Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Проект Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация работы медицинского персонала авиационных организаций экспериментальной авиации" (подготовлен Минпромторгом России 19.02.2025)

Проект Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация работы медицинского персонала авиационных организаций экспериментальной авиации"
(подготовлен Минпромторгом России 19.02.2025 г.)

 

Досье на проект

 

В соответствии со статьей 26 Воздушного кодекса Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Организация работы медицинского персонала авиационных организаций экспериментальной авиации".

2. Признать утратившим силу приказ Российского авиационно-космического агентства от 15 августа 2003 г. N 165.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.

 

Министр

А.А. Алиханов

 

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромторга России
от ____________ N ______

 

Федеральные авиационные правила
"Организация работы медицинского персонал авиационных организаций экспериментальной авиации"

 

I. Общие положения

 

1. Медицинское обеспечение авиационного персонала в целях безопасности полетов в экспериментальной авиации - система организационных, диагностических, лечебно-оздоровительных (реабилитационных) и контрольных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности авиационного персонала экспериментальной авиации и профилактику авиационных происшествий и инцидентов, связанных с состоянием здоровья авиационного персонала.

2. В организациях экспериментальной авиации медицинское обеспечение авиационного персонала экспериментальной авиации осуществляется структурными подразделениями летно-испытательного подразделения организации экспериментальной авиации или медицинскими организациями - на основании договора с авиационной организацией экспериментальной авиации (далее - медицинский пункт).

3. Организации, указанные в пункте 2 настоящих правил, обязаны иметь лицензию на все виды оказываемой медицинской помощи и экспертизу медицинской безопасности на воздушном транспорте.

Функции, штатный состав и график работы медицинского пункта определяются целями и задачами медицинского обеспечения полетов, а также режимом работы организации экспериментальной авиации.

4. Медицинский пункт должен располагать специализированным помещением включающим:

1) гардероб;

2) комната для проведения предполетного (послеполетного) медицинского осмотра;

3) комната для ожидания авиационным персоналом экспериментальной авиации предполетного (послеполетного) медицинского осмотра и хранения верхней одежды;

4) кабинет заведующего медицинского пункта, для проведения углубленного (периодического, дополнительного) медицинского осмотра, хранения медицинской документации и сейфа для хранения сильнодействующих средств;

5) комната для процедур и перевязок;

6) подсобные помещения, в том числе для хранения медицинского имущества для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ, средств для проведения первичных противоэпидемических мероприятий в случае обнаружения больного (подозрительного) карантинной инфекцией и др.;

7) санузел.

5. Для проведения медицинских осмотров и оказания неотложной медицинской помощи авиационному персоналу экспериментальной авиации медицинский пункт должны быть оснащен соответствующим медико-санитарным имуществом.

6. Летно-испытательное подразделение организации экспериментальной авиации (далее - ЛИП) обеспечивают медицинский пункт необходимыми помещениями (в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами), отоплением, электроэнергией, водоснабжением, транспортом, связью, в том числе осуществляет радиофикацию медицинского санитарного транспорта, а также экипирует медицинских работников медицинского пункта в период поисковых и аварийно-спасательных работ в соответствии с предполагаемым объемом работ и погодными условиями.

7. Медицинскими работниками медицинского пункта ведется следующая документация:

1) план подготовки и проведения очередного медицинского освидетельствования авиационного персонала экспериментальной авиации во врачебно-летных экспертных комиссиях экспериментальной авиации (далее - ВЛЭК ЭА) и Центральной врачебно-летной экспертной комиссии экспериментальной авиации (далее - ЦВЛЭК ЭА);

2) план лечебно-оздоровительных (реабилитационных) мероприятий по сохранению и поддержанию высокой работоспособности авиационного персонала ЭА, разработанный в соответствии с рекомендациями ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА);

3) план мероприятий по поисковым и аварийно-спасательным работам;

4) план мероприятий по устранению недостатков, выявленных при проверке работы медицинского пункта по вопросам медицинского обеспечения авиационного персонала ЭА и безопасности полетов в экспериментальной авиации;

5) планы-графики проведения углубленного (периодического, дополнительного) медицинского осмотра авиационного персонала экспериментальной авиации;

6) медицинские книжки авиационного персонала экспериментальной авиации;

7) журнал амбулаторного приема авиационного персонала экспериментальной авиации;

8) журнал предполетного медицинского осмотра;

9) журнал учета листов временной нетрудоспособности, выданных авиационному персоналу экспериментальной авиации учреждениями здравоохранения;

10) журнал предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспорта, средств аэродромной службы (в случае проведения медицинскими работниками медицинского пункта на договорных условиях предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспорта, средств аэродромной службы);

11) журнал учета наличия медицинского и хозяйственного имущества медицинского пункта;

14) журнал контроля за санитарно- гигиеническим состоянием специального снаряжения летного состава, условиями его хранения, ухода и своевременностью проведения регламентных работ;

 

II. Организационно-штатная структура медицинского пункта

 

8. Типовое штатное расписание медицинского пункта включать следующие категории специалистов:

1) при численности авиационного персонала ЛИП (АТП) до 50 человек: 1 врач, 3 средних медицинских работника (фельдшера) и 1 младший медицинский работник (санитарка/санитар);

2) при численности авиационного персонала ЛИП (АТП) до 100 человек: 2 врача, 4 средних медицинских работника (фельдшера) и 1 младший медицинский работник (санитарка/санитар);

3) при численности авиационного персонала ЛИП (АТП) до 150 человек: 3 врача, 5 средних медицинских работника (фельдшера) и 1 младший медицинский работник (санитарка/санитар);

4) при численности авиационного персонала ЛИП (АТП) до 200 человек: 4 врача, 6 средних медицинских работника (фельдшера) и 1 младший медицинский работник (санитарка/санитар);

5) при численности авиационного персонала ЛИП (АТП) до 250 человек: 5 врачей, 7 средних медицинских работника (фельдшера) и 1 младший медицинский работник (санитарка/санитар).

Организации экспериментальной авиации, в которых полеты проводятся более чем в одну смену, количество врачебных должностей должно быть не менее одной на каждую смену, а средних медицинских работников (фельдшеров) - не менее двух на каждую смену.

График работы медицинского персонала медицинского пункта, составленный заведующим медицинского пункта, утверждается начальником ЛИП и должен соответствовать графику полетов.

9. Врачебный состав медицинского пункта должен пройти подготовку по специальности и авиационной медицине в образовательном медицинском учреждении.

Один раз в пять лет медицинские работники медицинского пункта обязаны проходить повышение квалификации по специальности и авиационной медицине.

Медицинские работники медицинского пункта, участвующие в поисковых и аварийно-спасательных работах, должны пройти соответствующий курс обучения.

10. За счет общей численности врачебного состава и среднего медицинского персонала, предусмотренной штатным расписанием, в здравпункте вводится должность заведующего здравпунктом.

Заведующий здравпунктом непосредственно подчиняется начальнику ЛИП.

 

III. Порядок работы медицинских работников медицинского пункта

 

11. В целях медицинского обеспечения авиационного персонала в организациях экспериментальной авиации медицинские работники медицинского пункта в межкомиссионный период:

1) осуществляют медицинский контроль за состоянием здоровья авиационного персонала экспериментальной авиации в межкомиссионный период;

3) проводят углубленный (периодический, дополнительный) медицинский осмотр;

4) выявляют изменения в состоянии здоровья и работоспособности авиационного персонала экспериментальной авиации и проводят необходимые лечебно-оздоровительные (реабилитационные) мероприятия;

5) изучают индивидуальные психофизиологические особенности авиационного персонала экспериментальной авиации, организацию его труда, отдыха и питания;

6) готовят авиационный персонал экспериментальной авиации и врачебно-экспертную документацию к очередному (внеочередному) медицинскому освидетельствованию во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА);

7) участвуют в планировании физической подготовки авиационного персонала ЭА и осуществляют медицинский контроль за ее проведением;

9) ведут динамическое врачебное наблюдение за авиационным персоналом экспериментальной авиации, страдающим хроническими заболеваниями, в целях контроля за состоянием здоровья;

12) оказывают доврачебную (фельдшерскую) и первую врачебную помощь и взаимодействуют с учреждениями здравоохранения по месту жительства авиационного персонала экспериментальной авиации по вопросам оказания ему квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

13) участвуют в расследовании причин авиационных происшествий и авиационных инцидентов изучают причины ошибочных действий и их связь с состоянием здоровья, работоспособностью авиационного персонала экспериментальной авиации;

15) организуют и своевременно проводят выполнение рекомендаций ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА);

16) подготавливают данные для доклада руководству авиационной организации экспериментальной авиации о готовности авиационного персонала ЭА к выполнению поставленных задач.

12. В целях медицинского обеспечения безопасности полетов дежурные медицинские работники медицинского пункта в период проведения полетов:

1) присутствуют при постановке задач на полеты, участвуют в определении соответствия профессиональной нагрузки состоянию здоровья и физической выносливости индивидуально для конкретного лица авиационного персонала экспериментальной авиации;

2) проводят предполетный и послеполетный (при необходимости) медицинский осмотр авиационного персонала экспериментальной авиации;

3) докладывают руководителю ЛИП о результатах медицинского осмотра авиационного персонала экспериментальной авиации и делают отметки в заданиях на полеты;

4) осуществляют медицинский контроль за соблюдением авиационным персоналом экспериментальной авиации режима питания и отдыха;

5) осуществляют контроль за организацией мест отдыха авиационного персонала ЭА в период полетов;

6) принимают участие в контроле за качеством подготовки специального снаряжения для летного состава, соответствием летного снаряжения погодным условиям, условиями хранения, ухода и своевременностью проведения регламентных работ, а также за гигиеническим состоянием этого снаряжения;

7) регистрируют лабораторные пробы медицинского кислорода в специальном журнале;

9) проверяют своевременность подачи к началу полетов санитарного автотранспорта, его оснащенность медицинскими укладками, не допускают использование санитарного автотранспорта не по прямому назначению;

10) принимают непосредственное участие в поисковых и аварийно-спасательных работах при авиационных происшествиях, оказывают доврачебную (фельдшерскую) и первую врачебную помощь, а также организовывают эвакуацию пострадавших в ближайшее учреждение здравоохранения;

11) участвуют в разборе полетов, анализируют ошибочные действия авиационного персонала экспериментальной авиации, связанные с состоянием здоровья и снижением работоспособности авиационного персонала ЭА.

13. Во время проведения полетов при здравпункте должен постоянно находиться санитарный автомобиль. Водитель санитарного автомобиля подчиняется дежурному медицинскому работнику медицинского пункта.

14. В целях подготовки авиационного персонала экспериментальной авиации по вопросам авиационной медицины и здорового образа жизни медицинские работники медицинского пункта проводят:

1) мероприятия по психофизиологической подготовке авиационного персонала экспериментальной авиации к профессиональной деятельности, в том числе по выработке устойчивости организма к воздействию отрицательных факторов профессиональной деятельности и снижению психо-эмоционального напряжения;

2) занятия с авиационным персоналом экспериментальной авиации по авиационной медицине, психофизиологической подготовке, оказанию доврачебной, само- и взаимопомощи, а также формированию навыков здорового образа жизни, в том числе рациональному питанию, усилению двигательной активности, борьбе с курением и другими вредными привычками, отрицательно влияющими на состояние здоровья, профессиональную деятельность.

15. Медицинские работники медицинского пункта обязаны знать:

1) основы авиационной физиологии, гигиены, психологии и врачебно-летной экспертизы авиационного персонала экспериментальной авиации;

2) основные тактико-технические данные воздушных судов, находящихся в ЛИП;

3) устройство, принцип действия, правила эксплуатации и контроля кислородного оборудования и специального снаряжения;

4) особенности медицинского обеспечения различных видов полетов;

5) состояние здоровья, физическое развитие, индивидуально-психологические качества авиационного персонала экспериментальной авиации с учетом специфики профессиональной деятельности и отрицательно влияющих на состояние здоровья факторов;

6) условия труда авиационного персонала экспериментальной авиации.

16. Работой медицинского персонала медицинского пункта руководит медецинским пунктом, который:

1) обеспечивает получение в установленном порядке лицензии на все виды осуществляемой здравпунктом медицинской помощи и экспертизу медицинской безопасности на воздушном транспорте;

2) организует работу медицинского пункта и контролирует деятельность медицинских работников;

3) участвует в организации и проведении медицинского освидетельствования авиационного персонала экспериментальной авиации, осуществляемого в целях врачебно-летной экспертизы;

4) принимает участие в работе комиссий по отбору летного состава в ЛИП для освоения новой авиационной техники;

8) составляет график дежурств медицинских работников;

10) участвует в разработке и имеет план мероприятий по поисковым и аварийно-спасательным работам, обеспечивает готовность медицинских работников медицинского пункта к выполнению этих мероприятий;

11) организует и проводит занятия с медицинскими работниками по оказанию доврачебной (фельдшерской) и первой врачебной помощи пострадавшим при авиационном происшествии, авиационном инциденте;

12) обеспечивает на здравпункте технику безопасности и охрану труда;

14) обеспечивает своевременное, качественное ведение учетно-отчетной медицинской документации.

17. Заведующий здравпунктом в соответствии с действующим законодательством ответственен за:

1) организацию работы медицинских работников медицинского пункта в целом, а также учет, своевременное составление и представление в установленном порядке учетно-отчетной медицинской документации;

2) полноту, качество медицинского обеспечения авиационного персонала ЭА в целях безопасности полетов в экспериментальной авиации;

3) сохранность медицинских книжек авиационного персонала ЭА, своевременность и качество их оформления;

4) соблюдение медицинскими работниками медицинского пункта трудовой дисциплины и техники безопасности, сохранение ими государственной, служебной и врачебной тайны.

18. Учитывая профилактическую направленность деятельности здравпунктов, листки нетрудоспособности авиационному персоналу ЭА медицинскими работниками медицинского пункта не выдаются, за исключением здравпунктов, имеющих на это разрешение территориальных органов управления здравоохранением и лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

 

ГАРАНТ:

См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта

 

Предложены новые правила организации работы медперсонала организаций экспериментальной авиации. Они заменят правила 2003 г.

Оговорены организационно-штатная структура медпункта, порядок работы его сотрудников.