Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (подготовлен Минэкономразвития России 10.02.2025)

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 10.02.2025 г.)

 

Текст проекта

 

Досье на проект

 

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2020 г. N АБ-П13-1255 и пункта 10 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 19 октября 2024 г. N ММ-П13-35051.

Правовое регулирование, предусмотренное законопроектом, направлено на реализацию перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам форума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", утвержденного Президентом Российской Федерации от 12 ноября 2018 г. N Пр-2094 (подпункт "в" пункта 1), предусматривающего создание правовой базы для внедрения технологических подходов, обеспечивающих сокращение отчетной нагрузки на респондентов, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Правовое регулирование, предусмотренное законопроектом, направлено на совершенствование межведомственного информационного взаимодействия между ФНС России и Росстатом, которое позволит использовать данные контрольно-кассовой техники для формирования официальной статистической информации о потребительских ценах и индексах потребительских цен.

Предлагаемые изменения наделяют ФНС России полномочиями по подготовке и передаче Росстату административных данных, получаемых в ходе исполнения налоговыми органами возложенных на них функций.

В рамках сотрудничества между Федеральной налоговой службой и Федеральной службой государственной статистики Росстат получает деперсонифицированные данные контрольно-кассовой техники (ККТ), которые не используются в полной мере для формирования официальной статистической информации в связи с нерешенными отдельными вопросами взаимодействия.

В целях ежемесячного и еженедельного формирования официальной статистической информации по средним потребительским ценам и индексам потребительских цен (далее - ИПЦ) Росстату необходима информация о ценах в разрезе организаций и присутствие в данных ККТ следующих полей: наименования и адреса торговой организации.

В соответствии с положениями Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной приказом Росстата от 15 декабря 2021 г. N 915 (далее - Методология), и концепцией использования "больших данных" (Big data) в государственной статистике с учетом международных рекомендаций, предусмотрено комбинирование данных о ценах из различных источников информации: данных ККТ, данных о маркированных товарах и регистрации цен с прилавка, в том числе на рынках и регулярных ярмарках. Таким образом, обеспечивается репрезентативный отбор и максимальный охват товаров (услуг), торговых объектов (объектов услуг) для наблюдения за ценами.

Требования к формированию выборочной совокупности организаций торговли и сферы услуг (далее - Требования) в соответствии с Методологией для всех источников одинаковые:

отбор организаций торговли и сферы услуг, расположенных как в центральной части города, так и на его окраинах, с различными условиями продажи товаров и услуг - то есть равномерное распределение объектов торговли и сферы услуг на территории города;

включение организаций различных типов (малые, средние и крупные), форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе сетевых и не сетевых;

включение городских розничных рынков, ярмарок и мест предоставления услуг, в которых торговля (обслуживание) осуществляется, как правило, физическими лицами, в частности, предпринимателями без образования юридического лица;

регулярность реализации отобранных для наблюдения товаров и видов услуг;

включение организаций, в которых осуществляется продажа товаров (услуг) с уровнем цен (тарифов), способным удовлетворить потребности широкого круга потребителей, без ограничений в возможности приобретения товара (услуги),то есть рассчитанных на массового потребителя;

исключение организаций торговли (сферы услуг), реализующих товары (услуги), уровень цен, на которые в 2-3 раза превышает средний сложившийся на аналогичные товары.

Реализация Росстатом алгоритмов расчета ИПЦ с учетом обезличенных маркеров торгового объекта (trade_object_hash) и торговой точки (trade_store_hash), передаваемых ФНС России, объединяет информацию о ценах на конкретный товар по разным kkt_id в одной торговой точке, но не решает проблем:

с дублированием цен на конкретный товар (услугу) в рамках товара (услуги)-представителя, получаемых комбинированием разных источников, приводя к искажению уровня инфляции;

равномерного распределения объектов торговли и сферы услуг на территории города;

с заменой закрывшегося объекта торговли или сферы услуг на равноценный в соответствии с Требованиями;

c анализом причин резкой волатильности цен;

с возможностью сотрудников территориальных органов государственной статистики непосредственно обследовать объект торговли или сферы услуг и установить причину резкого изменения цен или ассортимента в конкретной организации.

Использование данных ККТ для формирования средних потребительских цен и ИПЦ позволит Росстату:

минимизировать человеческий фактор при фиксации цен, а также ручной труд при сборе данных;

увеличить масштаб и репрезентативность выборок;

сконцентрировать внимание на регистрации цен в неохваченных данными ККТ объектах торговли и услуг;

использовать объемы продаж из чеков в качестве дополнительного источника для определения удельных весов товаров (услуг) - дополнительный инструмент при построении структуры потребительских расходов домохозяйств.

Кроме того, присутствие в данных ККТ, помимо полей наименования и адреса торговой организации, полей ИНН, ОКВЭД на основе получения пообъектной информации об объемах продаж/оказания услуг в разрезе организаций обеспечит также реализацию алгоритмов расчета показателей "Оборот розничной торговли", "Оборот общественного питания", "Объема платных услуг",что позволит:

формировать статистические показатели торговли и услуг на основе больших данных без участия респондента;

снизить отчетную нагрузку на респондента посредством сокращения числа форм статистической отчетности организаций в части статистики розничной торговли и платных услуг населению (9 форм федерального статистического наблюдения);

повысить полноту официальной статистической информации в рамках перехода от выборочного наблюдения за субъектами малого бизнеса к сплошному на основе больших данных и оперативность публикации официальной статистической информации на 45%;

обеспечить возможность формирования официальной статистической информации в муниципальном разрезе по полному кругу хозяйствующих субъектов.

Законопроект и последующая реализация его положений не повлечет отрицательных социальных, экономических и иных последствий.

Принятие законопроекта позволит устранить правовую неопределенность при установлении объема сведений о налогоплательщиках, подлежащих передаче в Росстат для формирования официальной статистической информации, а также повлечет благоприятные социально-экономические и финансовые последствия в виде снижения отчетной нагрузки на респондентов, в том числе субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Реализация на практике положений законопроекта не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.