Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6.
Ресурсное обеспечение программы
Основные направления развития финансирования учреждений культуры в условиях рыночных отношений.
Структура ресурсного обеспечения базируется на имеющемся кадровом, организационном и финансовом потенциале отрасли, а также на действующих нормативно-правовых актах.
Программа предполагает смешанное финансирование.
1. Средства городского бюджета, в том числе:
- бюджетные ассигнования, предусмотренные городом на поддержку отрасли;
- другие бюджеты: целевые бюджетные фонды развития территорий округов, целевые бюджетные вложения в развитие отрасли других городских структур (департаменты: образования, социальной защиты населения, комитеты: по делам семьи и молодежи, межрегиональных связей и национальной политики, общественных связей города Москвы, Москомспорт).
2. Внебюджетные источники, в том числе:
- доходы от основной уставной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений культуры;
- спонсорские средства;
- строительство и реконструкция на основе инвестиционных контрактов.
При формировании программных бюджетных показателей на 2005-2007 годы за основу приняты нормы закона города Москвы от 09.10.2002 г. "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 22.06.04 г. N 425-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы и перспективном финансовом плане на 2005-2007 годы", а также Закона города Москвы от 15.12.04. N 85-ЗК "О бюджете города Москвы на 2005 год".
Объемы финансирования, необходимые для выполнения Программы, представлены в трех разделах: (I) - финансирование текущей деятельности учреждений культуры; (II) - финансирование развития материально-технической базы учреждений культуры; (III) - городская инвестиционная программа по отрасли "Культура, искусство и кинематография".
В целях гибкого реагирования на социально-экономическую обстановку в городе, Программой рассматривается возможность финансирования мероприятий по трем сценарным вариантам: базовому, реалистическому, оптимистическому (см. таблицу N 8).
Объемы бюджетной поддержки отрасли, предусмотренные на реализацию программы в 2005 году во всех трех сценарных вариантах, полностью соответствуют бюджетным показателям, установленным Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 2005 год".
В 2006-2007 годах ход реализации программных мероприятий предполагается по следующим сценарным вариантам:
Базовый вариант предполагает стабильное развитие отрасли и проведение тех мероприятий, финансирование которых предусмотрено на уровне бюджета предыдущего года с индексацией (повышением) установленных объемов в последующие годы в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 годы (индекс роста 1,07-1,08 процента).
Базовый сценарий реализации программных мероприятий не предполагает развитие новой сети учреждений культуры, кроме возможных единичных случаев за счет внутреннего перераспределения бюджетных средств по отрасли.
Реалистический вариант - предусматривает не только стабильное развитие отрасли, но и дополнительное развитие ее в приоритетных направлениях. При этом бюджетное финансирование текущей деятельности осуществляется по базовому сценарию, а приоритетные направления, обозначенные значком (флажок), так называемые "точки роста" отрасли, реализуются с учетом выделяемой бюджетной поддержки.
Данный уровень финансирования позволяет начать ряд новых проектов, имеющих социально-востребованный и имиджевый характер. При этом предполагается, что ввод новых учреждений культуры (до 5 учреждений в год) будет осуществляться в рамках перспективного плана развития города и, прежде всего, в районах массовой жилой застройки.
В реалистическом варианте финансирование отрасли на последующие годы рассчитано в пределах роста до 17 процентов к предыдущему году.
Оптимистический вариант предусматривает безусловное выполнение всего комплекса задач, поставленных в программе.
При этом предполагается осуществление финансирования всех мероприятий Программы, открытие до 10 новых учреждений культуры.
Финансирование отрасли на последующие годы по этому сценарному варианту в пределах до 20 процентов к предыдущему году.
Объемы финансирования и источники финансирования (в млн. руб.), предусмотренные Программой "Культура Москвы (2005-2007 гг.)", рассчитанные по трем сценарным вариантам - базовому, реалистическому и оптимистическому, приводятся в таблице N 5
Таблица N 5
Объемы финансирования, предусмотренные программой "Культура Москвы (2005-2007 гг.)"
N п/п |
Разделы финансирования Программы |
Сроки по годам |
Объемы финансирования Программы |
Источники финансирования, млн. руб. | |||||||
городской бюджет отрасли | ЦБФРТ | Другие бюджеты |
внебюд- жет. средст- ва |
||||||||
базовый | реалис- тический |
оптимис- тический |
базовый | Реалист. | Опти- мист. |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
I. Объемы финансирования текущей деятельности учреждений культуры | |||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. |
Театральная и кон- цертно-гастрольная деятельность Деятельность музеев и выставочных залов Деятельность библи- отек Деятельность клубных и прочих учреждений культуры Парки культуры и от- дыха Кинематография Художественное обра- зование Охрана художествен- ного наследия Межрегиональное и международное сотруд- ничество Общественно значимые мероприятия Повышение эффектив- ности кадрового, со- циального и правового обеспечения Научно-исследователь- ская, методическая и информационно-издате- льская деятельность Совместные проекты с подразделениями Ком- плекса социальной сферы Итого по I разделу: |
2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 |
12430,8 3704,1 4002,1 4724,6 2640,2 781,2 878,1 980,9 2870,5 826,1 950,6 1093,8 1923,1 564,2 637,6 721,3 2115,1 620,5 701,5 793,1 167,4 45,8 57,4 64,2 4836,4 1356,7 1595,0 1884,7 91,6 28,0 31,2 32,4 251,4 77,7 83,9 89,8 1043,9 353,0 315,5 375,4 5,3 1,5 1,8 2,0 53,7 16,3 17,9 19,5 45,3 14,0 15,1 16,2 28474,7 8389,1 9287,7 10797,9 |
12446,4 3704,1 4006,7 4735,6 2825,6 781,2 965,5 1078,9 3012,1 826,1 1008,7 1177,3 1967,4 564,2 654,6 748,6 2446,2 620,5 849,3 976,4 198,3 45,8 71,1 81,4 4894,8 1356,7 1618,7 1919,4 91,6 28,0 31,2 32,4 251,4 77,7 83,9 89,8 1043,9 353,0 315,5 375,4 5,3 1,5 1,8 2,0 53,7 16,3 17,9 19,5 88,6 14,0 33,9 40,7 29325,3 8389,1 9658,8 11277,4 |
14822,4 3704,1 4653,9 6464,4 3261,9 781,2 1085,8 1394,9 3672,9 826,1 1189,0 1657,8 2381,0 564,2 771,0 1045,8 2733,9 620,5 928,8 1184,6 216,1 45,8 77,3 93,0 6251,3 1356,7 1991,1 2903,5 106,4 28,0 34,6 43,8 282,8 77,7 93,2 111,9 1043,9 353,0 315,5 375,4 14,6 1,5 6,3 6,8 63,7 16,3 20,9 26,5 104,0 14,0 38,3 51,7 34954,9 8389,1 11205,7 15360,1 |
7704,7 2216,4 2537,4 2950,9 2325,9 686,7 772,3 866,9 2829,1 813,1 936,8 1079,2 1616,9 467,1 535,6 614,2 1239,3 356,9 410,4 472,0 102,3 30,4 34,0 37,9 4620,8 1289,7 1524,1 1807,0 91,6 28 31,2 32,4 251,4 77,7 83,9 89,8 945,9 326,7 283,5 335,7 3,9 1,2 1,3 1,4 48,3 14,5 16,1 17,7 45,3 14 15,1 16,2 21825,4 6322,4 7181,7 8321,3 |
7720,3 2216,4 2542,0 2961,9 2511,3 686,7 859,7 964,9 2970,7 813,1 994,9 1162,7 1661,2 467,1 552,6 641,5 1570,4 356,9 558,2 655,3 133,2 30,4 47,7 55,1 4679,2 1289,7 1547,8 1841,7 91,6 28 31,2 32,4 251,4 77,7 83,9 89,8 945,9 326,7 283,5 335,7 3,9 1,2 1,3 1,4 48,3 14,5 16,1 17,7 88,6 14 33,9 40,7 22676,0 6322,4 7552,8 8800,8 |
10096,3 2216,4 3189,2 4690,7 2947,6 686,7 980,0 1280,9 3631,5 813,1 1175,2 1643,2 2074,8 467,1 669,0 938,7 1858,1 356,9 637,7 863,5 151,0 30,4 53,9 66,7 6035,7 1289,7 1920,2 2825,8 106,4 28 34,6 43,8 282,8 77,7 93,2 111,9 945,9 326,7 283,5 335,7 13,2 1,2 5,8 6,2 58,3 14,5 19,1 24,7 104,0 14 38,3 51,7 28305,6 6322,4 9099,7 12883,5 |
