Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
IV. Структура проекта закона города Москвы "О молодежи"
4.1. Методологические основы
Молодежь нельзя понимать только в традиционном смысле, в качестве одной из социально-демографических групп, ущемленной в каких-то возможностях, и соответственно очередного объекта социальной защиты. Молодежь - это не столько специфическая социальная или демографическая группа общества, сколько находящаяся в процессе становления его особая часть, положение которой во многом детерминировано социально-экономическим состоянием общества.
Защита интересов основной части молодежи обусловлена не только потребностью в традиционных формах социальной защиты в виде различных пособий, компенсаций и льгот. В таких видах помощи (по оценкам самой молодежи) нуждается не более 10 процентов семей. Основная часть молодежи нуждается в государственных услугах, компенсирующих недостаток жизненного опыта. Сами молодые люди, как правило, называют в первой пятерке следующие виды помощи, услуг и специализированных служб:
1) молодежные биржи труда;
2) центры правовой помощи;
3) информационные справочно-консультационные пункты;
4) телефоны доверия и консультации психологов;
5) службы молодой семьи.
Поэтому во главу проекта закона должна быть поставлена активная воспитательная и гуманитарная работа. Необходимо, во-первых, заложить в основание инновационной активности новые ценности созидания, творчества и общественного служения; во-вторых, создать условия и систему специальных форм поддержки социально значимых инициатив молодежи; в-третьих, повысить уровень социального и правового ориентирования молодежи в обществе.
Наличие вышеуказанных проблем развития молодежи усугубляется еще и кризисом традиционных институтов и форм социализации молодежи.
Семья, как первичный институт социализации, не в состоянии успеть за переменами и обеспечить полноту всех социализующих связей. Но "передав" функции социализации обществу, государству, она не смогла передать им собственную функцию сопереживания ценностей. Однако на сегодня семья остается по-прежнему одним из важнейших факторов формирования мировоззрения молодых людей.
Школа, как важнейший институт вторичной социализации, не в полной мере реализует свои социализаторские позиции. Воспитательная работа в средней и высшей школе затруднена еще и тем, что решение этой задачи возложено исключительно на администрацию, что не всегда эффективно, в частности, из-за определенного юношеского нигилизма в восприятии старшего поколения. А система органов студенческого и школьного самоуправления, система молодежных общественных организаций находится на начальном этапе развития.
В процесс воспитания в недостаточной степени вовлечены высшие учебные заведения и учебные заведения начального и среднего профессионального образования (колледжи): сосредоточившись на профессиональной подготовке и узкопредметном обучении, они зачастую отказываются от формирования таких критериев культурного человека как гражданственность, ответственность, патриотизм.
Такие институты социализации как сфера производства, армия, общественные организации либо сами преодолевают кризис, либо находятся на этапе (нового) становления. Проблемой является отсутствие выстроенной системы органов молодежного самоуправления в производственной сфере. Необходимо воссоздание системы, построенной по территориально-производственному принципу - первичной работе с молодежью и молодежными объединениями не только по месту жительства, но и на производстве.
Средства массовой информации обладают возможностью эмоционального воздействия, близостью, доступностью и обыденностью. Вместе с тем, они способствуют в основном распространению массовой потребительской культуры, создают хаотичное представление о реальности, приводят к "раздвоению сознания", а через подражание героям к росту насилия и нравственной распущенности.
Кризис форм социализации наглядно говорит о том, что кроме органов государственной власти города Москвы сегодня нет субъекта, способного мобилизовать все общественные ресурсы на формирование вызовам времени адекватных социальных институтов.
4.2. Субъекты
Субъектами отношений, которые предполагается урегулировать законом, являются:
- Молодежь - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие, обучающиеся или работающие в городе Москве.
- Молодая семья (понятие устанавливается и конкретизируется в отраслевых подзаконных актах, которые непосредственно затрагивают сферу интересов отдельных категорий молодых граждан);
- органы государственной власти города Москвы, реализующие молодежную политику;
- организации, проводящие работу с молодежью и оказывающие ей поддержку;
- молодежно-студенческие отряды;
- молодежные общественные объединения;
- органы молодежного самоуправления;
- молодые специалисты;
- молодые люди с ограниченными возможностями здоровья;
- молодые люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- молодежные совещательно-консультативные органы, создаваемые при органах законодательной и исполнительной власти города Москвы, при органах местного самоуправления в части отдельных переданных полномочий города Москвы.
4.3. Структура проекта закона
Исходя из сказанного, следует предложить следующую примерную структуру проекта закона города Москвы "О молодежи":
Преамбула
Глава 1. Общие положения. Содержит статьи:
- основные понятия, используемые в настоящем Законе;
- правовая основа молодежной политики в городе Москве;
- цели и задачи молодежной политики;
- принципы молодежной политики;
- основные направления молодежной политики в городе Москве;
- субъекты молодежной политики;
- программный подход к осуществлению молодежной политики.
Глава 2. Полномочия органов государственной власти города Москвы в сфере молодежной политики. Содержит статьи:
- полномочия Московской городской Думы в сфере молодежной политики;
- полномочия Правительства Москвы в сфере молодежной политики;
- полномочия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, реализующего молодежную политику.
Глава 3. Молодежные объединения. Содержит статьи:
- Виды молодежных общественных объединений (в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации);
- реестр молодежных объединений;
- Форум молодежи города Москвы;
- Московская ассоциация молодежи;
- молодежные совещательно-консультативные органы, создаваемые при органах законодательной и исполнительной власти города Москвы;
- содействие развитию молодежной инициативы, молодежного общественного движения, а также молодежно-студенческих отрядов и трудовых объединений молодежи;
- содействие молодым гражданам при создании общественных объединений;
- общественные объединения, ведущие работу с молодежью;
- содействие общественным инициативам (экономическая, информационная поддержка).
Глава 4. Воспитание молодежи и профилактика негативных проявлений в молодежной среде. Содержит статьи:
- создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного воспитания молодых граждан;
- меры по профилактике негативных проявлений в молодежной среде (табакокурение, игромания, алкоголизм, наркомания, ВИЧ-инфекция, межнациональная и межконфессиональная нетерпимости и т.д.);
- профилактика безнадзорности, правонарушений в среде молодежи;
- формирование у молодежи ценностного отношения к собственному здоровью;
- меры по поддержке репродуктивного здоровья;
- поддержка средств массовой информации по развитию программ воспитания молодежи.
Глава 5. Основные направления поддержки молодежи. Содержит статьи:
- поддержка молодежи в сфере профессиональной ориентации и образования;
- поддержка молодежи в сфере труда и занятости;
- поддержка молодежи в жилищной сфере;
- поддержка молодежи в сфере здоровья, физической культуры и спорта;
- поддержка молодежи в области культуры, научно-технического и художественного творчества;
- поддержка социально незащищенных категорий молодежи;
- поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- поддержка талантливой молодежи;
- информационная поддержка, оказываемая молодежи.
Глава 6. Вовлечение молодежи в активную экономическую деятельность. Содержит статьи:
- создание условий для обеспечения экономической самостоятельности молодежи;
- государственная поддержка экономических проектов и программ молодежных общественных объединений;
- поддержка инновационных инициатив молодых граждан;
- поддержка работодателей, осуществляющих наем молодежи на вновь созданные рабочие места, а также на рабочие места для временного трудоустройства учащейся молодежи.
Глава 7. Обеспечение молодежной политики в городе Москве. Содержит статьи:
- организационное обеспечение молодежной политики;
- финансирование государственной молодежной политики;
- программы молодежной политики;
- научное и методическое обеспечение молодежной политики;
- информационное обеспечение молодежной политики;
- кадровое обеспечение молодежной политики;
- содействие международному и межрегиональному сотрудничеству молодежи;
- инфраструктура молодежной политики;
- показатели эффективности реализации молодежной политики.
Глава 8. Заключительные положения. Содержит статьи:
- вступление в силу настоящего Закона;
- признание утратившими силу правовых актов города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.