оказывающих услуги) предоставляются пользователю информационных ресурсов, указанных в пункте 1 настоящих Критериев, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 10.2-2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
4) не является объявлениями физических лиц или юридических лиц, не связанными с осуществлением предпринимательской деятельности. К объявлениям физических лиц или юридических лиц, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся размещенные на информационных ресурсах, указанных в пункте 1 настоящих Критериев:
а) сообщения о передаче вещей, животных безвозмездно;
б) отзывы (суждения, мнения), содержащие оценку товара (работы, услуги) и (или) продавца, производителя таких товаров (лица, выполняющего работы, оказывающего услуги), размещенные в соответствующих разделах информационного ресурса;
в) объявления работодателей о приеме на работу, без размещения сведений, привлекающих внимание к конкретному товару (работе, услуге), лицу.
Планируется утвердить критерии отнесения к рекламе информации, распространяемой на маркетплейсах, на поисковых сайтах и на сайтах-агрегаторах для организации купли-продажи, мены, выполнения работ между пользователями.
С 1 апреля 2025 г. участники рынка интернет-рекламы будут обязаны отчислять в бюджет 3% профильных доходов за квартал. Эти средства направят на поддержку правообладателей программ для ЭВМ и баз данных, а также на развитие информресурсов, перечень которых установит Правительство РФ.