Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 27 июня 2006 г. N 431-ПП
Порядок
передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков (далее - Порядок) применяется в отношении земельных участков, распоряжение которыми в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами государственной власти города Москвы.
1.2. Настоящий Порядок применяется в случаях, когда федеральными законами устанавливается обязательность предоставления земельных участков в частную собственность граждан или юридических лиц.
Настоящий Порядок применяется также при формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, формировании земельных участков, предоставленных гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.
1.3. Решение о предоставлении в собственность земельного участка, занятого зданиями, строениями, сооружениями, и необходимого для их использования, принимается Правительством Москвы либо префектами административных округов города Москвы в соответствии с разграничением их полномочий на основании заявления заинтересованного лица.
Решение о предоставлении в собственность юридическому лицу земельного участка, ранее предоставленного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, принимается Правительством Москвы.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка заявителю направляется письменный ответ.
Формирование земельных участков и обеспечение их постановки на государственный кадастровый учет по доверенности заявителя осуществляет Департамент земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент).
1.4. Для целей государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок Департамент выдает в соответствии с федеральным законодательством следующие документы:
1) договор купли-продажи земельного участка;
2) акт приема-передачи земельного участка.
1.5. Для государственной регистрации публичного сервитута Департамент обращается с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве (далее - УФРС) с приложением всех необходимых документов.
1.6. Настоящий Порядок применяется в отношении иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства при соблюдении требований федерального законодательства о возможности приобретения такими лицами земельного участка в собственность только за плату.
2. Подача гражданином или юридическим лицом заявления и проверка представленных документов
2.1. Гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) обращается в службу "одного окна" Департамента с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, занятого находящимися в его собственности зданиями, строениями, сооружениями и необходимого для их использования, либо с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, ранее предоставленного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо с заявлением о формировании земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет.
2.2. К заявлению о предоставлении земельного участка в собственность заявителем прилагаются следующие документы:
- если заявитель - юридическое лицо: учредительные документы юридического лица, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (нотариально заверенные копии), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (копия, заверенная печатью организации), выписка из протокола общего собрания учредителей (акционеров) об избрании исполнительного органа юридического лица (подлинник), а также документы, подтверждающие полномочия представителя (подлинник), и документы, удостоверяющие его личность (копия при предъявлении подлинника);
- если заявитель - физическое лицо: гражданский паспорт (копия при предъявлении подлинника) либо документы, подтверждающие полномочия представителя (подлинник), и документы, удостоверяющие его личность (копия при предъявлении подлинника);
- кадастровый план земельного участка, если земельный участок прошел государственный кадастровый учет.
К заявлению о предоставлении в собственность земельного участка, занятого находящимся в собственности заявителя зданием, строением, сооружением и необходимого для его использования, прилагается также свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на земельном участке (нотариально заверенная копия).
К заявлению о предоставлении в собственность земельного участка, ранее предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, должен прилагаться документ, подтверждающий право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (нотариально заверенная копия): свидетельство о государственной регистрации права (с приложением плана земельного участка) по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; если право на земельный участок возникло до начала выдачи свидетельств по указанной форме - государственный акт о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (с приложением плана земельного участка) по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", и другие документы, удостоверяющие права на земельный участок.
Все документы представляются в одном экземпляре.
К заявлению о формировании земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет дополнительно прилагаются документы согласно пункту 12.2 либо пункту 13.2 настоящего Порядка.
В случае, если на земельном участке расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности нескольких лиц, к заявлению прилагается проект разделения земельного участка.
2.3. Заявитель вправе приложить к заявлению иные имеющиеся в его распоряжении документы.
2.4. Не подлежат приему документы, не соответствующие требованиям, установленным федеральным законодательством; имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в документах исправления; документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
2.5. Уполномоченное лицо, осуществляющее прием документов, обязано сверить подлинный экземпляр документа с представленной копией. После сверки подлинный экземпляр возвращается заявителю.
2.6. Проверка представленных документов заключается в установлении: наличия или отсутствия особенностей порядка предоставления земельного участка в собственность заявителя или формирования земельного участка; наличия или отсутствия всех документов, необходимых для принятия решения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка или для формирования земельного участка на основании соответствующих положений настоящего Порядка.
При наличии оснований, предусмотренных п. 2.9 настоящего Порядка, уполномоченное лицо, осуществляющее прием документов, отказывает в приеме заявления.
2.7. На основе представленных заявителем документов Департамент, руководствуясь положениями настоящего Порядка, устанавливает подлежащий применению при рассмотрении заявления порядок.
Если заявление поступило от:
- единственного собственника здания, строения, сооружения, то применяются разделы 4-8 настоящего Порядка (общий порядок);
- собственников частей зданий, строений, сооружений, то применяется общий порядок с особенностями, предусмотренными разделом 9 настоящего Порядка;
- гражданина, имеющего в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем жилым домом, приобретенным им в результате сделки, совершенной до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", то применяется общий порядок с особенностями, предусмотренными разделом 10 настоящего Порядка;
- юридического лица, которому земельный участок был ранее предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, то применяется общий порядок с особенностями, предусмотренными разделом 11 настоящего Порядка;
- лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, то применяется раздел 12 настоящего Порядка;
- гражданина, которому земельный участок был предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, то применяется общий порядок с особенностями, предусмотренными разделом 13 настоящего Порядка.
2.8. Уполномоченное лицо, осуществляющее прием документов, проверяет наличие всех документов, необходимых для принятия решения о предоставлении в собственность заявителя земельного участка или формирования земельного участка, с учетом особенностей, предусмотренных соответствующими разделами настоящего Порядка.
2.9. По результатам проверки уполномоченное лицо, осуществляющее прием документов, отказывает в приеме заявления в следующих случаях:
- обращение заявителя о выдаче документов, оформление которых не осуществляется службой "одного окна" Департамента;
- с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, в том числе:
- лицо, не являющееся на момент обращения собственником здания, строения, сооружения;
- с заявлением обратились не все собственники частей зданий, строений, сооружений;
- лицо, не уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме;
- наличие у заявителя неполного комплекта документов, определенного регламентом подготовки запрашиваемого документа либо обнаружения каких-либо несоответствий в документах;
- представление заявителем неправильно оформленных или утративших силу документов; представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям федерального законодательства;
- представление заявителем документов, не прошедших экспертизу в установленном порядке (для документов, требующих подобной экспертизы в соответствии с законами Российской Федерации и города Москвы);
- отсутствие оформленной в установленном порядке доверенности в случае подачи заявки на оформление запрашиваемого документа, подлежащего выдаче третьему лицу;
- обращение заявителя с требованием о выдаче документов, не соответствующих профилю или направлению деятельности Департамента;
- отказ заявителя оплатить работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на возмездной основе, или представить квитанции об оплате;
- иные основания для отказа в приеме документов, предусмотренные законами и иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
По требованию заявителя отказ в приеме документов в службе "одного окна" может быть оформлен и выдан заявителю в письменном виде.
Любые иные причины отказа в приеме документов у заявителя являются неправомерными и могут быть обжалованы заявителем у руководителя органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего координацию работы данной службы "одного окна", либо в суде.
2.10. Сотрудники службы "одного окна" регистрируют принятые заявления в электронной базе документооборота службы "одного окна" с автоматическим формированием выписки из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна", ставят штамп службы "одного окна" на оригинале заявления, выдают на руки заявителю экземпляр выписки из электронного журнала регистрации и контроля, заверенный подписью сотрудника службы "одного окна".
3. Подготовка проекта плана границ земельного участка
3.1. В случае наличия в представленных заявителем документах кадастрового плана земельного участка проект плана границ не составляется.
3.2. В случае отсутствия в представленных заявителем документах кадастрового плана земельного участка Департамент составляет проект плана границ земельного участка на основании:
- плана, содержащегося в представленных заявителем правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок;
- проекта межевания территории (при отсутствии в представленных заявителем документах плана земельного участка).
Для территорий нежилой застройки допускается составление проекта плана границ земельного участка на основании информации, полученной по результатам восстановления границ земельного участка по земельным архивам, архивным данным служб ГУП МосгорБТИ, других органов, проведения обследования земельного участка для определения на местности фактического прохождения его границ.
3.3. В случае, если на земельном участке расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности нескольких лиц, проект плана границ соответствующего земельного участка составляется на основании проекта межевания соответствующей территории, прошедшего экспертизу в соответствии с настоящим Порядком.
Департамент проводит предварительную экспертизу представленного заявителем проекта межевания соответствующей территории и после устранения заявителем замечаний, направляет проект межевания на заключение в ГУП "НИиПИ Генплана Москвы".
