Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Раздел 4. Хранение документов

Раздел 4
Хранение документов

 

4.1. Кредитные организации обязаны обеспечить сохранность бухгалтерских документов. Кредитные организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банка. Руководитель и главный бухгалтер должны проинструктировать сотрудников банков и вневедомственной охраны по этим вопросам, распределить и закрепить за сотрудниками определенные места для хранения документов в шкафах и других хранилищах, установить на случай необходимости порядок и очередность выноса документов в безопасные места.

4.2. Сформированные в установленном порядке и сброшюрованные бухгалтерские документы за рабочий день после составления ежедневного баланса и проведения сплошной проверки передаются на хранение в архив с ограничением к ним доступа.

В архиве документы текущего года и года предшествующего хранятся отдельно в металлических шкафах (сейфах).

После сдачи годового отчета документы года, предшествующего отчетному, перемещаются в архиве для хранения на общих основаниях.

Кассовые документы хранятся в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России.

Порядок хранения документов постоянного пользования (юридические и кредитные дела, договоры, контракты, срочные обязательства и т.п.) определяется руководителем банка и главным бухгалтером, имея в виду обеспечение их сохранности.

4.3. Бухгалтерские (мемориальные) документы хранятся подшитыми за каждый рабочий день в возрастающем порядке номеров дебетованных балансовых счетов. Подборка документов осуществляется работником, на которого возложено формирование документов дня.

Допускается формирование мемориальных документов по пачкам, формируемым для передачи информации на обработку. При этом документы помещаются в папку вместе с лентами их подсчета.

Документы, затрагивающие по дебету более одного счета, помещаются в конце папки впереди документов по внебалансовым счетам.

В отдельные сшивы (папки) помещаются кассовые документы, документы по вкладам граждан, по кредитам индивидуальным заемщикам, по операциям с драгметаллами, инвалютой, по хозяйственным и другим операциям банка, с различными сроками хранения.

4.4. Сброшюрованные документы подсчитываются и сумма их сверяется с итогом оборотов по оборотной ведомости. Если общие итоги и итоги по пачкам не совпадают, то производится выверка документов и оборотов по отдельным балансовым счетам.

Мемориальные ордера и другие документы по внебалансовым счетам (кроме документов, учитываемых в книгах хранилища ценностей) подбираются в возрастающем порядке номеров сначала дебетуемых внебалансовых счетов, кроме счетов N 99998 и N 99999, затем кредитуемых внебалансовых счетов, кроме счетов N 99998 и 99999, помещаются в документы дня после мемориальных документов по балансовым счетам и брошюруются вместе с ними.

Документы по внебалансовым счетам также подсчитываются, и суммы их сверяются с оборотной ведомостью.

4.5. Работники, на которых возложено формирование документов, должны тщательно проверять наличие в мемориальных ордерах, имеющих приложения, ссылки на количество приложенных листов и наличие самих приложений.

4.6. Документы за истекший день после проведения контроля должны быть оформлены в указанном выше порядке и не позднее чем на следующий день переданы в архив. До утра следующего дня несброшюрованные документы должны храниться обязательно в несгораемом шкафу.

4.7. На лицевой стороне обложки папки сброшюрованных документов помещается следующий текст:

 

     Срок хранения ______________________________
     Архивный индекс_________________________________________
                     ___________________________________________
                    (наименование кредитной организации (филиала)
Бухгалтерские документы за  "___"_____________ 19____г.

 

                      по балансовым счетам        по внебалансовым счетам

 

Бухгалтерские документы на сумму______руб. ___ коп. __________руб.___коп.
Из них находятся в отдельных папках:

 

кассовые документы __________________ руб. ___ коп. __________руб.___коп.
     по операциям с инвалютой:
бухгалтерские документы _____________ руб. ___ коп. __________руб.___коп.

 

     срок хранения __________________

 

кассовые документы __________________ руб. ___ коп. __________руб.___коп.

 

     срок хранения ___________________
     по операциям с драгметаллами:

 

бухгалтерские документы _____________ руб. ___ коп. __________руб.___коп.

 

     срок хранения _____________________

 

     кассовые документы _____________ руб. ___ коп. __________руб.___коп.

 

     срок хранения ______________________

 

     и т.д. по документам с разными сроками хранения.

 

     В каждой  папке  должна  быть  лента  подсчета   по   балансовым   и
внебалансовым счетам, о чем делается надпись:

 

     документы сброшюрованы и подшиты _____________________
                                            (подпись)

 

На обложке основной папки делается надпись: "с данными бухгалтерского учета сверено" - и ставится подпись главного бухгалтера или его заместителя, или начальника отдела.

4.8. Кредитная организация вправе организовать хранение бухгалтерских документов в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. При этом должна обеспечиваться возможность распечатывания бумажных копий бухгалтерских документов по формам, установленным нормативными актами Банка России. Структура баз данных бухгалтерских документов должна позволять группировать документы в соответствии с требованиями, установленными пп. 4.2 - 4.7 настоящего раздела.

4.9. Изъятие бухгалтерских документов производится органами предварительного следствия, органами дознания, органами налоговой полиции, таможенными органами, прокуратурой, если прокурор участвует в производстве дознания и предварительного следствия, на основании постановления о производстве выемки; налоговыми инспекциями и Счетной палатой Российской Федерации на основании постановлений (актов об изъятии) должностных лиц этих органов в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности; судом (судом общей юрисдикции и Арбитражным судом) по делам, находящимся у них на рассмотрении. При изъятии подлинного документа составляется в 2 экземплярах акт или протокол изъятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за подписями руководителя кредитной организации или его заместителя, главного бухгалтера и представителя органа, проводящего изъятие документа. В акте или протоколе должно быть указано, по чьему требованию и разрешению производится изъятие и какой документ изымается. Главный бухгалтер или по его поручению другое уполномоченное лицо вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять копии с изымаемых документов с указанием на них основания и даты изъятия. На место изъятого подлинного документа помещаются заверенная главным бухгалтером копия документа, первый экземпляр акта или протокола и требование на изъятие документа с распиской представителя органа, проводящего изъятие, о получении подлинного документа. Главный бухгалтер на обложке папки с документами делает за своей подписью надпись об изъятии документов. Второй экземпляр акта или протокола вручается представителю органа, проводившего изъятие.