Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 июня 2009 г. N КА-А40/5023-09
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 июня 2009 г.
ООО "Нарьянмарнефтегаз" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган) от 06.08.08 N 52-15-14/24/914 "О возмещении (частично) сумм налога на добавленную стоимость" и решения от 06.06.08 N 52-15-14/23/1078 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов и отказе в возмещении НДС в сумме 272 148 302 руб. (в том числе с учетом ранее вынесенных решений от 05.09.07 N 52/1962, N 52/1963 по первичной налоговой декларации в сумме 182 622 497 руб.) и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.08, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.09, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительными решения налогового органа от 06.06.08 N 52-15-14/24/914 "О возмещении (частично) сумм налога на добавленную стоимость" и решения от 06.06.08 N 52-15-14/23/1078 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части выводов о необоснованном применении налоговых вычетов и отказа в возмещении НДС в сумме 243 056 771 руб. (в том числе с учетом ранее вынесенных решений от 05.09.07 N 52/1962, 52/1963 по первичной декларации в сумме 182 622 497 руб.), обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Применив ст.ст. 164, 165, 169, 171, 172 НК РФ суды указали, что Обществом соблюдены условия применения налоговых вычетов в сумме 243 056 771 руб., в связи с чем решения Инспекции незаконны в данной части.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов в части удовлетворенных требований налогоплательщика, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Выслушав представителей Инспекции, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей Общества, возражавших против отмены судебных актов по изложенным в них и в приобщенном к материалам дела отзыве основаниям, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что по итогам проведенной камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2006 Инспекция вынесла решение N 52-15-14/24/914 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость" и решение N 52-15-14/24/914 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которыми признано неправомерным применение налоговых вычетов на сумме 362 570 385 руб.; возмещен НДС в сумме 235 074 816 руб. и отказано в возмещении в сумме 362 579 385 руб. (в том числе с учетом ранее вынесенных решений от 05.09.07 N 52/1962, 52/1963 по первичной декларации в сумме 272 985 305 руб.)
Обоснованность применения вычетов в сумме 182 622 497 руб. исследовалась судами по делу N А40-57524/07-129-342 по спору и о признании недействительными решений Инспекции от 05.09.07 N 52/1962, 52/1963 по первичной налоговой декларации за август 2006 и признана правомерной. В связи с чем суды, на основании ч. 2 ч. 69 АПК РФ признали незаконными решения Инспекции от 06.08.08 N 52-15-14/24/914, N 52-15-14/24/914 в части отказа в налоговых вычетах в размере 182 622 497 руб.
Налоговый орган в кассационной жалобе указывает на расхождения между налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимостью и книгой покупок, методом распределения входного НДС, приходящегося на производство экспортной продукции и продукции, реализуемой на внутреннем рынке, что, по его мнению, является основанием для отказа в вычете, а соответственно и в возмещении налога на добавленную стоимость.
Разрешая спор, суды указали, что нарушения Общества при заполнении книги покупок при соответствии данных налоговых деклараций первичным документам, не может служить основанием для отказа в применении вычетов. В ходе проведения камеральной налоговый проверки, как следует из решений от 06.06.08 N 52-15-14/24/914 и N 52-15-14/23/1078, противоречий между первичными документами (в данном случае, счетами-фактурами, по которым был заявлен Обществом вычет в августе 2006 г.), и налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость за август 2006 г. выявлено не было.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации российскими налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
На основании положений п.п. 9 и 10 ст. 165 Кодекса указанные документы представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, одновременно с налоговой декларацией. В то же время п. 5 ст. 174 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ в редакции, действующей в проверяемый период (2006 г.), моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Учитывая, что момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям и, соответственно, отражение таких операций в налоговой отчетности зависит от срока сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, в случае, если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, собран налогоплательщиком в срок, не превышающий 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, данные операции подлежат включению в разд. 5 "Расчет суммы налога на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за тот налоговый период, на который приходится день сбора документов.
Аналогичная позиция изложена и в Письме Минфина РФ от 03.06.08 N 03-07-08/136.
Поскольку Общество в ноябре 2006 г. закончило сбор документов, подтверждающих ставку 0 процентов по отгрузке, произведенной ООО "Нарьянмарнефтегаз" в августе 2006 г., то в соответствии с нормами п.п. 9 и 10 ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ Общество 20.12.06 представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2006 г. (т. 17 л.д. 97), где были заявлены вычеты по экспортной отгрузке за август 2006 г. (строка 020 раздела 2) в размере 286 985 653 руб, В ходе проверки декларации за ноябрь 2006 г. вместе с документами, подтверждающими экспорт августа 2006 г., Общество сопроводительным письмом от 30.01.07 N СГ-162н (т. 17 л.д. 54, 55) представило налоговому органу метод распределения суммы входного НДС, приходящегося на производство экспортной продукции, к продукции, реализуемой на внутреннем рынке, из которого следует, что вычеты по экспортной отгрузке за август 2006 г. составляют 286 985 653 руб.
Налоговый орган согласно решению от 20.03.07 N 52/460 (т. 17 л.д. 80-82) и мотивированному заключению от 20.03.07 N 52/461 (т. 17 л.д. 83-87) не подтвердил ставку 0 процентов по экспортной отгрузке за август 2006 г. и отказал в вычете по налогу на добавленную стоимость.
В связи с чем, Общество 20.12.07 года представляет в налоговый орган уточненную налоговую декларацию N 2 по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за август 2006 г. (т. 17 л.д. 56-79), где в разделе 3 исчисляет НДС в размере 77 277 179 руб. к уплате со стоимости нефти, отгруженной на экспорт в августе 2006 г., и заявляет НДС к вычету по экспортной отгрузке в размере 286 985 653 руб. В соответствии с п. 36 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов (приложение N 4 к Приказу Министерства финансов РФ от 28.12.2005 г. N 163н) в графе 5 по строке 010 по каждому коду операции показывается сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), уплаченная при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, уплаченная покупателем - налоговым агентом при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждена.
Разницу между размером вычета и НДС к уплате в размере 209 708 474 руб. (графа 9 по строке 020 уточненной налоговой декларации N 2 по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за август 2006 г.) Общество переносит в строку 320 налоговой декларации N 1 по налогу на добавленную стоимость по ставке 18% (т. 2 л.д. 109-117) в соответствии с Приказом Минфина РФ от 28.12.05, N 163н, где в п. 36 раздела IV.III Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, по налоговой ставке 0 процентов установлено, что в пункт 20 раздела 2.1 декларации по НДС по ставке 18% (т.е. строка 320) переносится итоговая сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к уменьшению (графа 9 по строке 020) налоговой декларации по ставке 0 процентов за период.
Одновременно 20.12.07 года Общество представляет в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 г. (т. 17 л.д. 88-96) вместе с пакетом документов для подтверждения ставки 0 процентов по экспортной отгрузке нефти за август 2006 г.
В разделе 5 налоговой декларации по НДС за ноябрь 2007 г. в графе 6 восстановлена сумма налога на добавленную стоимость за август 2006 г. к уплате, ранее принятая к вычету в размере 286 985 653 руб. по экспортной отгрузке за август 2006 г. (666 282 688 руб. = 286 985 653 руб. (экспортная отгрузка за август 2006 г.) + 379 297 035 руб. (экспортная отгрузка за сентябрь 2006 г.)).
В графе 5 раздела 5 налоговой декларации по НДС за ноябрь 2007 г. отражена сумма налога в размере 77 277 179 руб. по экспортной отгрузке за август 2006 г., которая ранее была начислена к уплате Обществом в связи с неподтверждением ставки 0% (145 541 664 руб. = 77 277 179 руб. (экспортная отгрузка за август 2006 г.) + 68 264 485 руб. (экспортная отгрузка за сентябрь 2006 г.)).
В графе 4 раздела 5 налоговой декларации по НДС за ноябрь 2007 г. заявлена сумма налога на добавленную стоимость к вычету по экспортной отгрузке за август 2006 г. в связи с подтверждением ставки 0 процентов в размере 258 599 118 руб., что полностью соответствует методу распределения суммы входного НДС, на который ссылается в оспариваемом решении налоговый орган и дополнительному листу книги покупок от 15.01.08 (1 165 458 519 руб. = 258 599 118 руб. (вычет по экспортной отгрузке за август 2006 г.) + 377 879 614 руб. (вычет по экспортной отгрузке за сентябрь 2006 г.) + 521 964 883 руб. (вычет по экспортной отгрузке за сентябрь 2007 г.) + 7 014 904 руб. (вычет по экспортной отгрузке за август 2007 г.)).
Метод распределения суммы входного НДС, приходящегося на производство экспортной продукции, к продукции, реализуемой на внутреннем рынке, на который ссылается налоговый орган в оспариваемом решении и в котором сумма вычета по экспортной отгрузке за август 2006 г. заявлена в размере 258 599 118 руб., был направлен Обществом вместе с пакетом документов для подтверждения правильности применения налоговых вычетов по налоговой декларации по НДС за ноябрь 2007 г., что подтверждается письмом ООО "Нарьянмарнефтегаз" от 29.01.2008 г. N СГ-188н (т. 17 л.д. 50).
Таким образом, уточненная налоговая декларация N 1 по налогу на добавленную стоимость за август 2006 г. составлена налогоплательщиком в соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, утвержденным Приказом Минфина РФ от 28.12.05 N 163н. Дополнительный лист книги покупок за август 2006 г. от 15.01.08 пропорционально доле реализации нефти на внутренний рынок был учтен по строке 190 налоговой декларации по НДС за август 2006 г. (в размере 13 395 235 руб.), а в части, пропорциональной доле вычетов, приходящихся на реализацию нефти на экспорт (в размере 28 386 535 руб.), был учтен в налоговой декларации за ноябрь 2007 г., в которой была восстановлена сумма вычетов по неподтвержденному экспорту за август 2006 г. (строка 320 уточненной налоговой декларации налоговой N 1 по НДС за август 2006 г.) и заявлен вычет в размере 258 599 118 руб., что соответствует Методу распределения суммы входного НДС, приходящегося на производство экспортной продукции, к продукции, реализуемой на внутреннем рынке.
Таким образом, вычет по счетам-фактурам, указанным в дополнительном листе книги покупок от 15.01.08, Обществом не заявлялся, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а, следовательно, неправомерен отказ налогового орган в вычете НДС в размере 41 781 770 руб.
Инспекция в кассационной жалобе ссылается на то, что судом дважды признан необоснованным отказ в возмещении НДС на сумму 4 660 417руб., а именно: как часть суммы 41 388 370, 11 руб. и как отдельная сумма, что подтверждается расчетом неправомерно отказанной суммы вычета по НДС в размере 243 056 771 руб.
Отклоняя данный довод, суды обоснованно указали, что сумма НДС по сторнированным счетам-фактурам, по которым налогоплательщику ранее было отказано в применении налогового вычета по НДС, с учетом доли внутреннего рынка составляет 5 053 457,08 руб. В уточненной налоговой декларации по строке 190 "Вычет НДС при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, имущественных прав" вычет по указанным счетам-фактурам в размере 5 053 457, 08 руб. не был заявлен налогоплательщиком.
Однако налоговый орган из 5 053 457,08 руб. вычетов, которые были самостоятельно уменьшены налогоплательщиком по стр. 190 уточненной налоговой декларации N 1 по налогу на добавленную стоимость за август 2006 г., при вынесении оспариваемых решений учел лишь 393 040 руб., что отражено на стр. 21 решения N 52-15-14/23/1078, тогда как должен был скорректировать сумму отказа в вычете на сумму 5 053 457,08 руб.
Таким образом, сумма неправомерно отказанного налоговым органом вычета по налогу на добавленную стоимость по строке 190 уточненной налоговой декларации N 1 по налогу на добавленную стоимость за август 2006 г. с учетом решений налогового органа от 05.09.07 N 52/962, N 52/1963 по первичной декларации по НДС, судебных актов по делу N А40-57524/07-129-342 и дополнительных листов от 18.12.06 и 15.01.07, которыми были исключены из состава вычетов по НДС вышеперечисленные счета-фактуры, должна быть скорректирована на сумму 4 660 417 руб. (5 053 457 -393 040) руб., что было учтено судом первой инстанции при вынесении решения от 15.12.08, то есть суд правомерно увеличил сумму вычетов, по которым отказ налогового органа является неправомерным, на 4 660 417 руб.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе повторяют оспариваемые решения, апелляционную жалобу, были исследованы судами при рассмотрении дела по существу.
Все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судами были установлены полно, всесторонне и объективно, каждому доказательству дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Переоценка фактических обстоятельств, установленных судами, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ч. 2 ст. 287 АПК РФ.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ для отмены судебных актов, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.08 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.09 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Метод распределения суммы входного НДС, приходящегося на производство экспортной продукции, к продукции, реализуемой на внутреннем рынке, на который ссылается налоговый орган в оспариваемом решении и в котором сумма вычета по экспортной отгрузке за август 2006 г. заявлена в размере ... , был направлен Обществом вместе с пакетом документов для подтверждения правильности применения налоговых вычетов по налоговой декларации по НДС за ноябрь 2007 г., что подтверждается письмом ... от 29.01.2008 г. N СГ-188н ... .
Таким образом, уточненная налоговая декларация N 1 по налогу на добавленную стоимость за август 2006 г. составлена налогоплательщиком в соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, утвержденным Приказом Минфина РФ от 28.12.05 N 163н. Дополнительный лист книги покупок за август 2006 г. от 15.01.08 пропорционально доле реализации нефти на внутренний рынок был учтен по строке 190 налоговой декларации по НДС за август 2006 г. (в размере ... ), а в части, пропорциональной доле вычетов, приходящихся на реализацию нефти на экспорт (в размере ... ), был учтен в налоговой декларации за ноябрь 2007 г., в которой была восстановлена сумма вычетов по неподтвержденному экспорту за август 2006 г. (строка 320 уточненной налоговой декларации налоговой N 1 по НДС за август 2006 г.) и заявлен вычет в размере ... , что соответствует Методу распределения суммы входного НДС, приходящегося на производство экспортной продукции, к продукции, реализуемой на внутреннем рынке."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2009 г. N КА-А40/5023-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании