Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к Концепции
Технико-экономическое обоснование
Концепции
Резюме
1. Наименование проекта: - Концепция развития инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве до 2010 года.
2. Содержание Концепции как базовой основы Городской целевой программы развития инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве на период 2009-2011 гг.*:
- обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы;
- обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;
- характеристикаи прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;
- возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
- предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;
- предложения по источникам финансирования целевой программы;
- предложения по участию органов исполнительной власти города Москвы в формирований и реализации Программы;
- предложения по государственным заказчикам и разработчикам целевой программы;
- предложения по формам и методам управления реализацией целевой программы.
3. Содержание Концепции как базовой основы ТЭО: ** - описание базовых понятий, положений, вариантов проекта, узких мест и факторов риска для развития инфраструктуры технического сервиса, степень детализации которого, а также полнота параметров и ограничений достаточны для проведения функционально-стоимостного анализа Концепции при разработке ТЭО.
4. Состав участников проекта:
- Департамент транспорта и связи города Москвы;
- Префектуры административных округов города Москвы;
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство автомототранспортных средств, самоходной техники, а также инфраструктурных компонентов для технического сервиса;
- хозяйствующие субъекты, предоставляющие владельцам автомототранспортных средств и самоходной техники услуги по техническому сервису;
- владельцы автомототранспортных средств и самоходной техники, осуществляющие технический сервис хозяйственным способом;
- образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для автотранспортного комплекса;
- научные учреждения, осуществляющие исследования и разработки в сфере технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники.
5. Общая стоимость проекта и его компонентов
Таблица 1
6. Масштаб проекта: - единый городской комплекс предприятий технического сервиса, обеспечивающий решение основных социально-экономических и экологических задач и требующий единого государственного подхода к контролю и регулированию основных направлений его деятельности.
7. Цели проекта, целевые индикаторы и диапазон их изменений:
Таблица 2
Главная цель проекта |
Целевой индикатор |
Вариант реализации проекта |
Динамика изменений целевого индикатора* |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|||
Развитее# инфраструктуры технического сервиса как приоритетного направления социально-экономического развития города Москвы, направленного на обеспечение владельца транспортного средства всем комплексом качественных безопасных сервисных услуг на всех стадиях жизненного цикла АМТС и СТ |
Количество постов технического сервиса в расчете на 1 тыс. единиц АМТС и СТ |
пессимистический |
3,69 |
3,72 |
3,76 |
3,80 |
реалистический |
3,76 |
3,83 |
3,92 |
|||
оптимистический |
3,79 |
3,90 |
4,04 |
8. Задачи проекта и параметры их оценки:
Таблица 3
N п/п |
Задача проекта |
Оценочный индикатор |
Вариант реализации проекта |
Динамика изменений оценочного индикатора* |
|||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||||
1 |
Сокращение затрат на техническое обслуживание и ремонт АМТС и СТ при повышении его качества |
Средняя стоимость 1 нормо-часа услуг техсервиса, тыс.руб. при реализации проекта |
пессимистический |
1,232 |
1,159 |
1,091 |
1,023 |
реалистический |
1,148 |
1,071 |
0,993 |
||||
оптимистический |
1,137 |
1,051 |
0,964 |
||||
2 |
Снижение количества дорожно-транспортных происшествий в городе Москве по причинам технической неисправности транспортных средств |
Среднее количество ДТП, происходящих по техническим причинам, в расчете на 1 тысячу единиц АМТС и СТ при реализации проекта |
пессимистический |
0,4790 |
0,4745 |
0,4700 |
0,4642 |
реалистический |
0,4700 |
0,4614 |
0,4503 |
||||
оптимистический |
0,4656 |
0,4530 |
0,4372 |
||||
3 |
Улучшение технического состояния парка АМТС и СТ в городе Москве |
Доля транспортных средств, не допущенных к эксплуатации при прохождении государственного технического осмотра при реализации проекта |
пессимистический |
0,070 |
0,069 |
0,069 |
0,068 |
реалистический |
0,069 |
0,067 |
0,066 |
||||
оптимистический |
0,068 |
0,066 |
0,064 |
||||
4 |
Улучшение экологической обстановки в городе Москве за счет снижения вредного воздействия АМТС и СТ на окружающую среду |
Удельное количество выбросов загрязняющих веществ в расчете на 1000 единиц АМТС и СТ, усл.тонн в год при реализации проекта |
пессимистический |
0,600 |
0,594 |
0,589 |
0,581 |
реалистический |
|
0,576 |
0,578 |
0,564 |
|||
оптимистический |
0,583 |
0,567 |
0,548 |
||||
5 |
Повышение уровня технологических процессов технического сервиса АМТС и СТ, создание безопасных условий их осуществления |
Доля предприятий технического обслуживания АМТС и СТ, имеющих сертификаты на технологические процессы, при реализации проекта |
пессимистический |
0,450 |
0,454 |
0,463 |
0,478 |
реалистический |
0,459 |
0,472 |
0,493 |
||||
оптимистический |
0,463 |
0,480 |
0,507 |
9. Варианты решений, основные выгодоприобретатели
Таблица 4
Наименование мероприятия (составляющей комплекса мер проекта) |
Наиболее существенные последствия мероприятия |
Выгодоприобретатели последствия |
1. Разработка Концепции развития инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве до 2010 года |
Определение главных направлений политики по развитию инфраструктуры техсервиса |
Органы исполнительной власти Москвы |
2. Разработка Программы |
Определение плана конкретных мероприятий политики по развитию инфраструктуры техсервиса |
Органы исполнительной власти Москвы |
3. Совершенствование производственно-технической базы инфраструктуры техсервиса за счет реконструкции существующих и строительства новых предприятий с учетом компенсации недостающих видов услуг и оптимального удобства размещения для потребителя, максимального использования существующих мощностей автотранспортных предприятий и создания региональных ТЛЦ |
Повышение производительности и качества услуг техсервиса |
Владельцы АМТС и СТ |
Повышение доходов от дополнительного использования АМТС и СТ за счет сокращения простоев по техсервису |
Владельцы АМТС и СТ |
|
Повышение доходов от оказания дополнительных услуг по техсервису АМТС и СТ |
Владельцы предприятий техсервиса |
|
Повышение налоговых поступлений от дополнительных доходов владельцев АМТС и СТ и инфраструктуры техсервиса |
Бюджеты Москвы и РФ |
|
4. Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров различного уровня для технического сервиса |
Доля влияния в оценочных показателях мероприятия 3. |
Все участники проекта |
5. Совершенствование системы налогообложения и налогового контроля в сфере технического сервиса АМТС и СТ |
Повышение налоговой дисциплины и прирост налоговых поступлений в бюджеты различного уровня |
Бюджеты Москвы и РФ |
6. Формирование многоуровневой базы данных централизованной информационной и справочно-рекламной системы технического сервиса АМТС и СТ города Москвы |
Повышение налоговой дисциплины и прирост налоговых поступлений в бюджеты различного уровня |
Бюджеты Москвы и РФ, Владельцы АМТС и СТ |
7. Совокупный комплекс прочих мер, предусмотренных проектом |
Доля эффекта от реализации основных задач проекта |
Все участники проекта |
10. Финансовая эффективность проекта
Таблица 5
N п/п |
Составляющие денежного потока проекта |
Распределение объемов финансирования по стадиям и вариантам реализации проекта оптимистический/реалистический/ пессимистический, млн. руб. |
|||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
11. Общая эффективность проекта
Таблица 6
N п/п |
Фактор эффективности |
Сценарий* |
Альтернатива** |
Динамика в ценах 2007 года |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
||||
Всего общая (общественная) эффективность проекта, млн.руб. |
О |
ГЦП |
0,0 |
-1834,0 |
352,1 |
2672,3 |
1190,4 |
|
Р |
ГЦП |
-2,0 |
-2059,2 |
152,0 |
2413,1 |
503,9 |
||
П |
ГЦП |
0,0 |
-2265,1 |
-90,6 |
2145,1 |
-210,6 |
Анализ рынка, концепция маркетинга по техническому обслуживанию и ремонту АМТС и СТ
Результаты анализа востребованности услуг технического сервиса приведены в таблице 7.
Таблица 7
Наименование показателя |
N строки |
Всего |
в т.ч. для населения |
из гр. 4 - легковые автомобили |
Количество обслуженных транспортных средств за 2006 г., единиц |
1 |
8358944,00 |
6906432,00 |
6573878,00 |
Объем производимых услуг по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, руб. |
2 |
17715782,40 |
11500435,40 |
10929585,08 |
в том числе: |
|
|
|
|
техническое обслуживание |
3 |
6042982,36 |
4396101,20 |
4197345,36 |
из него: |
|
|
|
|
уборочно-моечные работы |
4 |
954693,48 |
744926,84 |
725545,24 |
контрольно-диагностические работы |
5 |
1246015,72 |
901544,80 |
846342,20 |
смазочно-заправочные работы |
6 |
882671,36 |
612252,76 |
582524,68 |
электротехнические работы |
7 |
963831,96 |
681922,00 |
658901,52 |
регулировочные работы |
8 |
1205754,36 |
920606,56 |
880481,08 |
ремонт |
9 |
8618579,56 |
5187591,08 |
4934760,84 |
из него: |
|
|
|
|
ремонт двигателя |
10 |
1958542,88 |
1105506,56 |
999174,16 |
ремонт коробки перемены передач |
11 |
1126148,04 |
736291,60 |
693286,68 |
ремонт электрооборудования транспортных средств |
12 |
1060455,52 |
769245,28 |
738307,76 |
шиномонтажные работы, балансировка колес |
13 |
944319,56 |
679734,60 |
649409,52 |
кузовной ремонт (включая подготовку к окраске и окраску) |
14 |
2785350,16 |
1670759,76 |
1628461,96 |
Прочие услуги по техническому обслуживанию и ремонту |
15 |
3054220,48 |
1916743,12 |
1797478,88 |
Из стр. 02 - объем услуг по гарантийному ремонту |
16 |
835006,00 |
571345,68 |
549004,48 |
В настоящее время в Москве действует около 2443 предприятий технического сервиса с общим количеством постов 11611.
Анализ данных по организациям, оказывающим услуги по техническому сервису АМТС и СТ показывает, что:
- 49% составляют предприятия технического сервиса мощностью до 5 постов;
- 37% -от 6 до 10 постов;
- 9% - от 11 до 20 постов;
- 5% - более 20 постов.
- 51% предприятий осуществляют выполнение 19 основных видов работ по техническому сервису грузовых АМТС, начиная с контрольно-диагностических и оказания услуг по технической помощи;
- 42,5% предприятий осуществляют выполнение до 12 основных видов работ по техническому сервису, но без использования контрольно-диагностического оборудования;
- 6,5% предприятий не используют контрольно-диагностическое оборудование и не проводят регламентные работы по ТО-1, ТО-2, а осуществляют выполнение до 10 видов работ по техническому сервису, связанных, в основном, с заменой агрегатов, сборочных единиц и деталей.
Общая территория, занимаемая объектами технического обслуживания и ремонта автомобилей, составляет порядка 200 га.
Эти территории заняты непосредственно станциями техобслуживания, моечными комплексами и другими объектами автосервиса на правах долгосрочной или краткосрочной аренды.
Остальные объекты автотехобслуживания арендуют производственные площади у городских предприятий:
- на территории транспортных объектов (автохозяйств, таксопарков, СТОА, и т.п.) функционирует около 24% предприятий автосервиса;
- промышленных предприятий (заводов, фабрик, опытных производств) - около 11% предприятий;
- при гаражно-строительных кооперативах и АЗС - около 7% от общего количества объектов;
- на территории прочих организаций (НИИ, торговые комплексы и др.) - около 48%.
Около 20% всех мощностей автосервисных предприятий Москвы осуществляют техобслуживание и ремонт иномарок, 20% - автомобилей отечественного производства, 60% являются универсальными предприятиями.
Определение потребности городского парка АМТС и СТ в постах технического обслуживания выполнено в соответствии с Нормами и правилами проектирования планировки и застройки города Москвы (МГСН 1.01.99 г.) из расчета 1 пост на 250 автомобилей. Данные расчета представлены в таблице 6 Концепции.
В результате реализации проекта должно быть обеспечено не столько расширение перечня услуг, сколько повышение их эффективности и качества.
На стадии разработки Концепции выполняется анализ лишь основных факторов, влияющих на выводы о параметрах эффективности проекта. На стадии разработки Программы будут получены результаты анализа:
- рынка материалов, оборудования и других факторов производства услуг, связанных с функционированием проекта;
- рынка и цен на товары, работы и услуги, закупаемые в рамках реализации проекта;
- работы существующих объектов в данной отрасли, в том числе анализ конкурентов. А также рекомендуемые мероприятия по содействию сбыту услуг.
Основные факторы риска и оценка их коммерческой составляющей определены в процедуре расчета коммерческой эффективности проекта (таблицы 3 приложения 1 к ТЭО)
Источниками информации и методической основой проведения маркетинговых исследований рынка услуг технического сервиса АМТС и СТ послужили:
- Приказ МВД РФ от 31.03.1995 г. N 125 "Об учете автомототранспортных средств и специальной продукции Госавтоинспекции";
- Постановление Росстата от 13.12.2006 г. "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств";
- ГОСТ Р ИСО 14001-2007 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению";
- Данные Системы добровольной сертификации самоходной техники и услуг технического сервиса "МАСТСЕРТСЕРВИС";
- Санитарные правила СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий";
- База данных городских конкурсов на звание "Лучший автосервис города Москвы", "Лучшая автомойка города Москвы", "Лучший пункт технического осмотра транспортных средств города Москвы", "Лучшее предприятие технического сервиса самоходной техники города Москвы" и другие материалы.
План осуществления проекта
В соответствии с Техническим заданием данный раздел ТЭО должен отражать инвестиционный период проекта по годам реализации и по технологическим этапам. Указанные параметры учтены в комплексной модели расчетов ТЭО и приведены в таблицах Приложения 1.
Оценочные параметры плана осуществления проекта (разработки ГЦП) являются основой для определения объемов финансирования разработки и приведены в приложении 2 к настоящему ТЭО.
Детализация конкретного плана-графика относится к задачам, решаемым на этапе разработки ГЦП.
Экология проекта
Экология проекта заключается в его влиянии на изменение вредного влияния АМТС и СТ на природную среду города Москвы в результате повышения качества технического обслуживания и ремонта. Экологические показатели проекта являются одной из основных составляющих его общей эффективности и определены в рамках комплексной расчетной модели, результаты использования которой приведены в таблицах 2, 3 приложения 1 к ТЭО.
Институциональный аспект проекта
Схема управления проектом
Схема управления проектом формируется в строгом соответствии с требованиями:
- постановления Правительства Москвы N 3-ПП от 11 января 2005 г. "О совершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве";
- постановления Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве".
Функцию управления проектом, координацию оперативно-хозяйственной деятельности основных участников в рамках исполнения мероприятий Программы, контроль за ходом реализации Программы, а также за эффективностью использования государственного сегмента собственности, создаваемого в рамках Программы, осуществляет в установленном порядке государственный заказчик - Департамент транспорта и связи города Москвы.
Координацию мер по реализации Программы и участию заинтересованных организаций в выполнении принятых мероприятий осуществляет Координационный совет по вопросам развития городской инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве.
Департамент транспорта и связи города Москвы ежегодно в течение срока действия Программы представляет отчеты о ходе выполнения программных мероприятий:
- 1 марта - за отчетный год;
- 15 ноября - отчет за 9 месяцев т.г. и об ожидаемом выполнении за год.
Участники проекта:
- Департамент транспорта и связи города Москвы;
- префектуры административных округов города Москвы;
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство автомототранспортных средств, самоходной техники, а также инфраструктурных компонентов для технического сервиса;
- хозяйствующие субъекты, предоставляющие владельцам автомототранспортных средств и самоходной техники услуги по техническому сервису;
- владельцы автомототранспортных средств и самоходной техники, осуществляющие технический сервис хозяйственным способом;
- образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для автотранспортного комплекса;
- научные учреждения, осуществляющие исследования и разработки в сфере технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники.
Обоснование эффективности проекта Концепции
Исходные принципы оценки эффективности проекта
Специфика проекта и ее учет при оценке эффективности
В данном случае проект Концепции развития инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве до 2010 года представляет собой документ, предусмотренный Порядком разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы N 33-ПП от 17.01.2006 г.
Поскольку в Рекомендациях под термином "проект" понимается не прогнозный комплект документов, а сама деятельность, то это обстоятельство соответствующим образом учитывается в методике обоснования эффективности настоящего проекта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ, N ВК 477 от 21.06.1999"
В зависимости от масштаба проекты подразделяются на:
- глобальные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;
- народнохозяйственные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране, и при их оценке можно ограничиться учетом только этого влияния;
- крупномасштабные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельных регионах или отраслях страны, и при их оценке можно не учитывать влияние этих проектов на ситуацию в других регионах или отраслях;
- локальные, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках.
Исходя из главной цели Концепции, определенной в Техническом задании, развитие инфраструктуры технического сервиса как приоритетного направления социально-экономического развития города Москвы, направленного на обеспечение владельца транспортного средства всем комплексом качественных безопасных сервисных услуг на, всех стадиях жизненного цикла АМТС и СТ, рассматриваемый проект оказывает существенное влияние на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в городе Москве и безопасность функционирования всего автотранспортного комплекса столицы. Это требует учета общественной значимости проекта как крупномасштабного.
Проекты как объекты оценки эффективности характеризуются своими масштабами, расчетными периодами, потребностями в финансировании и т.д. При этом предусматриваются следующие источники инвестиций:
- средства, образующиеся в ходе осуществления проекта. Они могут быть использованы в качестве инвестиций (в случаях, когда инвестирование продолжается после ввода фондов в действие) и в общем случае включают прибыль и амортизацию производственных фондов.
Использование этих средств называется самофинансированием проекта;
- средства, внешние по отношению к проекту, к которым относятся:
- средства инвесторов (в том числе собственные средства действующего предприятия - участника проекта), образующие акционерный капитал проекта. Эти средства не подлежат возврату: предоставившие их физические и / или юридические лица являются совладельцами созданных производственных фондов и потребителями получаемого за счет их использования чистого дохода;
- субсидии - средства, предоставляемые на безвозмездной основе: ассигнования из бюджетов различных уровней, фондов поддержки предпринимательства, благотворительные и иные взносы организаций всех форм собственности и физических лиц, включая международные организации и финансовые институты;
- денежные заемные средства (кредиты, займы), подлежащие возврату на заранее определенных условиях (график погашения, процентная ставка);
- средства в виде имущества, предоставляемого в аренду (лизинг).
Субсидии, денежные заемные средства, средства, предоставляемые в аренду (лизинг), не входят в акционерный капитал проекта и не дают права на участие в доходе проекта.
Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы (ПИР) и другие затраты.
Капиталообразующие инвестиции - инвестиции, состоящие из капитальных вложений, оборотного капитала, а также иных средств, необходимых для проекта.
В настоящем проекте инвестиции рассматриваются обобщенно, укрупнено и в прогнозной форме, а их детализация и конкретизация осуществляется на стадии разработки Программы.
Инвестиционный проект всегда порождается некоторым проектом (понимаемым в смысле второго определения - деятельности), обоснование целесообразности и характеристики которого он содержит. В связи с этим под теми или иными свойствами, характеристиками и (или) параметрами ИП (продолжительность, реализация, денежные потоки и пр.) понимаются соответствующие свойства, характеристики и (или) параметры порождаемого им проекта.
В соответствии с указанным определением Концепция не является инвестиционным проектом, а лишь его предпроектной стадией. В полном смысле ИП должна стать соответствующая Программа.
Осуществление эффективных проектов увеличивает поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт (ВВП), который затем делится между участвующими в проекте субъектами (фирмами (акционерами и работниками), банками, бюджетами разных уровней и пр.).
Поступлениями и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности ИП.
Как правило, оцениваются следующие виды эффективности:
- эффективность проекта в целом;
- эффективность участия в проекте.
Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:
- общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;
- коммерческую эффективность проекта.
Показатели общественной (в тех случаях, когда ИП затрагивает интересы не одной страны, а нескольких, общественная эффективность характеризует проект с точки зрения всей системы в целом. В случае же "чисто российского" ИП общественная эффективность совпадает с народнохозяйственной) эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и "внешние": затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.
"Внешние" эффекты учитываются в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если "внешние" эффекты не допускают количественного учета, проводится качественная оценка их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности.
Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего ИП, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.
Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.
Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости ИП и заинтересованности в нем всех его участников.
Эффективность участия в проекте включает:
- эффективность участия предприятий в проекте (эффективность ИП для предприятий - участников);
- эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров акционерных предприятий - участников ИП);
- эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям - участникам ИП, в том числе:
- региональную и народнохозяйственную эффективность - для отдельных регионов и народного хозяйства РФ;
- отраслевую эффективность - для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;
- бюджетную эффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
Для оценки эффективности ИП рассматривается порождающий его проект за весь период жизненного цикла - от предпроектной проработки до прекращения. Поэтому термин "эффективность инвестиционного проекта" ("эффективность ИП") понимается в Рекомендациях как "эффективность проекта". То же относится и к показателям эффективности.
Это означает, что основополагающие принципы оценки эффективности инвестиционных проектов могут быть использованы при обосновании прогнозной эффективности мер, намеченных Концепцией.
Проектные материалы, содержащие описание и обоснование проекта, охватывают как документы, обязательные при проектировании объектов капитального строительства, так и дополнительные материалы, разрабатываемые участниками проекта при экспертизе, подготовке к реализации и в процессе реализации проектов. Проектные материалы должны содержать информацию о технических, технологических и организационных характеристиках проекта, необходимую для оценки эффективности ИП.
В данном случае под проектными материалами для разработки ТЭО понимается собственно содержание самой Концепции.
Организационно-экономический механизм реализации проекта в общем случае включает:
- нормативные документы, на основе которых осуществляется взаимодействие участников;
- обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации проекта, гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение;
- условия финансирования инвестиций, в частности - основные условия кредитных соглашений (сроки кредита, процентная ставка, периодичность уплаты процентов и т.п.);
- особые условия оборота продукции и ресурсов между участниками (например, использование бартерного обмена, льготных цен для взаимных расчетов, предоставление товарных кредитов, безвозмездная передача основных средств в постоянное или временное пользование и т.п.);
- систему управления реализацией проекта, обеспечивающую (при возможных изменениях условий реализации проекта) должную синхронизацию деятельности отдельных участников, защиту интересов каждого из них и своевременную корректировку их последующих действий в целях успешного завершения проекта;
- меры по взаимной финансовой, организационной и иной поддержке (предоставление временной финансовой помощи, займов, отсрочек платежей и т.п.), включая меры государственной поддержки;
- основные особенности учетной политики каждого участника, получающего доходы от участия в проекте.
Необходимость использования информации об организационно-экономическом механизме реализации проекта возникает прежде всего при оценке его коммерческой эффективности (для каждого участника проекта наиболее важными будут те элементы этого механизма, которые оказывают влияние на его затраты и доходы).
При определении эффективности проектов должны учитываться наиболее существенные последствия проекта его реализации, как непосредственно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага). В тех случаях, когда их влияние на эффективность не поддается количественной оценке, его учет осуществляется экспертно.
Рассматриваемый проект Концепции оперирует, главным образом, прогнозными значениями ожидаемых результатов и необходимых ресурсов, полученными в результате независимых экспертных оценок.
Общая схема оценки эффективности проекта
В общем виде Рекомендациями предусматриваются два этапа оценки эффективности проектов (рис. 1.).
На первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель этого этапа - агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность и, если она оказывается приемлемой, рекомендуется непосредственно переходить ко второму этапу оценки. Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь их общественная эффективность. При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их общественная эффективность оказывается достаточной, оценивается их коммерческая эффективность.
При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого ИП рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить коммерческую эффективность проекта до приемлемого уровня.
Концептуальная схема оценки эффективности проекта
"Рис. 1"
Если источники и условия финансирования уже известны, оценку коммерческой эффективности проекта можно не производить.
Второй этап оценки осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них (региональная и отраслевая эффективность, эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетная эффективность и пр.).
Для локальных проектов на этом этапе определяется эффективность участия в проекте отдельных предприятий - участников, эффективность инвестирования в акции таких акционерных предприятий и эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность). Для общественно значимых проектов на этом этапе в первую очередь определяется региональная эффективность и в случае, если она удовлетворительна, дальнейший расчет производится так же, как и для локальных проектов. При необходимости на этом этапе может быть оценена также отраслевая эффективность проекта.
Особенности оценки эффективности на разных стадиях разработки и осуществления проекта
В соответствии с Рекомендациями оценка эффективности проектов должна осуществляться на стадиях:
- разработки инвестиционного предложения и декларации о намерениях (экспресс - оценка инвестиционного предложения);
- разработки "Обоснования инвестиций";
- разработки ТЭО (проекта);
- осуществления ИП (экономический мониторинг).
Принципы оценки эффективности ИП одинаковы на всех стадиях. Оценка может различаться по видам рассматриваемой эффективности, а также по набору исходных данных и степени подробности их описания.
На стадии разработки инвестиционного предложения во многих случаях можно ограничиться оценкой эффективности проекта в целом. Схема финансирования проекта может быть намечена в самых общих чертах (в том числе по аналогии, на основании экспертных оценок).
При разработке Обоснования инвестиций и ТЭО (проекта) должны оцениваться все приведенные выше виды эффективности. При этом:
- на стадии разработки обоснования инвестиций схема финансирования может быть ориентировочной;
- на стадии разработки ТЭО (проекта) должны использоваться реальные исходные данные, в том числе и по схеме финансирования.
В процессе экономического мониторинга ИП рекомендуется оценивать и сопоставлять с исходным расчетом только показатели эффективности участия предприятий в проекте.
Эффективность ИП оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения.
Под расчетным периодом рассматриваемого проекта понимается календарный период времени с 2007 (начало вложения средств в разработку Концепции) по 2010 год включительно.
Расчетный период разбивается на шаги (календарные годы) - отрезки, в пределах которых производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей.
Шаги расчета определяются их номерами (0 - базовый 2007 г., 1 - 2008 г., 2-2009 г., 3-2010 г.)
Исходя из вышеизложенного, оценка эффективности Концепции должна осуществляться по схеме, предусмотренной для стадии инвестиционного предложения.
Входная информация для оценки эффективности проекта
Объем исходной информации также зависит от стадии проектирования, на которой производится оценка эффективности.
На всех стадиях исходные сведения должны включать:
- цель проекта;
- характер производства, общие сведения о применяемой технологии, вид производимой продукции (работ, услуг);
- условия начала и завершения реализации проекта, продолжительность расчетного периода;
- сведения об экономическом окружении.
На стадии инвестиционного предложения сведения о проекте должны включать:
- продолжительность строительства;
- объем капиталовложений;
- выручку по годам реализации проекта;
- производственные издержки по годам реализации проекта.
На этой стадии все данные могут приводиться в текущих ценах и определяться экспертно или по аналогам.
Принципиальная схема формирования исходной информации, для оценки эффективности проекта представлена на рисунках 2 - 9.
Схема
соподчиненности целей, задач и мероприятий проекта
"Рис. 2"
Формулирование главной цели и основных задач проекта
"Рис. 3"
Формулирование важнейших мероприятий проекта
"Рис. 4"
Прогнозная оценка долей влияния на реализацию проекта
"Рис. 5"
Текущие значения критериальных оценок 2007 года и входные данные для их расчета
"Рис. 7. Оценка текущих параметров 2007 года"
Пропорции изменения критериальных оценок по шагам расчетного периода
"Рис. 8"
Финансовый анализ проекта
Общие положения финансового анализа проекта
Проект, как и любая финансовая операция, т.е. операция, связанная с получением доходов и (или) осуществлением расходов, порождает денежные потоки (потоки реальных денег).
Денежный поток ИП - это зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации порождающего его проекта, определяемая для всего расчетного периода.
На каждом шаге значение денежного потока характеризуется:
- притоком, равным размеру денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге;
- оттоком, равным платежам на этом шаге;
- сальдо (активным балансом, эффектом), равным разности между притоком и оттоком.
Денежный поток обычно состоит из (частичных) потоков от отдельных видов деятельности.
Для ряда проектов, к которым относится и рассматриваемый проект, строго разграничить потоки по разным видам деятельности оказывается затруднительным. В этих случаях Рекомендации допускают объединение некоторых (или всех) потоков, что и применяется в данном ТЭО.
Денежные потоки могут выражаться в текущих или прогнозных ценах в зависимости от того, в каких ценах выражаются на каждом шаге их притоки и оттоки.
Текущими называются цены, заложенные в проект без учета инфляции.
Прогнозными называются цены, ожидаемые (с учетом инфляции) на будущих шагах расчета.
Все денежные потоки в настоящем расчете выражаются в валюте Российской Федерации (рублях).
Наряду с денежным потоком при оценке ИП используется также накопленный денежный поток - поток, характеристики которого: накопленный приток, накопленный отток и накопленное сальдо (накопленный эффект) определяются на каждом шаге расчетного периода как сумма соответствующих характеристик денежного потока за данный и все предшествующие шаги.
Таблица 8
Сводный расчет потока денежных средств
Составляющие денежного потока проекта |
Распределение денежного потока по стадиям и вариантам реализации проекта оптимистический/ реалистический/пессимистический, млн. руб. ценах 2007 г. |
Распределение денежного потока по стадиям и вариантам реализации проекта оптимистический/ реалистический/пессимистический, млн. руб. в текущих (дисконтированных) ценах |
||||||
0 (2007 г.) |
1 (2008 г.) |
2 (2009 г.) |
3 (2010 г.) |
0 (2007 г.) |
1 (2008 г.) |
2 (2009 г.) |
3 (2010 г.) |
|
Инвестиционные издержки (капитальные вложения) |
2,0 |
3789,1 |
3909,4 |
4222,0 |
2,0 |
4168,0 |
4730,4 |
5619,4 |
4054,1 |
4217,0 |
4693,1 |
4459,6 |
5102,6 |
6246,5 |
|||
4315,9 |
4527,8 |
5164,2 |
4747,5 |
5478,7 |
6873,5 |
|||
Эксплуатационные затраты |
0,0 |
14930,8 |
17408,2 |
19966,5 |
0,0 |
16423,8 |
21064,0 |
26575,4 |
14932,9 |
17411,8 |
20024,4 |
16426,2 |
21068,3 |
26652,4 |
|||
14935,0 |
17415,4 |
19981,8 |
16428,5 |
21072,6 |
26595,7 |
|||
Общая сумма затрат (ресурсов) проекта (Денежный отток) |
2,0 |
18719,9 |
21317,7 |
24188,4 |
2,0 |
20591,9 |
25794,4 |
32194,8 |
18987,1 |
21628,8 |
24717,4 |
20885,8 |
26170,9 |
32898,9 |
|||
19251,0 |
21943,2 |
25145,9 |
21176,1 |
26551,3 |
33469,2 |
|||
Доходы проекта (Денежный приток) |
0,0 |
21178,4 |
24665,4 |
28321,3 |
0,0 |
23296,2 |
29845,2 |
37695,6 |
21181,5 |
24671,9 |
28332,5 |
23299,6 |
29853,0 |
37710,5 |
|||
21184,4 |
24678,1 |
28342,9 |
23302,9 |
29860,5 |
37724,4 |
|||
Нераспределенная прибыль проекта |
-2,0 |
2458,5 |
3347,8 |
4132,8 |
-2,0 |
2704,4 |
4050,8 |
5500,8 |
2194,4 |
3043,1 |
3615,0 |
2413,8 |
3682,1 |
4811,6 |
|||
1933,5 |
2734,9 |
3197,0 |
2126,8 |
3309,2 |
4255,2 |
|||
Чистая прибыль проекта (нераспределенная прибыль - налоговые платежи) |
-2,0 |
1187,8 |
1867,8 |
2433,5 |
-2,0 |
1306,6 |
2260,1 |
3239,0 |
923,5 |
1562,8 |
1915,1 |
1015,8 |
1890,9 |
2549,0 |
|||
662,4 |
1254,2 |
1496,4 |
728,6 |
1517,6 |
1991,7 |
|||
Накопленный приток проекта |
0,0 |
21178,4 |
45843,8 |
74165,1 |
0,0 |
23296,2 |
55471,0 |
98713,7 |
21181,5 |
45853,3 |
74185,8 |
23299,6 |
55482,6 |
98741,3 |
|||
21184,4 |
45862,5 |
74205,5 |
23302,9 |
55493,7 |
98767,5 |
|||
Накопленный отток проекта |
2,0 |
18721,8 |
40039,5 |
64227,9 |
2,0 |
20594,0 |
48447,8 |
85487,4 |
18989,0 |
40617,8 |
65335,3 |
20887,9 |
49147,6 |
86961,2 |
|||
19252,9 |
41196,1 |
66342,0 |
21178,2 |
49847,3 |
88301,3 |
|||
Накопленное сальдо проекта |
-2,0 |
2456,6 |
5804,3 |
9937,1 |
-2,0 |
2702,2 |
7023,2 |
13226,3 |
2192,4 |
5235,5 |
8850,5 |
2411,7 |
6335,0 |
11780,1 |
|||
1931,5 |
4666,4 |
7863,4 |
2124,7 |
5646,4 |
10466,2 |
Анализ ситуации с проектом и без проекта
В соответствии с отчетом Департамента транспорта и связи города Москвы о выполнении Городской целевой программы развития технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве за 2001-2005 годы в городе было построено 955 новых предприятий и закрыто 330 предприятий, в результате чего на начало 2006 года функционировали 2175 предприятий техсервиса. Таким образом, среднегодовой темп прироста инфраструктуры техсервиса составил 8%. По экспертной оценке 30% изменений произошли под влиянием естественного развития рынка и 70% в результате реализации мероприятий ГЦП. Таким образом, естественный прирост развития рынка техсервиса может быть принят на уровне 2,4% в год.
Данная динамика принята за основу при формировании прогноза развития системы техсервиса без реализации рассматриваемого проекта.
В соответствии с этим, динамика оценочных показателей по варианту без реализации проекта принимается соответственно прямо или обратно пропорционально соотношению удельной численности постов техсервиса в расчете на 1 тыс. единиц АМТС и СТ.
Исходные данные для расчета показателей развития системы техсервиса без и при реализации проекта приведены в таблицах 1, 2 приложения 1 к ТЭО. При этом, указанные параметры определены с учетом мер по созданию и развитию подсистем технического сервиса для обслуживания грузовых автомобилей, а также автомобилей, принадлежащих инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны.
Анализ общей (общественной) эффективности проекта
Оценка общей эффективности проекта определяется как совокупный результат всех получаемых эффектов и затраченных ресурсов проекта по сравнению с вариантом развития ситуации в сфере технического сервиса АМТС и СТ, а также в смежных областях, без его осуществления. Итоги данного расчета приведены в таблице 9, а сам расчет в приложении 1.
Общая (общественная) эффективность проекта
Таблица 9
N п/п |
Фактор эффективности |
Сценарий* |
Альтернатива** |
Динамика в ценах 2007 года |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
||||
Всего общая (общественная) эффективность проекта, млн.руб. |
О |
ГЦП |
0,0 |
- 1834,0 |
352,1 |
2672,3 |
1190,4 |
|
Р |
ГЦП |
-2,0 |
- 2059,2 |
152,0 |
2413,1 |
503,9 |
||
П |
ГЦП |
0,0 |
- 2265,1 |
-90,6 |
2145,1 |
-210,6 |
Анализ бюджетной эффективности проекта
Расчет бюджетной эффективности проекта определяется как разность между дополнительными поступлениями в бюджеты различного уровня и бюджетными расходами на реализацию проекта. Динамика бюджетной эффективности проекта приведена в таблице 10, а расчеты в приложении 1.
Бюджетная эффективность проекта
Таблица 10
Фактор эффективности |
Сценарий* |
Альтернатива |
Динамика в ценах 2007 года |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
|||
Всего бюджетная эффективность проекта, млн.руб. |
О |
ГЦП |
-2,0 |
-172,0 |
2522,2 |
2420,0 |
4768,2 |
Р |
ГЦП |
-2,0 |
-173,7 |
2542,6 |
2434,2 |
4803,2 |
|
П |
ГЦП |
-2,0 |
-177,3 |
2538,4 |
2359,1 |
4718,1 |
Анализ коммерческой эффективности проекта
Коммерческая эффективность проекта определяется как совокупный прирост чистого дохода коммерческих предприятий инфраструктуры технического сервиса АМТС и СТ и пользователей их услуг за вычетом затрат коммерческих структур на реализацию проекта.
Динамика коммерческой эффективности проекта приведена в таблице 11, а ее расчеты в приложении 1.
Коммерческая эффективность проекта
Таблица 11
Фактор эффективности |
Сценарий* |
Альтернатива** |
Динамика в ценах 2007 года |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
|||
Всего коммерческая эффективность проекта, млн.руб. |
О |
ГЦП |
0,0 |
2475,9 |
3443,8 |
4238,7 |
10158,4 |
Р |
ГЦП |
0,0 |
2211,8 |
3107,9 |
3687,0 |
9006,7 |
|
П |
ГЦП |
0,0 |
1950,9 |
2787,4 |
3255,8 |
7994,1 |
Анализ социальной эффективности проекта
Социально-экономическая эффективность проекта определяется как совокупное снижение социально-экономических ущербов от ДТП и загрязнением окружающей среды, связанное с улучшением технического состояния АМТС и СТ в городе Москве.
Динамика коммерческой эффективности проекта приведена в таблице 12, а ее расчеты в приложении 1.
Социально-экономическая эффективность проекта
Таблица 12
Фактор эффективности |
Сце нарий |
Альтернатива * |
Динамика в ценах 2007 года |
||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
|||
Всего социально- экономическая эффективность проекта, млн.руб. |
О |
ГЦП |
0,0 |
208,9 |
429,0 |
687,3 |
1325,3 |
Р |
ГЦП |
0,0 |
189,9 |
387,5 |
612,6 |
1190,0 |
|
П |
ГЦП |
0,0 |
170,7 |
345,8 |
537,3 |
1053,7 |
Возможные риски и меры по их нейтрализации
В зависимости от степени преодоления возможных рисков рассматривается три возможных сценария хода реализации Программы:
1. Оптимистический сценарий
2. Реалистический сценарий
3. Пессимистический сценарий
Пропорции изменения критериальных оценок по сценариям изменения ситуации
"Рис. 9"
На основании приведенного порядка формирования входной информации выполнены расчеты всего комплекса критериальных оценок и их динамики по шагам расчетного периода, вариантам и сценариям развития ситуации в сфере технического сервиса АМТС и СТ в городе Москве. Результаты указанных расчетов приведены в таблицах 1 - 3 Приложения 1 к настоящему ТЭО.
Выводы и предложения
В результате выполненных расчетов, обоснований и для учета при разработке Городской целевой программы развития инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в городе Москве на период 2009 - 2011 гг. можно сделать следующий вывод - разработка и реализация рассматриваемого проекта целесообразна в целом при прогнозируемых параметрах реалистического и пессимистического вариантов развития ситуации в сфере инфраструктуры техсервиса АМТС и СТ по всем критериям эффективности:
- общей (общественной);
- бюджетной;
- коммерческой;
- социально-экономической.
Источники
1. Постановление Правительства Москвы от 05.09.2006 г. N 671-ПП "О мерах по развитию городской инфраструктуры технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники".
2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов./ Утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ, N ВК 477 от 21.06.1999.
3. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. / Рекомендации Госстандарта РФ Р50.1.028-2001.
4. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
5. Сборник нормативных и информационных документов по контролю технического состояния автомотранспортных средств в Российской Федерации/Ю.В. Андрианов и др. М.: Издательство НИИАТ, 1996.
6. Министерство транспорта Российской Федерации Р-03112199-0502-00. Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий (под общей редакцией И.А. Венгерова): НПСТ "Трансконсалтинг", М., 2001.
7. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. Методика определения предотвращенного экологического ущерба, Москва, 1999.
______________________________
* - предусмотрено Порядком разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы N 33-ПП от 17.01.2006 г.
** - предусмотрено Техническим заданием на разработку Концепции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.