Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 апреля 2009 г. N КА-А41/2703-09
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 апреля 2009 г.
Муниципальное предприятие "Химкинская теплосеть" (далее - предприятие) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнений, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 18-25/43 от 31.03.2008 г. в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату НДС в виде штрафа в размере 6 693 976 руб., доначислении НДС в сумме 36 620 184 руб. и начислении пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 10 550 389 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2008 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2008 г., заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обоснование своих доводов налоговый орган указывает на то, что получаемые предприятием из бюджета денежные средства, являются не бюджетными ассигнованиями, а трансфертами населению. Цены и тарифы для населения на оплату коммунальных услуг установлены с учетом НДС, а предприятие реализовывало свои услуги, исходя из данных тарифов. Судом не дана надлежащая оценка доводам инспекции о природе перечисленных денежных средств. Неверным является вывод суда о том, что получение бюджетных средств не связано с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), поскольку данные денежные средства поступают по факту реализации коммунальных услуг льготным категориям населения.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представитель общества против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в судебных актах и отзыве.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в период с 20.03.2007 г. по 28.10.2007 г. была проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, включая НДС, за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г., по результатам которой составлен акт от 26.12.2007 г. N 125.
На основании акта выездной налоговой проверки, налоговым органом вынесено оспариваемое решение.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Как установлено судом, предприятие в 2004-2006 г.г. оказывало жилищно-коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению населению Химкинского района, в том числе льготным категориям граждан, и получало из бюджетов жилищные субсидии на основании Федеральных законов от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как правильно указал суд, в соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Абзацем 2 п. 2 ст. 154 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Поскольку понятие "дотация" нормами налогового законодательства не определено, суды правомерно применили п. 1 ст. 11 НК РФ, согласно которому институты, понятии и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что дотациями признаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; субвенцией признаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а субсидией являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В письме от 27.03.2002 г. N 16-00-14/112 Министерство финансов Российской Федерации указало, что на основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
Согласно п. 36.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.
Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Как правильно указано судом, налогоплательщик вправе определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по законодательно установленным льготным ценам и соответствующий бюджет возмещает им полученные расходы (убытки), связанные с применением указанных цен.
Также правомерным является вывод судов о том, что в соответствии со ст. 424 ГК РФ, п. 1 и п. 2 ст. 157 ЖК РФ, ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", цены на коммунальные услуги, реализуемые населению, относятся к регулируемым ценам и устанавливаются органами местного самоуправления.
Суды установили, что на основании данных нормативно-правовых актов, а также руководствуясь Постановлением главы муниципального образования "Химкинский район" от 31.07.2000 г. N 677 "О порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в Химкинском районе", Решением Совета депутатов Химкинского района Московской области от 13.01.2004 г. N 59/1 "Об установлении размере оплаты за жилищно-коммунальные услуги отдельным категориям населения Химкинского района на 2005 г.", Постановлением Главы Химкинского района от 27.12.2005 г. N 220 "О дополнительным мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, имеющих место жительства в городском округе Химки Московской области", Постановлением Главы муниципального образования "Химкинский район" Московской области от 14.12.2005 г. N 212 "О бюджете городского округа Химки на 2006 г." предприятие получало денежные средства, выделенные из бюджета в связи с предоставлением льгот и субсидий отдельным категориям граждан в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов).
Суды также установили, что факт перечисления дотаций (субсидий) из бюджета в адрес предприятия подтверждается договорами от 06.10.2004 г. N 132, от 06.10.2004 г. N 133, от 06.10.2004 г. N 134, от 01.03.2005 г. N 5, от 11.01.2006 г. N 2-10026, от 02.03.2006 г. N 3, заключенными с Комитетом социальной защиты населения Администрации Химкинского района, Химкинским Управлением социальной защиты населения Московской области, Администрацией городского округа Химки и Министерством социальной защиты населения Московской области в лице Химкинского Управления социальной защиты населения Московской области, Министерством социальной защиты населения Московской области, а также платежными поручениями, выписками из бюджетной росписи, отчетами об использовании сметы доходов и расходов.
При данных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что денежные средства, получаемые предприятием из бюджета, являются дотациями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных им расходов (убытков), возникших в результате предоставления услуг по ценам ниже установленных государственных цен (тарифов). Данные средства не связаны с оплатой реализованных услуг и не должны включаться в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.
Правомерность получения предприятием субсидий и целевое их использование налоговым органом не оспаривается.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
При данных обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Нормы материального права применены правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Иная оценка заявителем установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 октября 2008 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2008 г. по делу N А41-13064/08 оставить без изменения, кассационную жалобу МРИ ФНС России N 13 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как правильно указано судом, налогоплательщик вправе определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по законодательно установленным льготным ценам и соответствующий бюджет возмещает им полученные расходы (убытки), связанные с применением указанных цен.
Также правомерным является вывод судов о том, что в соответствии со ст. 424 ГК РФ, п. 1 и п. 2 ст. 157 ЖК РФ, ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", цены на коммунальные услуги, реализуемые населению, относятся к регулируемым ценам и устанавливаются органами местного самоуправления.
Суды установили, что на основании данных нормативно-правовых актов, а также руководствуясь Постановлением главы муниципального образования "Химкинский район" от 31.07.2000 г. N 677 "О порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в Химкинском районе", Решением Совета депутатов Химкинского района Московской области от 13.01.2004 г. N 59/1 "Об установлении размере оплаты за жилищно-коммунальные услуги отдельным категориям населения Химкинского района на 2005 г.", Постановлением Главы Химкинского района от 27.12.2005 г. N 220 "О дополнительным мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, имеющих место жительства в городском округе Химки Московской области", Постановлением Главы муниципального образования "Химкинский район" Московской области от 14.12.2005 г. N 212 "О бюджете городского округа Химки на 2006 г." предприятие получало денежные средства, выделенные из бюджета в связи с предоставлением льгот и субсидий отдельным категориям граждан в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов)."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 апреля 2009 г. N КА-А41/2703-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании