Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ сложившейся ситуации и направления дальнейшего развития дорожно-ремонтной отрасли
Эффективность использования средств, выделяемых на дорожное хозяйство, в значительной степени определяется качеством и обоснованностью проведения дорожных работ.
За последние 15 лет в отрасли осуществлен большой объем работ по совершенствованию системы контроля качества, что было обусловлено изменением экономической модели функционирования национальной экономики. Проведены работы по созданию механизма контроля качества, ориентированного на соблюдение требований действующих нормативных документов и проектной документации. Это позволило существенно повысить уровень качества дорожных работ, уменьшить количество отклонений от установленных требований.
С целью обеспечения качества ремонта и содержания объектов улично-дорожной сети города Москвы, совершенствования системы технологического контроля и надзора за качеством асфальтобетонных покрытий дорог, координации проведения указанных работ в начале 2008 года создано государственное учреждение города Москвы "Московская городская служба дорожной экспертизы и надзора" (ГУ "Мосдорэкспертнадзор"), к основным функциям которой относятся:
1. Ведение мониторинга и представление анализа о транспортно-эксплуатационном состоянии городской улично-дорожной сети, об эффективности планирования и качестве выполнения работ по ремонту и содержанию объектов городской улично-дорожной сети, а также качестве применяемых в ходе дорожно-ремонтных работ материалов.
2. Ведение сводного учета паспортных характеристик объектов городской улично-дорожной сети.
3. Подготовка предложений для планирования работ по капитальному ремонту и ремонту дорог с учетом обоснованности включения объектов улично-дорожной сети в планы указанных ремонтов на основании данных мониторинга.
4. Проведение и учет результатов контроля качества:
- исходных материалов, используемых асфальтобетонными заводами для производства асфальтобетонных смесей;
- асфальтобетонных смесей, выпускаемых асфальтобетонными заводами, осуществляющими поставки продукции для города Москвы;
- выполненных работ по ремонту и содержанию объектов городской улично-дорожной сети.
5. Осуществление контроля за работой специализированных лабораторий, выполняющих работы по контролю качества материалов и дорожно-ремонтных работ.
6. Участие в работе комиссий по комплексному обследованию улично-дорожной сети, приемочных комиссий по приемке объектов в эксплуатацию после завершения дорожно-ремонтных работ.
7. Организация и проведение входного контроля качества и норм расхода противогололедных материалов, проверок условий хранения и отпуска противогололедных материалов с регулярным отбором проб и направлением их для исследования на соответствие требованиям природоохранного законодательства, государственных контрактов, ГОСТ и ТУ.
С 2008 года при проведении мониторинга состояния дорог в опытном режиме осуществляется лабораторное обследование улично-дорожной сети с применением специализированных дорожных лабораторий, что в значительной степени повышает достоверность сведений о качестве дорожных работ.
Однако если перейти от качественных показателей отдельных дорожных работ к показателям состояния улично-дорожной сети в целом, то необходимо отметить, что объем нерешенных задач в последние годы возрастает.
Эксплуатационные показатели состояния улично-дорожной сети свидетельствуют о необходимости их существенного улучшения. Эта проблема не только комфортности и безопасности проезда, но и скорости доставки грузов, транспортных издержек, эффективности функционирования экономики в целом.
В то же время дорожно-транспортная обстановка в городе Москве остается сложной, при этом отмечается несоответствие роста автомобильного парка протяженности и техническим параметрам улично-дорожной сети.
На сегодняшний день в городе эксплуатируется более 3 млн. транспортных средств. Ежегодный прирост городского парка достигает 200 тыс. единиц. На 1000 жителей приходится около 300 автомобилей, кроме того, из-за пределов МКАД в город ежедневно пребывает от 480 до 550 тыс. автомобилей. Через 10 лет, учитывая устойчивую тенденцию увеличения, городской парк транспортных средств может возрасти до 5 млн. единиц.
По улично-дорожной сети города в часы "пик" одновременно двигаются более 1 млн. автомобилей со средней скоростью в дневное время 24 км/час. При этом, когда число транспортных средств достигает 1,5 млн., движение значительно затрудняется, несмотря на то, что в настоящее время протяженность улиц и дорог составляет порядка 5000 км, в том числе магистральной - 1302 км, количество транспортных сооружений - 323 единиц (в том числе 69 мостов и 253 путепроводов и транспортных развязок). Плотность магистральной дорожной сети составляет 1,21 км/км кв. территории города, что в 1,8 раза ниже нормативной. Общий дефицит протяженности дорог составляет около 350 км.
В свою очередь площадь дорожного покрытия в городе Москве составляет около 90 млн. кв. метров.
При этом на ремонт и содержание улично-дорожной сети города Москвы в 2005 году было выделено 16,437 млрд. рублей, в 2006 году - 18,328 млрд. рублей, а в 2007 году - 21,489 млрд. рублей, что составляет более 40% средств, выделенных федеральным бюджетом на содержание всей сети федеральных дорог.
Таким образом, существующее состояние улично-дорожной сети и потребности национальной экономики требуют перехода на новый уровень понимания качества в дорожной отрасли, характеризуемый выдвижением на первый план не отдельных параметров дорожных работ, а показателей состояния улично-дорожной сети в целом.
В существующем административном механизме управления качеством ремонта и содержания дорог в городе недостает одной весьма важной составляющей - системы оценки и учета фактического состояния улично-дорожной сети, выраженного через конкретные параметры - показатели качества.
В настоящее время, как в целом по городу, так и в отдельности по государственным заказчикам система учета фактического состояния улично-дорожной сети требует серьезного совершенствования.
К основным причинам, затрудняющим совершенствование указанной системы учета, следует отнести:
- во-первых, до настоящего времени не существует нормативно-технического документа, определяющего параметры, по которым должно оцениваться качество состояния улично-дорожной сети мегаполиса;
- во-вторых, на сегодняшний день не отработана технология проведения работ по измерению этих параметров, т.е. технология проведения диагностики улично-дорожной сети;
- и, в-третьих, до сих пор не создан эффективный инструмент (информационная система) для ведения учета показателей измеренных параметров состояния улично-дорожной сети, позволяющий в электронном виде формировать и вести единую базу данных о техническом состоянии объектов городской улично-дорожной сети.
Решение указанных трех проблем позволит получать наглядную оценку состояния улично-дорожной сети, выраженную в конкретных цифрах.
Возможность сопоставления фактических показателей состояния улично-дорожной сети с нормативно установленными критериями ее оценки, позволит получить заключение о качестве содержания улично-дорожной сети и выводы об эффективности работы субъекта, ответственного за ее содержание.
При этом наличие объективной информации о состоянии улично-дорожной сети обеспечит персональную ответственность конкретных должностных лиц за ненадлежащее содержание улично-дорожной сети, а также позволит сосредоточить ответственность за достижение результатов и эффективно воздействовать на процесс управления качеством улично-дорожной сети в городе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.