Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442" (подготовлен Минэнерго России 17.02.2025)

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442"
(подготовлен Минэнерго России 17.02.2025 г.)

 

Досье на проект

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 23, ст. 3008; 2013, N 1, ст. 68; 2017, N 23, ст. 3323; 2018, N 34, ст. 5483; 2023, N 23, ст. 4140; 2024, N 36, ст. 5482; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2024, 28 декабря, N 0001202412280170).

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин

 

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _________ 2025 г. N ____

 

ИЗМЕНЕНИЯ
которые вносятся в Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442

 

1. Абзац седьмой пункта 1 дополнить словами ", - в периоды, когда в отношении таких территорий не действует установленный Правительством Российской Федерации запрет на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пуле)".

2. В подпункте "б" пункта 35 слова "системный оператор" заменить словами "субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике".

3. В пункте 361:

а) в абзаце третьем слова "системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе)" заменить словами "субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике";

абзац четвертый дополнить словами ", и требования к заполнению указанных форм".

4. В пункте 37:

а) в абзаце первом слова "системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе)" заменить словами "субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике";

б) после абзаца третьего дополнить абзацем следующего содержания:

"В случае если это предусмотрено требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сетевая организация разрабатывает графики аварийного ограничения с разделением для периодов года (не более двух), указанных в требованиях субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, с учетом сезонного изменения нагрузки потребления энергопринимающих устройств потребителей и необходимости обеспечения фактической возможности реализации аварийных ограничений в заданном субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике объеме.";

в) абзац четвертый дополнить словами ", максимальная мощность которых составляет 150 кВт и более, присоединенные к объектам электросетевого хозяйства на уровне напряжения 6 кВ и выше, за исключением энергопринимающих устройств, указанных в абзаце шестом настоящего пункта.";

г) после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:

"В графики ограничения режима потребления не подлежат включению энергопринимающие устройства населения и приравненных к нему категорий потребителей, указанных в приложении N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в случае если такие энергопринимающие устройства используются исключительно для коммунально-бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или коммерческой (профессиональной) деятельности.";

д) абзацы шестой и десятый признать утратившими силу.

5. Дополнить новыми пунктами 371 - 37 3 следующего содержания:

"371. При разработке графиков ограничения режима потребления и внесении в них изменений в соответствии с пунктом 391 настоящих Правил включение в такие графики энергопринимающих устройств потребителей осуществляется с соблюдением следующей приоритетности (в порядке убывания):

энергопринимающие устройства, с использованием которых осуществляется майнинг цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пулах) и (или) деятельность оператора майнинговой инфраструктуры, - на территориях, указанных в абзаце седьмом пункта 1 настоящих Правил;

энергопринимающие устройства, с использованием которых осуществляется майнинг цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пулах) и (или) деятельность оператора майнинговой инфраструктуры на территориях, не указанных в абзаце седьмом пункта 1 настоящих Правил, а также энергопринимающие устройства потребителей, осуществляющих следующие виды экономической деятельности: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, строительство, торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, деятельность в области информации и связи;

энергопринимающие устройства, с использованием которых осуществляются иные виды экономической деятельности, не указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта.

Между потребителями, указанными в абзаце третьем настоящего пункта, приоритетность включения в графики ограничения режима потребления принадлежащих им энергопринимающих устройств по видам экономической деятельности, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, не устанавливается.

372. При разработке графиков временного отключения потребления и внесении в них изменений в соответствии с пунктом 391 настоящих Правил включение в такие графики энергопринимающих устройств потребителей осуществляется с соблюдением следующей приоритетности (в порядке убывания):

энергопринимающие устройства потребителей, в отношении которых имеется техническая возможность дистанционного ввода в действие таких графиков с питающих центров или из центра управления сетями сетевой организации;

иные энергопринимающие устройства потребителей, не указанные в абзаце втором настоящего пункта.

На территориях, указанных в абзаце седьмом пункта 1 настоящих Правил, при разработке графиков временного отключения потребления и внесении в них изменений включение в такие графики энергопринимающих устройств, с использованием которых осуществляются майнинг цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пулах) и (или) деятельность оператора майнинговой инфраструктуры, осуществляется в рамках групп энергопринимающих устройств, определенных с учетом приоритетности, установленной абзацами вторым и третьим настоящего пункта, в первоорчередном порядке по отношению к энергопринимающим устройствам иных потребителей электрической энергии.