4726,1 1487,7 1464,7 1773,7 314,3 94,5 105,8 114 41,4 13,0 13,8 14,6 306,2 97,1 102 107,1 875,8 263,6 291,1 321,1 65,1 15,4 23,4 26,3 215,6 67,0 70,9 77,7 98,0 26,3 32,0 39,7 1,4 0,3 0,5 0,6 5,4 1,8 1,8 1,8 6649,3 2066,7 2106,0 2476,6 |
||
II. Объемы финансирования развития материально-технической базы учреждений культуры | |||||||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Капитальный и текущий ремонт учреждений культуры в т.ч. Капитальный и текущий ремонт окруж- ных учреждений куль- туры Ремонтные работы в рамках подпрограммы по созданию информа- ционных интеллект- центров Оборудование и пред- меты длительного пользования, приобре- таемые по городскому заказу, в том числе Приобретение музы- кальных инструментов для детских музыкаль- ных школ Оборудование и пред- меты длительного пользования, приобре- таемые по городскому заказу для окружных учреждений культуры Приобретение оборудо- вания в рамках под- программы по созданию информационных интел- лект-центров Техническое пере- вооружение детских кинотеатров в т.ч. Приобретение кинофикационного обо- рудования Программа по оснаще- нию средствами безо- пасности учреждений культуры Меры по созданию ус- ловий для беспрепят- ственного доступа уч- реждений культуры ин- валидами Информатизация отрас- ли "Культура, искус- ство и кинематогра- фия" Ремонтно-восстанови- тельные работы по со- хранению культурного и исторического на- следия Итого по II разделу: Итого по I и II разделам: |
2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 |
2046,9 623,6 687,3 736,0 674,0 201,8 229,1 243,1 141,1 86,1 55,0 615,8 252,5 199,5 163,8 163,8 71,2 22,0 23,8 25,4 216,3 68,8 70,9 76,6 155,4 107,5 47,9 183,8 56,8 61,3 65,6 28,5 10,5 7,5 10,5 668,4 205,1 223,5 239,8 30,1 12,9 17,1 0,1 771,8 210,0 255,4 306,4 170,6 92,3 78,3 4487,4 1453,2 1522,5 1511,8 32962,1 9842,3 10810,2 12309,7 |
2258,8 623,6 750,2 885,0 729,5 201,8 251,6 276,0 141,1 86,1 55,0 714,0 252,5 227,5 234,0 234,0 95,9 22,0 30,8 43,1 260,5 68,8 83,5 108,2 155,4 107,5 47,9 189,8 56,8 64,5 68,5 28,5 10,5 7,5 10,5 668,4 205,1 223,5 239,8 83,0 12,9 42,0 28,1 771,8 210,0 255,4 306,4 350,6 92,3 158,3 100,0 5036,4 1453,2 1721,4 1861,8 34361,7 9842,3 11380,2 13139,2 |
2592,3 623,6 914,5 1054,2 776,9 201,8 275,0 300,1 141,1 86,1 55,0 993,2 252,5 421,1 319,6 319,6 95,9 22,0 30,8 43,1 526,5 68,8 272,4 185,2 155,4 107,5 47,9 189,8 56,8 64,5 68,5 28,5 10,5 7,5 10,5 668,4 205,1 223,5 239,8 83,0 12,9 42,0 28,1 771,8 210,0 255,4 306,4 552,0 92,3 239,8 219,9 5850,6 1453,2 2160,8 2236,6 40805,5 9842,3 13366,5 17596,7 |
1694,1 522,9 565,8 605,4 589,6 182,2 196,8 210,6 141,1 86,1 55,0 441,2 198,3 142,1 100,8 100,8 71,2 22,0 23,8 25,4 128,8 40,9 42,4 45,4 155,4 107,5 47,9 183,8 56,8 61,3 65,6 28,5 10,5 7,5 10,5 664,8 204,0 222,3 238,5 2983,9 982,0 991,5 1010,3 24809,2 7304,4 8173,2 9331,6 |
1906,0 522,9 628,7 754,4 645,1 182,2 219,4 243,5 141,1 86,1 55,0 539,4 198,3 170,1 171,0 171,0 95,9 22,0 30,8 43,1 173,0 40,9 55,0 77,0 155,4 107,5 47,9 189,8 56,8 64,5 68,5 28,5 10,5 7,5 10,5 664,8 204,0 222,3 238,5 52,9 24,9 28,0 180,0 80,0 100,0 3532,5 982,0 1190,5 1360,4 26208,9 7304,4 8743,3 10161,2 |
2239,5 522,9 793,0 923,6 6925 182,2 242,7 267,6 141,1 86,1 55,0 818,6 198,3 363,7 256,6 256,6 95,9 22,0 30,8 43,1 438,9 40,9 243,9 154,1 155,4 107,5 47,9 189,8 56,8 64,5 68,5 28,5 10,5 7,5 10,5 664,8 204,0 222,3 238,5 52,9 24,9 28,0 381,4 161,5 219,9 4347,0 982,0 1629,9 1735,1 32652,6 7304,4 10729,6 14618,6 |
84,4 19,6 32,3 32,5 84,4 19,6 32,3 32,5 38,7 12,4 12,2 14,1 14,1 38,7 12,4 12,2 14,1 3,6 1,1 1,2 1,3 2,8 0,4 2,3 0,1 129,5 33,5 48,0 48,0 129,5 33,5 48,0 48,0 |
27,3 12,5 14,8 771,8 210,0 255,4 306,4 170,6 92,3 78,3 969,7 314,8 348,5 306,4 969,7 314,8 348,5 306,4 |
268,4 81,1 89,2 98,1 135,9 41,8 45,2 48,9 48,9 48,9 15,5 16,3 17,1 404,3 122,9 134,4 147,0 7053,6 2189,6 2240,4 2623,6 |
III. Программа проектирования, строительства и реконструкции по отрасли "Культура, искусство и кинематография" | |||||||||||
Объекты проектирова- ния, строительства и реконструкции в т.ч. Оборудование, не входящее в смету строек Итого по III разделу: Всего по Программе: |
2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 2005-2007 2005 2006 2007 |
16095,2 4579,6 5461,3 6054,3 440,9 93,1 145,3 202,5 16095,2 4579,1 5461,3 6054,3 49056,8 14421,4 16272,5 18363,9 |
19982,4 5244,2 6705,7 8032,5 560,9 108,1 200,3 252,5 19982,4 5244,2 6705,7 8032,5 54344,1 15086,5 18085,9 21171,7 |
22627,3 5344,2 8016,2 9366,9 560,9 108,1 200,3 252,5 22627,3 5244,2 8016,2 9366,9 63432,8 15086,5 21382,7 26963,6 |
9377,3 2979,5 3128,5 3269,3 35,0 15,0 20,0 9376,8 2979,0 3128,5 3269,3 34186,1 10283,4 11301,7 12600,9 |
13264,5 3644,1 4372,9 5247,5 155,0 15,0 70,0 70,0 13264,5 3644,1 4372,9 5247,5 39473,4 10948,5 13116,2 15408,7 |
15909,4 3644,1 5683,4 6581,9 155,0 15,0 70,0 70,0 15909,4 3644,1 5683,4 6581,9 48562,0 10948,5 16413,0 21200,5 |
22,0 17,0 2,5 2,5 22,0 17,0 2,5 2,5 151,5 50,5 50,5 50,5 |
405,9 93,1 130,3 182,5 405,9 93,1 130,3 182,5 405,9 93,1 130,3 182,5 1375,6 407,9 478,8 488,9 |
6290,0 1490,0 2200,0 2600,0 6290,0 1490,0 2200,0 2600,0 13343,6 3679,6 4440,4 5223,6 |
В дополнение к программным показателям: учреждения культуры города Москвы, не входящие в систему Комитета по культуре города Москвы
N п/п |
Наименование мероприятия, объект | Срок исполнения в целом и по годам |
Объем и источник финансирования, млн. руб. | |||
Всего: | по источникам | |||||
Гор. бюдж. | ЦБФРТ | Внеб. средс. |
||||
1 | Государственная поддержка учрежде- ний культуры, не входящих в систему Комитета по культуре города Москвы: Музей-заповедник "Коломенское", Театр "Ленком", Музей современного искусства, Театр "Новая Опера" |
2005-2007 2005 2006 2007 |
2762,7 814,2 920,4 1028,1 |
2353,8 691,7 784,1 878,0 |
408,9 122,5 136,3 150,1 |
|
Всего по разделу: | 2005-2007 2005 2006 2007 |
2762,7 814,2 1072,9 1184,9 |
2353,8 691,7 784,1 878,0 |
0,0 0,0 0,0 0,0 |
408,9 122,5 136,3 150,1 |
Анализ источников финансирования отрасли показывает стабильную внебюджетную составляющую (около 30%) в структуре общего бюджета учреждений культуры (таблица N 6).
