Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению Правительства Москвы
от 9 апреля 2002 г. N 262-ПП
Типовое положение
о государственных природных заказниках города Москвы
Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", Уставом города Москвы, Законом города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и иными нормативными правовыми актами определяет правовой статус государственных природных заказников города Москвы.
I. Общие положения
1. Государственные природные заказники города Москвы являются особо охраняемыми природными территориями, образованными с целью охраны природных и историко-культурных комплексов, естественных ландшафтов, сохранения или восстановления природных комплексов, биологического разнообразия или отдельных видов растений и животных, поддержания рекреационного потенциала природных территорий в пределах города.
2. В соответствии с положениями Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", для реализации задач, возложенных на государственные природные заказники, осуществления их охраны и содержания создаются государственные природоохранные учреждения - государственные природные заказники города Москвы (далее - природные заказники).
3. В зависимости от объекта особой охраны природные заказники могут подразделяться на комплексные, ландшафтные, ботанические, фаунистические, орнитологические, энтомологические, гидрологические.
4. В своей деятельности природные заказники руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", Законом города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", иными законами Москвы, нормативными правовыми актами города Москвы, Правительства Москвы, а также индивидуальным Положением.
5. Природные заказники относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
6. Недвижимые памятники истории и культуры, в случае наличия таковых в границах природных заказников, поставленные на государственную охрану, могут передаваться природным заказникам по согласованию с государственным органом охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры города Москвы.
7. На прилегающих к территории природных заказников участках земли создаются охранные зоны, для которых устанавливаются ограничения хозяйственной и иной деятельности.
II. Основные задачи государственных природных заказников
8. На природные заказники возлагаются следующие основные задачи:
- сохранение историко-культурных и природных комплексов;
- сохранение и восстановление ценных объектов и территорий, являющихся местообитаниями редких, находящихся под угрозой исчезновения или уязвимых в условиях города Москвы, видов растений, животных, птиц или насекомых;
- выполнение научно-исследовательских работ по изучению объектов особой охраны природного заказника;
- создание условий для поддержания рекреационного потенциала территорий в пределах города;
- восстановление нарушенных ландшафтов, биогеоценозов, природных, историко-культурных комплексов и объектов;
- экологическое просвещение населения.
III. Правовой статус государственных природных заказников
9. Природные заказники создаются в порядке, установленном Законом города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Государственные природные заказники являются юридическими лицами и создаются в форме государственных природоохранных учреждений, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, имеющих обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в органах казначейства и других кредитных организациях, печати с изображением герба города Москвы со своим наименованием.
Природные заказники могут финансироваться также за счет поступлений из внебюджетных и иных не запрещенных законодательством источников.
Собственными средствами природных заказников, которыми они распоряжаются в установленном порядке являются:
- средства, полученные от просветительской, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам;
- средства, поступившие в установленном порядке в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным в границах природных заказников, на территориях охранных зон;
- средства, полученные за оказание платных услуг, а также за пользование рекреационными объектами на территории природных заказников;
- средства, получаемые в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов;
- доходы от осуществления иных видов деятельности, соответствующих целям и задачам природных заказников.
10. Природные заказники, а также собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах природных заказников пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством Российской Федерации и Москвы.
11. Природные заказники могут создавать объединения в форме ассоциаций и союзов в целях развития особо охраняемых природных территорий.
12. Природные заказники вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.), использовать собственную символику в рекламных и иных целях, а также выдавать разрешения на использование этой символики юридическим и физическим лицам.
IV. Управление государственными природными заказниками
13. Природные заказники находятся в ведомственном подчинении органа, уполномоченного Правительством Москвы.
14. Природные заказники возглавляются директором, назначаемым на должность и освобождаемым от должности органом в ведомственном подчинении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным органом Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями в городе Москве (далее - специально уполномоченный орган Правительства Москвы).
15. Непосредственное управление деятельностью природного заказника на основе принципа единоначалия осуществляет директор природного заказника.
16. Директор природного заказника:
- без доверенности действует от имени природного заказника и представляет его во всех органах государственной власти и управления, организациях, а также за рубежом;
- руководит деятельностью природного заказника, обеспечивает выполнение возложенных на заказник задач и несет персональную ответственность за результаты деятельности природного заказника;
- по согласованию с органом, в ведомственном подчинении которого он находится, утверждает структуру и штатное расписание природного заказника, утверждает должностные инструкции работников;
- заключает договоры во всех областях деятельности природного заказника;
- распоряжается имуществом и средствами природного заказника в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и Москвы, а также настоящим Положением;
- открывает счета в органах казначейства и других кредитных организациях;
- принимает на работу и увольняет работников, а также заключает трудовые договоры (контракты) на выполнение отдельных видов работ;
- налагает в установленном порядке дисциплинарные взыскания на работников природного заказника и применяет меры материального и морального поощрения;
- издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками природного заказника; утверждает правила внутреннего трудового распорядка природного заказника;
- устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у природного заказника средств на оплату труда;
- выдает доверенности на совершение юридических действий от имени природного заказника и др.
17. Директор природного заказника несет полную ответственность за нарушения установленного в заказнике режима и ухудшение состояния представленных здесь природных сообществ, растительного и животного мира в соответствии с действующим законодательством.
18. Директор природного заказника имеет заместителей (в том числе заместителя - руководителя специальной службы охраны).
Должностные оклады, тарифные ставки и другие условия оплаты труда работников природного заказника устанавливаются в размерах и порядке, предусмотренных Правительством Москвы для учреждений бюджетной сферы, финансируемых из бюджета города Москвы.
Трудовые отношения работников и природных заказников регулируются действующим законодательством Российской Федерации о труде и оформляются трудовым договором (контрактом).
V. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников и обеспечение его соблюдения
19. На территориях природных заказников устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом природных, историко-культурных и социальных особенностей территории.
Режим особой охраны территории природного заказника включает систему правил и мероприятий, необходимых для выполнения стоящих перед ним задач, и устанавливается исходя из целей создания природного заказника и требований природоохранного законодательства.
20. На территориях природных заказников могут быть выделены функциональные зоны, в том числе:
- заповедные участки, предназначенные для использования в природоохранных и научных целях и выделяемые с целью обеспечения сохранения и (или) восстановления представляющих особую ценность природных сообществ, редких и исчезающих видов растений или животных, других объектов живой и неживой природы. В пределах заповедных участков запрещается любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
- зоны охраны естественных ландшафтов и природных комплексов, предназначенные для сохранения и восстановления природных объектов, в пределах которых допускается регулируемое посещение;
- учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использования в целях экологического просвещения и воспитания населения;
- рекреационные зоны, предназначенные для массового отдыха населения и поддержания рекреационного потенциала территории города;
- зоны охраны историко-культурных объектов, предназначенные для сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия, которые могут быть использованы в научных и просветительских целях;
- административно-хозяйственные участки, предназначенные для размещения, строительства и эксплуатации объектов, необходимых для обеспечения охраны, содержания и использования природных заказников в соответствии с их целями и задачами;
- участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с охраной, содержанием и использованием природных заказников и не противоречит установленному режиму.
21. Границы функциональных зон утверждаются Правительством Москвы на основании проекта планировки природных заказников, согласованного с соответствующим государственным органом охраны памятников в зависимости от категории недвижимого памятника истории и культуры (в случае наличия историко-культурных комплексов на территории природных заказников).
22. Все собственники и пользователи земель в границах природных заказников обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории.
Пользователи земельных участков природных заказников подписывают охранные обязательства по обеспечению сохранности представленных на занимаемых ими земельных участках природных сообществ и историко-культурных объектов, соблюдению установленного режима.
23. Изъятие земельных участков, расположенных в границах природного заказника, у сторонних пользователей в случаях их использования не по целевому назначению, грубого или неоднократного нарушения сторонними землепользователями установленного природоохранного режима или причинения ими значительного ущерба природе производится в установленном действующим законодательством порядке.
24. На территориях природных заказников запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам природных заказников, в том числе:
- искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
- возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием природных заказников;
- проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
- применение солей в качестве противогололедных средств без разрешения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
О проверке соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и экологической экспертизы при осуществлении противогололедных мероприятий в г. Москве см. распоряжение Государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР РФ от 10 января 2003 г. N 6-р
- проведение рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по 31 июля;
- нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной особо охраняемой природной территории;
- сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы; разведение костров вне специально отведенных для этого мест;
- заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исключением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью предотвращения зарастания лугов древесной растительностью);
- использование земель для садоводства и огородничества;
- повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников;
- самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков особо охраняемой природной территории;
- умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд и нор диких животных;
- пребывание посетителей с пневматическим и иным оружием, рогатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;
- проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без разрешения специально уполномоченного органа Правительства Москвы;
- изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории;
- размещение рекламных и информационных щитов, не связанных с функционированием природных заказников;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием парков, осуществляемые вне дорог общего пользования;
- загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение мусора, устройство снегосвалок;
- свободный выгул собак.
При наличии на территории природных заказников памятников истории и культуры, а также памятников садово-паркового искусства также запрещаются:
- капитальное строительство, реконструкция, прокладка инженерных и дорожных сетей, превышающая функциональные нужды памятников;
- благоустройство памятников садово-паркового искусства с применением строительных материалов, употребляемых в дорожном строительстве; устройство мест парковки и стоянки автомобилей;
- на единичных памятниках истории и культуры и таковых же ансамблевых объектах и вблизи них не допускается размещение оконных маркиз, радио- и спутниковых антенн, размещение продукции рекламного характера, кондиционеров и других малых архитектурно-дизайнерских форм, искажающих целостность восприятия памятников и их территорий;
- нанесение любых надписей и изображений на фасадах памятников, не предусмотренных согласованными в установленном порядке проектами реставрации.
25. Границы природных заказников, их функциональных и охранных зон обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками.
VI. Организация охраны
26. Охрана природных комплексов и объектов, контроль за соблюдением режима природных заказников обеспечиваются специальной службой охраны природного заказника - структурным подразделением природного заказника.
Работники специальной службы охраны природного заказника входят в его штат.
27. Полномочия и состав специальной службы охраны природных заказников определяются Правительством Москвы в соответствии с действующим законодательством.
28. Организация охраны природных заказников в пределах, установленных охранными обязательствами, возлагается на пользователей территорий.
29. К охране территории природных заказников могут привлекаться общественные инспектора.
30. В вопросах обеспечения охраны территории природные заказники взаимодействуют со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и государственного экологического контроля, с правоохранительными органами, а также органами охраны памятников истории и культуры (в случае наличия таковых в границах природного заказника).
Рейды указанных органов на территориях природных заказников проводятся совместно с представителями специальной службы охраны природного заказника.
VII. Ответственность за нарушение режима природного заказника
31. Лица, виновные в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов, а также законодательства об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры на территории природного заказника, а также его охранной зоны, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
VIII. Научно-исследовательская деятельность
32. Научно-исследовательская деятельность в природных заказниках направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов в условиях города Москвы, а также оценку и прогноз экологической обстановки.
33. Научно-исследовательская деятельность в природных заказниках имеет прикладной характер, результаты научных разработок являются основанием для принятия управленческих решений.
34. В природных заказниках для рассмотрения вопросов научной, природоохранной, рекреационной, туристической, просветительской и хозяйственной деятельности могут быть организованы научно-технические советы.
Состав научно-технического совета природного заказника и Положение о нем утверждаются органом, в ведомственном подчинении которого находится природный заказник.
В состав научно-технического совета могут входить представители общественных организаций и объединений, инициативных групп граждан.
35. Научно-технический совет рассматривает:
- вопросы научной, природоохранной, просветительской и рекреационной деятельности природного заказника;
- планы научных, просветительских, биотехнических и реставрационных работ;
- проекты по рекультивации нарушенных земель и восстановлению природных комплексов на территории природного заказника.
Решения научно-технического совета носят рекомендательный характер.
36. Научно-исследовательская деятельность на территориях природных заказников, их охранных зон осуществляется методами, не противоречащими установленному режиму охраны природных заказников, и проводится:
- штатными сотрудниками природного заказника в соответствии с планами научно-исследовательских работ, которые рассматриваются на научно-техническом совете и утверждаются директором природного заказника;
- научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, в том числе зарубежными, отдельными специалистами (в том числе иностранными) на основании договоров, заключенных с природным заказником.
37. Исполнители тем и мероприятий, осуществляющие научную деятельность на территориях природных заказников обязаны, в месячный срок по завершении работы или в срок, установленный договором, представить директору природного заказника копию итогового отчета или полученных в ходе выполнения работ материалов.
Музейные, архивные, библиотечные фонды природных заказников, являющиеся частью аналогичных общероссийских фондов и представляющие собой предметы особого режима хранения, закрепляются за ними исключительно на праве оперативного управления.
Предметы, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность, включаются в состав музейных и библиотечных фондов природных заказников в установленном порядке независимо от источников их приобретения.
IX. Эколого-просветительская деятельность
38. Эколого-просветительская деятельность в природных заказниках направлена на воспитание бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств.
39. Эколого-просветительская деятельность в природных заказниках осуществляется по следующим направлениям:
- организация тематических и учебно-познавательных маршрутов и экспозиционных участков, экспозиций под открытым небом;
- создание информационных центров, биостанций, музейных комплексов, содержащих материалы, характеризующие историю природного заказника, памятники истории и культуры, растительный и животный мир, другие природные объекты, основные факторы антропогенного воздействия и иные сведения природоохранного и краеведческого характера;
- составление и издание путеводителей, буклетов, фотоальбомов и других материалов информационно-просветительского характера.
- проведение экскурсионной и лекционной работы;
- организация практической природоохранной деятельности местного населения, школьников;
- организация школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля;
- обеспечение стажировки работников природоохранного профиля, циклы занятий для работников системы управления и городского хозяйства;
- иные формы и методы пропаганды экологических знаний.
Х. Хозяйственная деятельность и организация обслуживания посетителей
40. Хозяйственная деятельность природных заказников направлена на выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
Природные заказники разрабатывают и утверждают перспективные и текущие планы своей деятельности исходя из необходимости обеспечения собственного развития природного заказника, природоохранных и историко-культурных целей, рекреационных интересов и потребностей населения, а также имеющихся природных, творческих и хозяйственных ресурсов.
41. Природные заказники осуществляют хозяйственную деятельность, не противоречащую целям и задачам, для которых они созданы.
Природные заказники для реализации возложенных на них задач могут осуществлять строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию и содержание производственных баз, гаражей, контор, служебных помещений, коммуникаций и другой необходимой инфраструктуры собственными силами или с привлечением подрядчиков.
42. Организация обслуживания посетителей, деятельность по обеспечению регулируемого туризма осуществляется как самими природными заказниками, так и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
43. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, природные заказники могут в установленном порядке осуществлять эти работы за счет бюджетных и собственных средств.
Заказники могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказники обязаны:
- вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- своевременно направлять соответствующим органам все данные, необходимые для налогообложения и ведения общегосударственной и отраслевой системы сбора и обработки информации;
- представлять специально уполномоченному органу Правительства Москвы отчеты о своей деятельности, а также о поступлении и использовании финансовых средств.
XI. Имущество природных заказников
44. Государственные природные заказники, как особо охраняемые природные территории регионального значения, являются собственностью города Москвы.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории природных заказников, предоставляются ему в пользование на правах, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы. Изъятие земель и других природных ресурсов природных заказников запрещается.
Земельные участки в границах природных заказников предоставляются государственным природоохранным учреждениям, осуществляющим охрану, содержание и использование природных заказников, в постоянное (бессрочное) пользование в установленном порядке.
Имущество государственных природных заказников, в том числе здания, сооружения, историко-культурные объекты, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданные заказнику учредителем, закрепляются за ним в установленном порядке на праве оперативного управления.
Государственные природные заказники владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных гражданским и иным законодательством.
45. В пользовании государственных природных заказников находится имущество:
- закрепленное за природными заказниками Правительством Москвы;
- приобретенное за счет бюджетных средств;
- приобретенное за счет доходов, получаемых природными заказниками от реализации разрешенной хозяйственной деятельности;
- полученное в порядке дарения, пожертвования, завещания от юридических и физических лиц, а также по иным законным основаниям.
46. Имущественные отношения, возникающие между природными заказниками и участниками гражданского оборота, регулируются гражданским законодательством.
Природные заказники самостоятельно распоряжаются имуществом, приобретенным за счет доходов, получаемых от деятельности, не противоречащей их целям и задачам, в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Имущество природных заказников, переданное им в форме дара, пожертвования или по завещанию, приобретенное им за счет средств, выделенных по смете, поступает в оперативное управление природных заказников.
Контроль за использованием имущества, находящегося в оперативном управлении природного заказника, осуществляет Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы, а также специально уполномоченный орган Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями.
XII. Порядок реорганизации и ликвидации природных заказников
47. Реорганизация и ликвидация природных заказников, как государственных учреждений, проводится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
XIII. Контроль за деятельностью природных заказников
48. Контроль за деятельностью природных заказников осуществляется:
- специально уполномоченным органом Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями;
- иными государственными органами в пределах их компетенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.