373. При разработке графиков аварийного ограничения определение сетевой организацией потребителей, включаемых в графики, распределение между ними требуемых объемов аварийных ограничений и определение очередности включения потребителей в графики аварийного ограничения осуществляются сетевой организацией с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 37 - 37 2 настоящих Правил и правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.".

6. В пункте 38:

а) в абзаце шестом слово "соответствующим" исключить;

б) абзац восьмой дополнить словами "(далее - штаб по обеспечению безопасности электроснабжения)";

в) дополнить абзацем следующего содержания:

"В случаях, указанных в пункте 381 настоящих Правил, суммарная величина аварийных ограничений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации может быть увеличена по сравнению с величинами, предусмотренными настоящим пунктом, по решению штаба по обеспечению безопасности электроснабжения.".

7. Дополнить новым пунктом 381 следующего содержания:

"381. В случае если объемов аварийных ограничений, предусмотренных требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике на разработку графиков аварийного ограничения (в том числе с учетом заданного субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике распределения объемов аварийных ограничений по отдельным энергоузлам (энергорайонам) и (или) местам электрической сети) недостаточно для предотвращения развития и ликвидации нарушений нормального режима работы линий электропередачи и электросетевого оборудования, не относящихся к объектам диспетчеризации, или обеспечения ротации потребителей, в отношении которых введены в действие графики аварийного ограничения, сетевая организация вправе инициировать разработку графиков аварийного ограничения в больших объемах, чем предусмотрены требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Предложение сетевой организации о разработке графиков аварийного ограничения в больших объемах, чем предусмотрены требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, должно в том числе содержать требуемую величину аварийных ограничений и ее обоснование.

Решение о необходимости разработки графиков аварийного ограничения в больших объемах, чем предусмотрены требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, принимается штабом по обеспечению безопасности электроснабжения по результатам рассмотрения указанного предложения сетевой организации.

Указанное решение должно содержать требования к объемам, времени и местам ввода аварийных ограничений, определяемые на основании требований субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и предложения сетевой организации и обеспечивающие:

разработку графиков аварийного ограничения в объемах, превышающих заданные субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (в том числе по отдельным энергоузлам (энергорайонам) в пределах территории субъекта Российской Федерации и (или) местам электрической сети - в объемах, не менее указанных в требованиях субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике);

реализацию указанных в требованиях субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике объемов аварийных ограничений за предусмотренное указанными требованиями время ввода аварийных ограничений.

В случае принятия штабом по обеспечению безопасности электроснабжения указанного в настоящем пункте решения графики аварийного ограничения разрабатываются сетевой организацией в соответствии с таким решением.".

8. В пункте 39:

а) в абзаце первом слово "соответствующим" исключить;

б) в абзаце четвертом слова "системного оператора (субъекта оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе)" заменить словами "субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике".

9. Пункт 391 изложить в следующей редакции:

"391. В случае существенного изменения режима работы энергопринимающих установок потребителей, включенных в утвержденные графики аварийного ограничения, снижения или увеличения потребления электрической энергии и (или) мощности энергосистемы, в том числе в связи с завершением технологического присоединения к электрическим сетям и вводом в работу новых энергопринимающих устройств потребителей, возникновения (угрозы возникновения) дефицита электрической энергии и мощности или дефицита пропускной способности в контролируемых сечениях и на отдельных участках электрической сети, обусловленного в том числе длительным аварийным (неотложным) ремонтом объектов по производству электрической энергии и (или) объектов электросетевого хозяйства, решение о необходимости внесения изменений в утвержденные графики аварийного ограничения принимается субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике на основании оценки расчетов электроэнергетического режима и анализа угрозы возникновения дефицита электрической энергии и мощности, дефицита пропускной способности в контролируемых сечениях и на отдельных участках электрической сети.

Решение о необходимости внесения изменений в утвержденные графики аварийного ограничения принимается сетевой организацией в случаях:

существенного изменения режима работы энергопринимающих установок потребителей, включенных в утвержденные графики аварийного ограничения;

появления у указанных в абзаце третьем настоящего пункта потребителей или потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства или энергопринимающим устройствам, включенным в графики аварийного ограничения, электроприемников аварийной брони в соответствии с актами согласования технологической и (или) аварийной брони, электроснабжение которых осуществляется от линий электропередачи, включенных в графики аварийного ограничения, при выделении таких электроприемников на отдельные питающие линии в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил;

завершения технологического присоединения к электрическим сетям и ввода в работу новых энергопринимающих устройств потребителей;

необходимости изменения субъектного состава потребителей и (или) перечня энергопринимающих устройств и питающих их линий электропередачи (фидеров), включенных в графики аварийного ограничения;

необходимости перераспределения объемов аварийных ограничений между потребителями, включенными в графики аварийного ограничения.

Указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта решения о необходимости внесения изменений в утвержденные графики аварийного ограничения подлежат согласованию со штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, за исключением не требующих такого согласования решений о внесении в утвержденные графики аварийного ограничения следующих изменений:

изменение наименования организации - потребителя, наименования подстанции, наименования и (или) номера фидера (присоединения), включенных в графики аварийного ограничения;

изменение способа ввода отключения по графику временного отключения потребления или времени отключения нагрузки потребления;

перераспределение нагрузки между энергопринимающими устройствами одного потребителя, включенными в график аварийного ограничения, без изменения объема аварийных ограничений в отношении такого потребителя.

Внесение изменений в утвержденные графики аварийного ограничения в случаях, предусмотренных абзацами первым - одиннадцатым настоящего пункта, осуществляется сетевой организацией на основании требований к объемам, времени и местам ввода аварийного ограничения, определенных субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

В случаях, предусмотренных абзацем первым пункта 381 настоящих Правил, внесение изменений в утвержденные графики аварийного ограничения осуществляется по инициативе сетевой организации на основании решения штаба по обеспечению безопасности электроснабжения. Указанное решение должно соответствовать требованиям, предусмотренным абзацами третьим - пятым пункта 381 настоящих Правил.

Изменения, вносимые в утвержденные графики аварийного ограничения в соответствии с настоящим пунктом, должны быть согласованы сетевой организацией с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике до утверждения таких изменений.

Порядок и сроки согласования или принятия штабом по обеспечению безопасности электроснабжения решений, предусмотренных настоящим пунктом, а также порядок и сроки согласования с субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и утверждения изменений, вносимых в графики аварийного ограничения, определяются правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики.".

10. В пункте 40:

а) в абзацах первом и втором слово "соответствующим" исключить;

б) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"При введении в действие графиков аварийного ограничения ограничение (отключение) подачи электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителей осуществляется с соблюдением требований к объемам, местам и времени ввода аварийных ограничений, указанных в диспетчерской команде (распоряжении) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, и приоритетности, предусмотренной пунктами 371 и 372 настоящих Правил.".

11.В пункте 44 слова "соответствующий субъект" заменить словом "субъекта".

12. Абзац четвертый пункта 46 после слов "субъекта оперативно-диспетчерского управления" дополнить словами "в электроэнергетике".

13. В пункте 48 слово "субъекты" заменить словом "субъект".

14. В абзаце первом пункта 49 слова "созданного в соответствующем субъекте Российской Федерации," исключить.

15. В пункте 51 слова ", созданного в соответствующем субъекте Российской Федерации," исключить.

 

ГАРАНТ:

См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта

 

Планируется скорректировать правила полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

В частности, приоритет включения потребителей в графики ограничения режима потребления (ГОРП) будет зависеть из видов осуществляемой ими деятельности.

В ГОРП будут включать только энергопринимающие устройства потребителей максимальной мощностью 150 кВт и более, присоединенные на уровне напряжения 6 кВ и выше.

Закрепляется возможность разработки в энергосистемах с сезонной нагрузкой дифференцированных графиков аварийного ограничения режима потребления электроэнергии (ГАО) для периодов года по требованию системного оператора.

Сетевые организации смогут разрабатывать ГАО в больших объемах в случае необходимости ликвидации нормального режима или для ротации потребителей, в отношении которых введены ГАО.

Определят случаи и порядок внесения изменений в утвержденные ГАО по инициативе сетевой организации, в том числе без согласования с региональным штабом по обеспечению безопасности электроснабжения.