Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа"
(подготовлен Минприроды России 13.02.2025 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа" (далее - проект постановления) устанавливает Правила исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа (далее - плата за выбросы).
Проект постановления разработан взамен постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1148 "Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа" (далее - Постановление N 1148).
Постановление N 1148 вошло в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2467 (далее - Перечень, Постановление N 2467) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2024 N 792 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Согласно требованиям пункта 2 Постановления N 2467 в случае необходимости изменения после 1 января 2021 г. включенного в Перечень нормативного правового акта Правительства Российской Федерации такой нормативный правовой акт признается утратившим силу в установленном Правительством Российской Федерации порядке, а федеральный орган исполнительной власти разрабатывает проект нового нормативного правового акта Правительства Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Предельный срок нахождения Постановления N 1148 ограничен 01.09.2025 в соответствии с пунктом 10 Постановления N 2467.
При этом в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 31.10.2024 N ДГ-П36-36523 необходимо обеспечить внесение в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проектов актов Правительства Российской Федерации, издание ведомственных нормативных правовых актов и их государственную регистрацию в Минюсте России, разрабатываемых взамен нормативных правовых актов, кроме пунктов 675, 760, 773, 956 Перечня, предусмотренных пунктом 10 Постановления N 2467, в срок до 14.04.2025.
Установленный Постановлением N 1148 механизм направлен на минимизацию объемов сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках и стимулирование нефтегазовых компаний в части строительства инфраструктурных объектов, а также модернизацию и реконструкцию (расширение) существующих мощностей по эффективному использованию попутного нефтяного газа.
Проект постановления разрабатывается исключительно взамен Постановления N 1148.
Положения проекта постановления полностью повторяют механизм, предусмотренный Постановлением N 1148, правки носят исключительно технический характер и принятие проекта постановления не вводит каких-либо дополнительных запретов, ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской деятельности. Вопросы внесения изменений в части механизма исчисления платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа (по итогам правоприменительной практики) будут рассматриваться после принятия проекта постановления.
Проект постановления полностью соответствует стратегическим целям и задачам, определенным Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р (далее - Стратегия).
Коэффициент полезного использования попутного нефтяного газа определен Стратегией (показатели реализации стратегии, раздел IX. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса") в качестве одного из показателей решения задачи развития энергосбережения и повышения энергоэффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса.
Согласно Стратегии (раздел "Энергосбережение и энергоэффективность в сфере энергетики") по сравнению с 2008 годом коэффициент полезного использования попутного нефтяного газа увеличился на 9,2 процентных пункта и достиг 85,1 процента (в 2018 году).
К 2024 году планируется, что значение данного коэффициента повысится до 90 %, а к 2035 году будет достигнуто предельно допустимое значение (норматив) показателя сжигания, установленное Постановлением N 1148, - 95 %.
Таким образом, рациональное использование попутного нефтяного газа и минимизация объемов его сжигания на факельных установках будут способствовать снижению негативного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.
Проект постановления содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предусмотренные проектом акта обязательные требования соответствуют принципам, установленным Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ): законности, обоснованности, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, а также исполнимости обязательных требований.
Законность: обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом Законом N 247-ФЗ, для снижения негативного воздействия на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, то есть в целях непричинения вреда (ущерба) окружающей среде.
Кроме того, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду реализует принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, установленный статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Обоснованность обязательных требований: установление обязательных требований обусловлено наличием риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (окружающей среде).
В результате сжигания попутного нефтяного газа в атмосферный воздух выбрасываются парниковые газы (метан, углекислый газ, оксид азота), влияющие на тепловой баланс планеты, и иные опасные загрязняющие вещества (диоксид азота, оксиды серы, сероводород, бенз(а)пирен, взвешенные вещества и др.), также влияющие на атмосферный воздух и опосредованно (через атмосферный воздух) воздействующие на человека и иные компоненты природной среды.
В целях снижения вреда, причиняемого окружающей среде от сжигания попутного нефтяного газа, и повышения использования добываемого попутного нефтяного газа проектом постановления устанавливается предельно допустимое значение показателя сжигания в размере не более 5% от объема добытого попутного нефтяного газа.
Более эффективных мер, альтернативных предлагаемым проектом постановления экономическим стимулирующим мерам, не существует.
Правовая определенность и системность: содержание устанавливаемых проектом акта обязательных требований представляется ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не приводит к противоречиям при их применении, а также согласованно с целями и принципами законодательного регулирования в сфере охраны окружающей среды и правовой системы в целом.
Устанавливаемые проектом акта обязательные требования не дублируют иные установленные обязательные требования и не противоречат им.
Открытость и предсказуемость: в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия согласно Правилам проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318, проект постановления планируется разместить на сайте regulation.gov.ru для прохождения публичных обсуждений.
Проектом постановления предусмотрено его вступление в силу с 01.09.2025 и действие в течение шести лет, с учетом требований части 1 статьи 3 Закона N 247-ФЗ.
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденный приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 N 1839, включает в себя Постановление N 1148.
Исполнимость обязательных требований: Постановление N 1148 действует с 2012 года и на сегодняшний день почти все крупные нефтяные компании достигли 95-процентной утилизации попутного нефтяного газа (достигли - ПАО "Лукойл", ПАО "Новатэк", ПАО "НК "РуссНефть", ПАО "Сургутнефтегаз" (достигло 100 % уровня использования ПНГ), ПАО "Татнефть", почти достигло - ПАО "Газпром нефть").
Оставшиеся нефтяные предприятия используют в основном метод сжигания попутного нефтяного газа. Так, часть из них продолжает сжигать попутный нефтяной газ сверх установленной нормы и платить плату за выбросы с применением повышающего коэффициента.
Существуют различные варианты использования попутного нефтяного газа, который является ценным углеводородным ресурсом, источником сырья для производства ряда химических продуктов, например, синтетического топлива, а также источником получения дешевой электрической и тепловой энергии, но для его эффективного использования требуются существенные инвестиционные затраты, в том числе на строительство газоперерабатывающих мощностей.
Учитывая, что сжигание попутного нефтяного газа в факельных установках является одним из простейших и менее затратных способов утилизации попутного нефтяного газа, возникает необходимость в стимулировании компаний к его полезному использованию путем применения экономического механизма, заложенного в Постановлении N 1148.
При разработке проекта постановления соблюдены необходимые условия установления обязательных требований (статья 10 Закона N 247-ФЗ) - проект акта предусматривает содержание обязательных требований, им определены лица, обязанные их соблюдать, а также деятельность, в отношении которой устанавливаются обязательные требования.
Оценку соблюдения устанавливаемых обязательных требований осуществляют Росприроднадзор и его территориальные органы в рамках контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения в соответствии с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 N 881.
Обязанность по исчислению и взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду закреплена статьями 16-16.1 Закона N 7-ФЗ.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет за собой применение мер административного воздействия (статья 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также ее взыскание в добровольном и принудительном порядках.
Принятие проекта постановления позволит субъектам регулирования корректно исчислять и вносить плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Также принятие проекта постановления позволит Росприроднадзору и его территориальным органам осуществлять администрирование платежей, прием и обработку деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду от плательщиков.
Проект постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, показал отсутствие препятствий для реализации положений проекта постановления.
Принятие постановления не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29 мая 2014 г.), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.