4. Сбор сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность в границах, согласно представленному кадастровому плану или проекту плана границ
Департамент осуществляет сбор сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка либо о формировании земельного участка, в том числе:
- об общей площади и этажности здания; о функциональном назначении здания; схеме расположения строений на земельном участке, которые перечислены в выписке из технического паспорта на здание (строение) (форма 1а) и на плане земельного участка, в случае разделения здания, строения, сооружения границей земельного участка предоставляются поэтажный план и экспликация к поэтажному плану по форме N 22 или форме N 25, выдаваемые ГУП МосгорБТИ;
- об ограничении земельного участка в обороте, об обременениях земельного участка и ограничениях его использования, видах разрешенного использования, с получением из Москомархитектуры графической и семантической информации, подготовленной на основании утвержденной градостроительной документации;
- о виде фактического использования земельного участка; о наличии самовольных построек; о соблюдении заявителем требований по использованию земель (сведения содержатся в заключении Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости);
- о наличии или отсутствии в границах земельного участка зданий, строений, сооружений (помещений в них), на которые зарегистрировано право собственности третьих лиц, о наличии или отсутствии зарегистрированного права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения третьих лиц на земельный участок или его части, а также о наличии зарегистрированных решений об изъятии земельного участка для государственных нужд (сведения запрашиваются в УФРС);
- о результатах обмера земельного участка, о наличии на земельном участке, над или под ним режимных объектов, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, других сведений, полученных в ходе обследования земельного участка сотрудниками Департамента.
5. Обработка сведений для подготовки решения о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка в собственность
5.1. На основании собранных сведений Департамент готовит предложения о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка в собственность заявителя.
Отказ в предоставлении возможен при выявлении следующих обстоятельств:
- земельный участок ограничен в обороте или изъят из оборота;
- земельный участок зарезервирован для государственных нужд либо имеется решение об изъятии земельного участка для государственных нужд;
- установление Госинспекцией по недвижимости в ходе проверки фактов нарушения заявителем установленных требований по использованию и охране земель (до устранения нарушений);
- на земельный участок, указанный в заявлении о предоставлении в собственность, зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения иных лиц;
- на часть здания, строения, сооружения, находящегося на земельном участке, либо на помещения в них зарегистрировано право собственности третьих лиц, которые с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не обращались;
- часть здания, строения или сооружения находится в государственной или муниципальной собственности;
- на земельном участке расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности третьих лиц, и проект разделения соответствующей территории не выполнен.
Департамент направляет предложения и все необходимые для принятия решения документы префекту административного округа города Москвы, на территории которого находится земельный участок.
Префект административного округа города Москвы сообщает заявителю об отказе в предоставлении в собственность земельного участка в письменной форме.
Решение об отказе в предоставлении в собственность заявителя земельного участка может быть обжаловано им в суде.
В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителя, отпадут, заявитель имеет право на повторное обращение с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
5.2. Департамент выполняет работу по внесению изменений в проект границ земельного участка или, с согласия заявителя, в кадастровый план земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, который может быть предоставлен в частную собственность, в том числе путем исключения следующих частей земельного участка:
- частей, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, изъятым из оборота или зарезервированным для государственных нужд.
Такие части могут быть предоставлены заявителю на праве аренды в случаях, установленных федеральным законодательством;
- частей, на которых расположены наземные части подземных сооружений и коммуникаций;
- частей земельного участка, на которые зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования либо право пожизненного наследуемого владения третьих лиц.
5.3. Департамент на основании собранных сведений определяет необходимость установления ограничений использования и обременений земельного участка.
6. Формирование дела по оформлению прав на землю, установление обременений и ограничений в использовании земельного участка
6.1. Департамент формирует дело по оформлению прав на землю, включающее в себя:
- заявление о предоставлении земельного участка в собственность заявителя;
- документы, представленные заявителем;
- документы, содержащие сведения для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность, собранные уполномоченным органом исполнительной власти (запросы Департамента и ответы городских организаций в соответствии с разделом 4);
- проект границ земельного участка, составленный на основе результатов обработки сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность и согласованный с заинтересованными лицами. В проекте границ земельного участка отражаются его части, на которые распространяются подлежащие установлению ограничения использования и обременения земельного участка. Либо уже имевшийся кадастровый план земельного участка с внесенными изменениями (в случае внесения изменений);
- перечень подлежащих установлению ограничений в использовании и обременений земельного участка;
- копия распоряжения об утверждении проекта границ земельного участка;
- материалы межевания земельного участка;
- заключение о проведенной экспертизе материалов дела по оформлению прав на землю.
6.2. Согласование проекта границ земельного участка со смежными землепользователями осуществляется организацией, выполняющей работы по межеванию земельного участка.
В случаях, когда в государственном земельном кадастре имеются сведения о границах смежного земельного участка, согласование проекта границ земельного участка с соответствующим смежным землепользователем не производится.
6.3. Проект плана границ земельного участка, составленный на основе результатов обработки сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность, последовательно направляется на согласование в Москомархитектуру, в Москомнаследие, в префектуру административного округа города Москвы, а при необходимости - в иные организации.
Департамент утверждает проект границ земельного участка, передаваемого в собственность, с указанием подлежащих установлению ограничений использования и обременений земельного участка.
В отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, границы которых не изменились на основе результатов обработки сведений для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность, согласование границ и утверждение проекта границ не требуется.
6.4. Департамент обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет.
В отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет до обращения заявителя, Департамент обеспечивает внесение изменений в сведения государственного земельного кадастра с учетом имеющихся сведений об ограничении земельного участка в обороте, об обременениях земельного участка и ограничениях его использования (при наличии ограничений и обременений), резервирования земельного участка для государственных нужд (при наличии решения Правительства Москвы).
6.5. Решение об установлении публичных сервитутов, иных обременений и ограничений использования земельного участка принимается Правительством Москвы.
Для государственной регистрации публичных сервитутов Департамент обращается с заявлением в УФРС с приложением всех необходимых документов.
6.6. Департамент направляет копию свидетельства о государственной регистрации публичного сервитута, а также уведомление об установлении иных ограничений в использовании и обременений земельного участка организациям, эксплуатирующим подземные коммуникации и их наземные части, а также в префектуры административных округов города Москвы.
7. Подготовка проекта решения о предоставлении земельного участка в собственность и проекта договора купли-продажи земельного участка
7.1. Подготовка проекта решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю осуществляется Департаментом в соответствии с примерной формой, утвержденной Правительством Москвы.
7.2. При подготовке проекта решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю и договора купли-продажи земельного участка Департамент осуществляет расчет цены земельного участка.
7.3. В проекте решения о безвозмездном предоставлении земельного участка в собственность заявителя указываются, в том числе, сведения о заявителе, о площади, кадастровом номере и местоположении земельного участка, о категории и разрешенном использовании земельного участка, об установлении публичных сервитутов, иных ограничениях использования и обременениях земельного участка.
В проекте решения о возмездном предоставлении земельного участка в собственность заявителя указываются, в том числе, сведения о заявителе, о площади, кадастровом номере и местоположении земельного участка, о категории и разрешенном использовании земельного участка, о цене земельного участка, об установлении публичных сервитутов, иных ограничениях использования и обременениях земельного участка, о сроках заключения договора купли-продажи земельного участка.
В проекте договора купли-продажи земельного участка содержатся, в том числе, сведения о площади, кадастровом номере и местоположении земельного участка, о кадастровой стоимости и цене земельного участка, о категории и разрешенном использовании земельного участка, об установленных публичных сервитутах, иных ограничениях использования и обременениях земельного участка.
В акте приема-передачи земельного участка указываются сведения о передаче земельного участка заявителю и его обязанности по соблюдению установленных публичных сервитутов, иных ограничений использования и обременений земельного участка.
8. Принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность и заключение договора купли-продажи земельного участка
8.1. Решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителя принимается Правительством Москвы или префектами административных округов города Москвы в соответствии с установленным разграничением полномочий между ними.
8.2. Решение о возмездном предоставлении земельного участка заявителю является основанием для подготовки проекта договора купли-продажи и акта приема-передачи земельного участка в соответствии с примерными формами, утвержденными Правительством Москвы.
8.3. Департамент направляет заявителю проект договора купли-продажи для его подписания.
8.4. Заявитель вправе отказаться от подписания договора купли-продажи земельного участка. Если в течение срока, установленного решением о возмездной передаче земельного участка заявителю, заявитель не подписал договор купли-продажи земельного участка и не уведомил Департамент о выявленных им технических ошибках, допущенных при подготовке решения о возмездном предоставлении
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 411-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.