Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 1729"
(подготовлен Минцифры России 14.02.2025 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 1729" (далее - проект постановления) разработан Минцифры России во исполнение подпункта 1.5.2 пункта 1.5 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 19 июля 2023 г., утвержденного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 27 июля 2023 г., в соответствии с пунктом 8 раздела II Концепции регулирования отрасли квантовых коммуникаций в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2023 г. N 1856-р, а также во исполнение пункта 14 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 29 ноября 2023 г. N ММ-П10-17296 по итогам стратегической сессии по направлению "Переход промышленности Российской Федерации на отечественную цифровую систему поддержки полного жизненного цикла изделий", во исполнение пункта 9 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам IX конференции "Цифровая индустрия промышленной России", состоявшейся 21-23 мая 2024 г. в г. Нижнем Новгороде, от 4 июля 2024 г. N ММ-П10-21076.
Так, предлагается ввести критерий получения государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - государственная аккредитация), - владение, управление либо контроль организацией, прямо и (или) косвенно в отношении более 50 процентов долей (акций) в уставном (складочном) капитале организации, осуществляется российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации. При этом в случае, если организация, претендующая на получение государственной аккредитации, является публичным акционерным обществом, такая организация не должна находится под контролем иностранных государств, иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организаций, филиалов и представительств указанных иностранных лиц и международных организаций, созданных на территории Российской Федерации, иностранных граждан (далее - иностранное участие).
Также проектом постановления предусмотрено введение критерия проведения внеочередной проверки и плановой процедуры подтверждения государственной аккредитации в отношении организаций, получивших государственную аккредитацию (далее - аккредитованная организация), на предмет отсутствия иностранного участия.
Кроме того, проектом постановления предоставлена возможность получения государственной аккредитации коммерческим организациям, прямое и (или) косвенное участие в которых Российской Федерации, субъекта Российской Федерации составляет более 50 процентов, и доля выручки которых от деятельности в области информационной безопасности превышает 70 процентов общего размера выручки организации.
Помимо этого государственную аккредитацию смогут получить организации, осуществляющие функции оператора связи, при условии наличия доли выручки от деятельности в области информационных технологий в размере более 50 процентов общего размера выручки организации.
В целях поддержания темпов развития российской отрасли информационных технологий (далее - ИТ-отрасль) в условиях внешнего санкционного давления, а также в связи с необходимостью предоставления доступа к мерам государственной поддержки ИТ-отрасли российским организациям, занимающимся исследованиями и производством в области квантовых коммуникаций, проектом постановления дополнен перечень кодов основного вида экономической деятельности в соответствии с которыми организации вправе получить государственную аккредитацию.
Кроме того, проектом постановления вносятся изменения в части установления обязательства для аккредитованных организаций при прохождении плановой процедуры подтверждения государственной аккредитации, предусмотренной пунктом 27 Положения (далее - подтверждение аккредитации), подтверждать наличие не менее одного соглашения между организацией и образовательной организацией высшего образования (далее - вуз) об участии организации в реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ образовательной организации высшего образования по специальностям и направлениям подготовки высшего образования в области информационных технологий, перечень которых устанавливается уполномоченным органом.
Указанное требование предъявляется в случае, если организация по итогам года, предшествующего дате проведения подтверждения аккредитации, применяла пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 22, пунктом 2 2-1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно -НК РФ, пониженные тарифы), и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, установленную пунктом 1 15 статьи 284 НК РФ, доход от реализации за год, предшествующий году проведения плановой процедуры подтверждения, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, по налогу на прибыль организаций составил не менее 1 млрд рублей и средняя численность работников такой организации составляет не менее 100 человек.
Вместе с тем ввиду необходимости поддержки организаций, осуществляющих деятельности в области информационных технологий (далее - ИТ-компании), которые только выходят на рынок информационных технологий, предлагается освободить до конца 2025 года от проведения внеочередной проверки и плановой процедуры подтверждения на предмет соответствия критерию по доле дохода от деятельности в области информационных технологий аккредитованные организации, с момента создания которых до даты проведения проверки прошло менее 3 лет, и выручка которых с момента создания не превышает 1 млн рублей. При этом с 2026 года данное исключение будет действовать для указанных ИТ-компаний в случае их наличия в федеральном государственном реестре стартапов или в реестре стартапов субъекта Российской Федерации. Минцифры России полагает, что данная мера будет способствовать развитию рынка информационных технологий ввиду повышения уровня конкуренции в том числе в связи с увеличением количества ИТ-компаний. Вместе с тем возможность использования указанными организациями мер поддержки ИТ-отрасли не окажет негативного влияния на состояние бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку такие ИТ-компании зачастую не имеют прибыли и их деятельность ведется за счет собственных средств, а также ввиду необходимости соответствия указанных организаций иным критериям, предусмотренным Положением о государственной аккредитации российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 1729.
Также в целях противодействия злоупотреблениям со стороны аккредитованных организаций, проектом постановления предусмотрены случаи, когда ИТ-компания ограничена в сроках повторного получения государственной аккредитации после ее аннулирования по результатам проверки.
Помимо этого проект постановления содержит изменение понятия "доход" на понятие "выручка". Это обусловлено тем, в соответствии с пунктом 15 Положения данные о доходе организации размещаются в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИР БО). Однако в финансовых результатах, размещаемых в ГИР БО, не содержится такой показатель как доход. В этой связи в рамках проверки на соответствие критерию по доле дохода от деятельности в области информационных технологий представляется релевантным использование показателя "Выручка", который подлежит размещению в ГИР БО.
Принятие проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления,не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.