Источники финансирования и доля внебюджетных поступлений в отрасли культуры города Москвы
Таблица N 6
Источники финансирования учреждений культуры |
Фактические ассигнования в млн. руб. |
Ожидаемый 2004 год |
Планируемые ассигнования в млн. руб. |
|||
2002 год | 2003 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | ||
Ассигнования на текущее содержание уч- реждений культуры из бюджета города Внебюджетные средства Всего общий доход учреждений Внебюджетная составляющая в общем до- ходе учреждений |
3403 1315 4718 27,9% |
4368 1644 6012 27,4% |
5144 1964 7108 27,6% |
7070,5 2837,8 9908,3 28,6 |
7917,1 3314,6 11232 29,5 |
8983,3 3859,5 12842,8 30,1 |
Очевидно, что решение проблем развития отрасли только за счет увеличения бюджетной составляющей в настоящее время не перспективно. Реализация Программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)" предполагает серьезную и целенаправленную работу Комитета по культуре города Москвы по стабилизации получения внебюджетных финансовых ресурсов в период действия программы и поэтапному увеличению их доли в общем объеме финансирования учреждений и мероприятий отрасли в последующие периоды.
Основные направления этой деятельности:
- строительство и реконструкция за счет внебюджетных инвестиций культурно-общественных и многофункциональных комплексов в районах имеющих свободные территории, а так же при комплексной застройке новых и реконструируемых микрорайонов, выявление резервов и оптимизация использования занимаемых площадей и земельных участков, закрепленных за учреждениями культуры отрасли;
- расширение форм и видов платных услуг, предлагаемых учреждениями культуры, в том числе - за счет развития их инфраструктуры;
- повышение качественного уровня оказываемых услуг и создание конкурентноспособных интеллектуальных и информационных продуктов;
- привлечение дополнительного количества посетителей.
Вместе с тем, стремление к увеличению внебюджетных доходов учреждений культуры любой ценой может стать препятствием для выполнения важнейших социальных задач, для решения которых они были созданы, привести к нарушению принципа обеспечения доступности культурных ценностей всем социальным слоям москвичей. С экономической точки зрения снижение спроса из-за дороговизны культурных услуг может повлечь за собой и сокращение внебюджетных доходов.
Средняя доля внебюджетных средств, предлагаемая в программе, исходя из поставленных перед отраслью задач, является реально достижимой для среднесрочной программы на 2005-2007 годы. Вместе с тем, есть определенный резерв ее повышения за счет целенаправленной работы каждого из учреждений культуры по привлечению внебюджетных источников.
Комплекс организационных и финансовых основ городской целевой программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)" позволит достичь гармоничного баланса бюджетных и внебюджетных источников в финансировании программных мероприятий, стабильности в привлечении внебюджетных средств, поэтапно создать в отрасли благоприятный инвестиционный климат и сделать ее привлекательной для дополнительных спонсорских и иных ассигнований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.