Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 апреля 2009 г. N КА-А40/2964-09
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2009 г.
ОАО "Самараэнерго" (далее - общество, заявитель) с учетом уточнения заявленных требований обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в отражении в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 22 июля 2008 года сумм налоговых санкций по налогу на прибыль в размере 23 994 323 руб. 59 коп. и обязании внести исправления в карточку "расчеты с бюджетом" путем проведения операции "сторно" в отношении учитываемой за обществом задолженности по налоговым санкциям по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ в размере 20197465 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция с решением суда не согласилась и обжаловала его в кассационном порядке. В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.
От общества поступил письменный отзыв на кассационную жалобу инспекции с приложением справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 9 февраля 2009 года, согласно которой, по утверждению заявителя, инспекция во исполнения решения суда по настоящему делу сторнировала спорную сумму штрафа в карточке расчетов общества с бюджетом (КРБ).
Отзыв с приложением приобщены к материалам дела.
Представители инспекции в заседании суда жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, полагая решение суда законным и обоснованным.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, инспекцией обществу выдана справка от 22.02.08 N 10597 о состоянии расчетов по налогам, сборам взносам, в которой отражена задолженность заявителя по налоговым санкциям по налогу на прибыль.
Полагая, что задолженность по налоговым санкциям по налогу на прибыль в размере 23 994 323 руб. 59 коп. в справке указана ошибочно, в связи с чем сумма налоговых санкций. подлежит сторнированию (исключению и КРБ налогоплательщика), общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что спорная сумма задолженности по налоговым санкциям по налогу на прибыль налоговым органом документально не подтверждена, в связи с чем подлежит сторнированию.
Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе его рассмотрения.
Судом были исследованы письма налоговых органов, в которых ранее налогоплательщик состоял на налоговом учете, в частности, письмо МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Самарской области от 07.08.08 N 07-14/11846 и письмо ИФНС России по Ленинскому району г. Самары от 18.09.06 N 12-28/19374, а также справки налогового органа об отсутствии задолженности общества переда бюджетами всех уровней по состоянию на 2002, 2004 годы, и установлено отсутствие документального обоснования правомерности существования спорной задолженности.
Как правильно указал суд, спорная сумма штрафа не подтверждена ни решениями выездных налоговых проверок, ни какими-либо другими документами, не установлены обстоятельства и сроки начисления данных санкций; налоговым органом не представлено какого-либо судебного акта, на основании которого штраф подлежал взысканию.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела и инспекцией не опровергнуты.
Как видно из представленного суду акта сверки расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам N 438 от 10.11.08, имеются расхождения между данными налогового органа, полагающего, что задолженность налогоплательщика по штрафам составляет 21 499 046 руб. 78 коп., и данными заявителя о том, что задолженность подтверждена только на суму 1 301 581 руб. 19 коп.
Довод инспекции о том, что имеются противоречия в требованиях заявителя в отношении сумм штрафа, а именно, оспаривается законность действий по отражению в справке о состоянии расчетов налоговых санкций в размере 23 994 323 руб. 59 коп., а провести операцию "сторно" по КРБ общество просит в отношении иной суммы штрафа - 20 197 465 руб. 59 коп., отклоняется по следующим основаниям.
Судом установлено, что часть суммы налоговых санкций по налогу на прибыль в размере 3 796 858 руб. была списана налоговым органом путем проведения операции "сторно" по карточке "расчеты с бюджетом", что подтверждается письмом инспекции от 28.10.08 N 04-10/19837 (л.д. т. 1 л.д. 42-43).
Довод инспекции о том, что отражение сведений в справке о состоянии задолженности не нарушает прав налогоплательщика, не принимается.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Как правильно указал суд, выдаваемая в порядке ст. 32 НК РФ справка о состоянии расчетов должна содержать достоверные сведения.
Согласно статьям 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Таким образом, налогоплательщик, не согласившись с действиями налоговой инспекции по отражению в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 22 июля 2008 года не соответствующих действительности сведений о наличии задолженность по штрафу, вправе был обратиться в Арбитражный суд г. Москвы.
Судом приняты во внимание доводы общества о том, что непринятие мер по корректировке карточки "расчеты с бюджетом" нарушает права налогоплательщика тем, что сведения в ней о якобы имеющейся задолженности будут препятствовать получению обществом справки об отсутствии задолженности, что делает невозможным его участие в тендерах и конкурсах, затрудняет получение в банках кредитов на выгодных условиях, мешает нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
Таким образом, в целях восстановления нарушенного действием инспекции права заявителя судом первой инстанции в соответствии с ч. 3 п. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения указано на обязанность совершить налоговым органом определенные действия (внести исправления в карточку "расчеты с бюджетом" путем проведения операции "сторно" в отношении учитываемой за обществом задолженности по налоговым санкциям по налогу на прибыль).
Ссылка инспекции на отсутствие технической возможности исполнить решение суда отклоняется, поскольку в соответствии с Приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" ("РСБ") указано на возможность внесения налоговым органом изменений в карточки "РСБ" путем проведения операции "сторно".
Иная оценка налоговым органом установленных судом обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.
Ссылка инспекции в кассационной жалобе, а также ее представителей в судебном заседании на судебные акты по иным делам, где рассматривался вопрос об обязании инспекции исключить из лицевого счета налогоплательщика сумм задолженностей как безнадежных ко взысканию, не имеет отношения к предмету настоящего спора, в котором речь идет о сумме задолженности налогоплательщика, наличие которой налоговым органом не доказано.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных требований.
При проверке принятого по делу решения Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебного акта, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает имеющуюся судебно-арбитражную практику по аналогичным делам - постановление ФАС ВСО от 10.02.2009 N А78-3440/08-С3-10/93-Ф02-106/09; постановление ФАС ДО от 22.12.2008 N Ф03-5829/2008 (Определением ВАС РФ от 06.03.2009 N ВАС-2646/090; постановление ФАС МО от 18.06.2008 N КА-А40/5316-08.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 25.12.2008 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-65484/08-118-363 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом приняты во внимание доводы общества о том, что непринятие мер по корректировке карточки "расчеты с бюджетом" нарушает права налогоплательщика тем, что сведения в ней о якобы имеющейся задолженности будут препятствовать получению обществом справки об отсутствии задолженности, что делает невозможным его участие в тендерах и конкурсах, затрудняет получение в банках кредитов на выгодных условиях, мешает нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
Таким образом, в целях восстановления нарушенного действием инспекции права заявителя судом первой инстанции в соответствии с ч. 3 п. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения указано на обязанность совершить налоговым органом определенные действия (внести исправления в карточку "расчеты с бюджетом" путем проведения операции "сторно" в отношении учитываемой за обществом задолженности по налоговым санкциям по налогу на прибыль).
Ссылка инспекции на отсутствие технической возможности исполнить решение суда отклоняется, поскольку в соответствии с Приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" ("РСБ") указано на возможность внесения налоговым органом изменений в карточки "РСБ" путем проведения операции "сторно"."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 апреля 2009 г. N КА-А40/2964-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании