Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 3 июня 2009 г. N КА-А40/3417-09-П
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 апреля 2008 г. N КА-А40/3431-08
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2009 г.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании частично недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 12.03.2007 N 57-11/139302 по акту выездной налоговой проверки от 29.12.2006 N 57-11/124782 за 2003 г., а также о признании недействительным требования N 75/1 Инспекции об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.08.2007.
Решением от 17.12.2007 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 22.02.2008 Девятого арбитражного апелляционного суда, признано недействительным решение Инспекции в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в размере 11254812 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 5048246 руб. 20 коп., доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 921896058 руб., а также соответствующей суммы пени, привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС за декабрь 2003 г. в виде штрафа в размере 331387 руб. 60 коп., доначисления налога на доходы с иностранных юридических лиц в сумме 39973964 руб., начисления пени по налогу на доходы с иностранных юридических лиц с суммы налога в размере 14537633 руб. 40 коп., начисления пени по налогу на доходы с иностранных юридических лиц в сумме 153161661 руб. 10 коп., привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 2907527 руб.; признано недействительным требование N 75/1; суды при этом исходили из того, что налогоплательщик представил полный пакет документов, подтверждающих право на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, дорогой оказаны услуги, не являющиеся вспомогательными по отношению к основной услуге по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, денежные средства, получаемые из бюджета в счет компенсации расходов по перевозкам льготных категорий граждан, не подлежат налогообложению НДС, п. 9 ст. 165 НК РФ не распространяется на услуги международной перевозки пассажиров и багажа, дорога не должна была удерживать налог с доходов иностранных железных дорог, суды при решении вопроса о применении налоговых вычетов исходили из наличия особенностей взаимоотношений, существующих в структуре железнодорожного транспорта до начала его реформирования. В остальной части требований отказано.
Законность и обоснованность судебных актов была проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6, в которой воспроизведен текст апелляционной жалобы, налоговый орган просил отменить судебные акты в части удовлетворенных требований.
Постановлением от 07.06.2008 Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил судебные акты в части признания недействительным решения Инспекции в отношении привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, а также в части признания недействительным требования N 75/1 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.08.2007, дело в данной части передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы для разрешения спора в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, параграфом 1 ст. 4, 5 раздела II Соглашения о международном пассажирском сообщении, на которые ссылался налоговый орган и которые не были применены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора, а также для установления обстоятельства, входит ли стоимость сервисного обслуживания в стоимость приобретаемых билетов. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Решением от 05.09.2008 Арбитражного суда г. Москвы признано недействительным решение Инспекции в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ и требование в соответствующей части, поскольку ОАО "РЖД" не является источником выплаты дохода иностранным железным дорогам; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением от 19.01.2009 Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, отменено решение суда в части признания недействительным требования Инспекции в части, соответствующей оспариваемой части решения инспекции, за исключением доначисления НДС за 2003 г. в сумме 3356401 руб., соответствующих пени, а также штрафа за неуплату НДС за декабрь 2003 г. в размере 302848 руб. 20 коп., признано недействительным требование Инспекции в указанной части. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6, в которой налоговый орган ссылался на неправильное применение судами подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда кассационной инстанции возражало против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Инспекция ссылается на то, что в соответствии с параграфом 1 ст. 4 раздела II Соглашения о международном пассажирском сообщении документом на право проезда в международном сообщении в рамках СМПС является пассажирский билет, оформленный ручным или электронным способом. Проездной билет является основным документом, удостоверяющим заключение договора железнодорожной перевозки пассажира. В соответствии со ст. 5 раздела II СМПС для проезда в спальных вагонах и в вагонах с местами для лежания каждый пассажир должен иметь, кроме билета, плацкарту на занятие соответствующего места. Продажа плацкарт производится железнодорожными кассами и пунктами продажи от любого пункта одной страны до любого пункта другой страны, если они указаны в применяемых тарифах. При заключении договора перевозки в поездах Латвийской железной дороги пассажир также оплачивает стоимость оказываемых в них сервисных услуг на всем пути следования.
В связи с этим налоговый орган полагает, что доходы от расчетов за оказанные сервисные услуги в вагонах, принадлежащих иностранным железным дорогам, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Согласно параграфу 1 ст. 29 СМПС провозные платежи (стоимость билета, плацкарты, плата за перевозку багажа и товаробагажа, дополнительные сборы) за перевозку пассажиров, багажа и товаробагажа в международном сообщении взыскиваются при выдаче проездного документа, багажной или товаробагажной квитанции за весь путь следования от станции отправления до станции назначения.
В связи с этим налоговый орган, ссылаясь на подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, полагает, что доходы от расчетов за услуги по перевозке багажа, грузобагажа, почты по территории иностранных государств относятся к доходам иностранной от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
При новом разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что стоимость сервисного обслуживания также входит в стоимость приобретаемых билетов.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от международных перевозок относятся к доходам, полученным иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным и воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом.
Из текста закона видно, что законодатель приравнял получение дохода от любых международных перевозок, в том числе железнодорожным транспортом, к доходу иностранной организации от источников в Российской Федерации, определив его как доход иностранной организации, который не связан с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации.
В связи с этим нельзя признать обоснованным утверждение судов о том, что ОАО "РЖД" не должна была удерживать налог, поскольку полученные иностранными железными дорогами от ОАО "РЖД" денежные средства не являются доходом от источников в Российской Федерации, так как иностранные железные дороги не осуществляют деятельность на территории Российской Федерации.
Данный вывод подтверждается нормой права, содержащейся в п. 2 ст. 310 НК РФ, согласно которой исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов за исключением случаев, перечисленных в настоящем пункте.
Суды пришли к выводу о том, что между иностранными железными дорогами и ОАО "РЖД" отсутствуют гражданско-правовые отношения, поэтому ОАО "РЖД" не может считаться источником выплат в Российской Федерации.
Между тем, отношения ОАО "РЖД" с иностранными железными дорогами по расчетам регулируются Правилами комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества Независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденными решением двенадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, и в силу подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ положения п. 2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, к спорным правоотношениям не применяются.
Согласно абзацу 1 п. 1 раздела II Методических рекомендаций иностранные организации могут также получать доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с осуществлением деятельности непосредственно в Российской Федерации, включая деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства. Отдельные вопросы налогообложения таких доходов изложены в статье 309 Кодекса.
То обстоятельство, что указанные средства формируются за счет продажи пассажирам билетов, плацкарты, не влияет на правоотношения по взаиморасчетам между организациями - ОАО "РЖД", получающим данные средства, и иностранными железными дорогами, которым эти средства ОАО "РЖД" перечисляет.
При таких обстоятельствах судебные акты в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ следует отменить, заявление ОАО "РЖД" в указанной части отклонить.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 5 сентября 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 19 января 2009 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-47442/07-139-310 в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ отменить, заявление ОАО "РЖД" в указанной части отклонить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к выводу о том, что между иностранными железными дорогами и ... отсутствуют гражданско-правовые отношения, поэтому ... не может считаться источником выплат в Российской Федерации.
Между тем, отношения ... с иностранными железными дорогами по расчетам регулируются Правилами комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества Независимых государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденными решением двенадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, и в силу подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ положения п. 2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, к спорным правоотношениям не применяются.
Согласно абзацу 1 п. 1 раздела II Методических рекомендаций иностранные организации могут также получать доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с осуществлением деятельности непосредственно в Российской Федерации, включая деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства. Отдельные вопросы налогообложения таких доходов изложены в статье 309 Кодекса.
То обстоятельство, что указанные средства формируются за счет продажи пассажирам билетов, плацкарты, не влияет на правоотношения по взаиморасчетам между организациями - ... , получающим данные средства, и иностранными железными дорогами, которым эти средства ... перечисляет.
При таких обстоятельствах судебные акты в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ следует отменить, заявление ... в указанной части отклонить."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 июня 2009 г. N КА-А40/3417-09-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании