Досье на проект
В соответствии с абзацем шестым пункта 2 и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении.
2. Признать утратившими силу:
приказ Минэнерго России и Минтранса России от 15 ноября 2018 г. N 1035/412 "Об утверждении норм естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении"*(1);
приказ Минэнерго России и Минтранса России от 11 октября 2023 г. N 883/342 "О внесении изменения в приложение N 2 к нормам естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным видами транспорта и в смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденным приказом Минэнерго России и Минтранса России от 15 ноября 2018 г. N 1035/412"*(2).
Министр энергетики Российской Федерации | С.Е. Цивилев |
Министр транспорта Российской Федерации | Р.В. Старовойт |
Департамент нефтегазового комплекса
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэнерго России и Минтранса России
от "__"______ 2025 г. N __/__
1. Нормы естественной убыли нефти при перевозке в железнодорожных цистернах и танк-контейнерах железнодорожным транспортом и в смешанном железнодорожно-водном сообщении
(в килограммах на 1 тонну перевезенного количества) | |||||
---|---|---|---|---|---|
I климатическая группа | II климатическая группа | III климатическая группа | |||
осенне-зимний период | весенне-летний период | осенне-зимний период | весенне-летний период | осенне-зимний период | весенне-летний период |
0,216 | 0,237 | 0,238 | 0,241 | 0,281 | 0,243 |
2. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при перевозке в железнодорожных цистернах и танк-контейнерах железнодорожным транспортом и в смешанном железнодорожно-водном сообщении
(в килограммах на 1 тонну перевезенного количества) | |
---|---|
Группа нефтепродуктов | Нормы естественной убыли нефтепродуктов для всех климатических зон и во всех периодах года |
1,2 | 0,145 |
3,4 | 0,094 |
5 | 0,034 |
6 | 0,065 |
3. Нормы естественной убыли нефти при перевозке автомобильным транспортом
(в килограммах на 1 тонну принятой к перевозке нефти) | |||||
---|---|---|---|---|---|
I климатическая группа | II климатическая группа | III климатическая группа | |||
осенне-зимний период | весенне-летний период | осенне-зимний период | весенне-летний период | осенне-зимний период | весенне-летний период |
0,009 | 0,026 | 0,017 | 0,043 | 0,026 | 0,060 |
4. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при перевозке автомобильным транспортом
(в килограммах на 1 тонну принятой к перевозке нефтепродуктов) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Климатическая группа (подгруппа) | Группы нефтепродуктов | |||||||
1, 2 | 3, 4 | 5 | 6 | |||||
осенне-зимний период | весенне-летний период | осенне-зимний период | весенне-летний период | осенне-зимний период | весенне-летний период | осенне-зимний период | весенне-летний период | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 (1) | 0,046 | 0,106 | 0,0043 | 0,0085 | 0,0009 | 0,0017 | 0,013 | 0,013 |
1 (2) | 0,060 | 0,118 | 0,0051 | 0,0094 | 0,0009 | 0,0026 | 0,013 | 0,013 |
2 (1) | 0,081 | 0,134 | 0,0068 | 0,012 | 0,0009 | 0,0034 | 0,013 | 0,013 |
2 (2) | 0,095 | 0,134 | 0,0085 | 0,014 | 0,0017 | 0,0043 | 0,013 | 0,013 |
2 (3) | 0,105 | 0,136 | 0,0085 | 0,014 | 0,0017 | 0,0043 | 0,013 | 0,013 |
3 (1) | 0,111 | 0,140 | 0,0094 | 0,014 | 0,0017 | 0,0034 | 0,013 | 0,013 |
3 (2) | 0,120 | 0,143 | 0,011 | 0,016 | 0,0026 | 0,0043 | 0,013 | 0,013 |
5. Нормы естественной убыли, указанные в пунктах 1 - 4 настоящих норм естественной убыли, применяются при наличии дыхательных клапанов в устройстве цистерны. При отсутствии дыхательных клапанов в устройстве цистерны нормы естественной убыли принимаются равными нулю.
6. Нормы естественной убыли нефти при перевозке судами морского и внутреннего водного транспорта
(в килограммах на 1 тонну принятой к перевозке нефти) | ||
---|---|---|
Водные бассейны | Нормы естественной убыли нефти | |
осенне-зимний период | весенне-летний период | |
Азово-Черноморский бассейн, Каспийское море, реки: Волга (южнее г. Волгограда), Дон (южнее г. Калача-на-Дону) | 0,425 | 0,765 |
Балтийское море и водный бассейн Дальнего Востока (за исключением Берингова моря), реки: Волга (севернее г. Волгограда), Волхов, Дон (севернее г. Калача-на-Дону), Кама, Ока, Нева, Печора, Северная Двина | 0,255 | 0,578 |
Другие морские и речные бассейны | 0,170 | 0,425 |
7. Нормы естественной убыли нефтепродуктов при перевозке судами морского и внутреннего водного транспорта на каждый рейс
(в килограммах на 1 тонну принятой к перевозке нефтепродуктов) | |||
---|---|---|---|
Водные бассейны | Группы нефтепродуктов | Нормы | |
осенне-зимний период | весенне-летний период | ||
Азово-Черноморский бассейн, Каспийское море, реки: Волга (южнее г. Волгограда), Дон (южнее г. Калача-на-Дону) | 1, 2 | 1,870 | 3,655 |
3, 4 | 1,063 | 1,998 | |
5 | 0,893 | 1,785 | |
6 (масла) | 1,360 | 1,360 | |
6 (кроме масел) | 1,233 | 1,233 | |
Балтийское море и водный бассейн Дальнего Востока (за исключением Берингова моря), реки: Волга (севернее г. Волгограда), Волхов, Дон (севернее г. Калача-на-Дону), Кама, Ока, Нева, Печора, Северная Двина | 1, 2 | 1,743 | 3,400 |
3, 4 | 0,935 | 1,743 | |
5 | 0,808 | 1,700 | |
6 (масла) | 1,360 | 1,360 | |
6 (кроме масел) | 1,233 | 1,233 | |
Другие морские и речные бассейны | 1, 2 | 1,573 | 3,060 |
3, 4 | 0,893 | 1,743 | |
5 | 0,808 | 1,615 | |
6 (масла) | 1,360 | 1,360 | |
6 (кроме масел) | 1,275 | 1,275 |
8. Нормы естественной убыли нефтепродуктов (группы 1 и 2), указанные в пункте 7 настоящих норм естественной убыли, применяются при перевозках судами морского транспорта при условии времени нахождения таких нефтепродуктов в пути свыше 15 суток для водных бассейнов европейской части Российской Федерации, Сибири, Белого и Берингова морей и свыше 10 суток для остальных водных бассейнов.
9. Нормы естественной убыли 1 и 2 группы нефтепродуктов при перевозке морскими судами на каждые сутки нахождения в пути
(в килограммах на 1 тонну принятой к перевозке нефтепродуктов) | ||
---|---|---|
Водные бассейны | Нормы | |
осенне-зимний период | весенне-летний период | |
Водные бассейны европейской части Российской Федерации (за исключением Белого моря) и Сибири | 0,026 | 0,045 |
Белое и Берингово моря | 0,038 | 0,072 |
Балтийское море и водный бассейн Дальнего Востока (за исключением Берингова моря) | 0,077 | 0,115 |
Черное и Азовское моря | 0,128 | 0,174 |
Каспийское море | 0,162 | 0,207 |
10. Нормы естественной убыли нефтепродуктов, указанные в пункте 9 настоящих норм естественной убыли, применяются при перевозках судами морского транспорта при условии нахождения таких нефтепродуктов в пути до 15 суток для водных бассейнов европейской части Российской Федерации, Сибири, Белого и Берингова морей и до 10 суток для остальных водных бассейнов.
11. Распределение нефтепродуктов по группам для применения настоящих норм естественной убыли осуществляется согласно приложению N 1 к настоящим нормам естественной убыли.
12. Распределение субъектов Российской Федерации по климатическим группам для применения настоящих норм естественной убыли приводится в приложении N 2 к настоящим нормам естественной убыли.
13. При перевозках нефти и нефтепродуктов из одной климатической группы в другую, а также при переходе из одного сезонного периода в другой применяется большая величина нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов.
14. При перевозке нефти и нефтепродуктов из одного водного бассейна в другой определение величины естественной убыли при ее возникновении осуществляется по норме, имеющей среднеарифметическую величину норм естественной убыли, установленных для каждого из водных бассейнов, по которым транспортировались нефть или нефтепродукты от пункта налива (погрузки) до пункта слива (разгрузки).
15. В случаях, когда в соответствии с технологией перевозки нефть и нефтепродукты 5 и 6 групп должны подогреваться, то независимо от периода года применяется норма естественной убыли весенне-летнего периода, увеличенная в зависимости от температуры подогрева:
от 21 до 30 °С в 1,5 раза;
от 31 до 50 °С в 2 раза;
от 51 °С и выше в 3 раза.
При температуре подогрева от 11 до 20 °С в осенне-зимний период соответствующая норма естественной убыли осенне-зимнего периода увеличивается в 1,5 раза, а норма естественной убыли весенне-летнего периода остается без изменения.
16. Осенне-зимний период начинается 1 октября и оканчивается 31 марта, весенне-летний период начинается 1 апреля и оканчивается 30 сентября.
17. Настоящие нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи груза.
Приложение N 1
к нормам естественной убыли нефти и нефтепродуктов
при перевозке железнодорожным, автомобильным,
водным видами транспорта
и в смешанном железнодорожно-водном сообщении
Группа нефтепродуктов | Наименование нефтепродукта |
---|---|
1 | 2 |
1 | Бензины автомобильные всех марок. Прямогонные бензины. Газовый конденсат стабильный. Бензин газовый стабильный (из газового конденсата). |
2 | Нефтяные растворители всех марок с температурой начала кипения от +50 °C до 100 °C. Бензины авиационные всех марок. Изооктан технический. Гептан нормальный. Бензол нефтяной. Отработанные нефтепродукты марки CHO. Топливо для реактивных двигателей Т-2. |
3 | Нефтяные растворители всех марок с температурой начала кипения от 100 °C и выше. Топлива для реактивных двигателей с температурой начала кипения от 100 °C до 150 °C, кроме Т-2. Сольвент нефтяной. Керосин для технических целей. Лигроин приборный. Ксилол нефтяной. Толуол нефтяной. Этилбензол технический. |
4 | Керосины осветительные всех марок. Топлива дизельные и судовые с температурой помутнения (застывания) или с предельной температурой фильтруемости ниже минус 10 °C. Топлива для реактивных двигателей с температурой начала кипения более 150 °C. Изопропилбензол технический. |
5 | Топлива дизельные и судовые с температурой помутнения (застывания) или с предельной температурой фильтруемости от минус 10 °C и выше. Топливо печное бытовое. Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей. |
6 | Мазуты всех марок. Масла смазочные всех марок. Битумы нефтяные жидкие. Прочие жидкие нефтепродукты, требующие подогрева. Отработанные нефтепродукты, кроме марки CHO. |
Приложение N 2
к нормам естественной убыли нефти и нефтепродуктов
при перевозке железнодорожным, автомобильным,
водным видами транспорта
и в смешанном железнодорожно-водном сообщении
Климатическая группа | Обозначение климатического района | Обозначение климатической группы (подгруппы) для применения норм | Субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа |
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 |
1-я (соответствует холодному макроклиматическому району) | I 1, II 2 | 1 (1) | Республики: Саха (Якутия) Автономные округа: Чукотский |
I 2, II 3 | 1 (2) | Республики: Коми Края: Красноярский (севернее 56 с.ш.), Хабаровский (севернее 56 с.ш.) Области: Амурская, Магаданская, Мурманская, Томская Автономные округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий | |
2-я (соответствует холодному умеренному макроклиматическому району) | II 4 | 2 (1) | Республики: Алтай, Бурятия, Карелия, Тыва, Хакасия Края: Алтайский, Забайкальский, Красноярский (южнее 56 с.ш.), Пермский, Хабаровский (южнее 56 с.ш.) Области: Архангельская, Иркутская, Кемеровская, Курганская, Курская, Новосибирская, Омская, Свердловская, Тюменская, Челябинская Автономная область: Еврейская |
II 5 | 2 (2) | Республики: Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская республика - Чувашия Области: Белгородская, Брянская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Ярославская Города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург | |
II 6 | 2 (3) | Края: Камчатский, Приморский Области: Сахалинская | |
3-я (соответствует теплому умеренному макроклиматическому району) | II 7 | 3 (1) | Республики: Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия - Алания, Донецкая Народная (севернее 47 с.ш.), Луганская Народная Области: Волгоградская, Ростовская |
II 9 II 11 | 3 (2) | Республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Крым, Чеченская, Донецкая Народная (южнее 47 с.ш.), Луганская Народная Края: Краснодарский, Ставропольский Области: Астраханская, Запорожская, Херсонская Город федерального значения: Севастополь |
-------------------------------------------
*(1) Зарегистрирован Минюстом России 3 июня 2019 г., регистрационный N 54817.
*(2) Зарегистрирован Минюстом России 15 ноября 2023 г., регистрационный N 75959.
Предложены новые нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при перевозке ж/д, автомобильным, водным транспортом и в смешанном железнодорожно-водном сообщении. Они заменят нормы 2018 г.
Нормы применяются для определения величины потерь при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей, которые приравниваются к материальным расходам при исчислении налога на прибыль.