Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 22 июля 2008 г. N 591-ПП
Концепция
Московского единого миграционного окна
I. Введение
В условиях глобализации миграционных процессов вступление в силу в Российской Федерации в начале 2007 года новых законодательных и нормативных актов привело к значительным переменам в регулировании миграции в городе Москве. С одной стороны, процедуры, обеспечивающие привлечение иностранной рабочей силы (далее-ИРС) на трудовой рынок города Москвы, значительно упростились, однако, с другой, осталось много нерешенных, и появился ряд новых проблем в этой области.
По общему мнению экспертов в вопросах трудовой миграции в России продолжают действовать нелегальные механизмы привлечения ИРС. В 2007 году число предоставленных работодателями в УФМС России по г. Москве уведомлений о приеме ИРС на работу составило всего 32,4% от общего числа выданных за этот период иностранным гражданам разрешений на осуществление трудовой деятельности. Таким образом, остальные 67,6% иностранных граждан оказались лишними на официальном рынке труда. Большая часть из них трудоустраивается на условиях нелегального найма в частном секторе.
Практика показывает, что в процессах обслуживания миграционных потоков и ИРС задействованы три категории участников: работодатели, иностранные граждане и государственные органы, причем каждая из этих групп отстаивает свои собственные, иногда противоречащие друг другу интересы. В настоящее время отсутствует механизм, способный на основе баланса интересов данных групп наладить их эффективное взаимодействие.
II. Проблемы, возникшие в связи с новым миграционным законодательством
Можно сформулировать следующие основные проблемы, связанные с существующей в настоящее время процедурой выдачи разрешений на работу трудовым мигрантам.
1. Прогнозируемые экономические потери из-за недопоступления в бюджет соответствующих налогов и сборов. Так, опираясь на квоту 2007 года для города Москвы в 810 тыс. иностранных работников, можно предположить, что экономические потери от того, что 67,6% трудовых мигрантов (547,56 тыс.человек) пополнят ряды неофициальных работников, в годовом выражении, при минимальном размере оплаты труда 5,0 тыс.рублей на каждого работника и налоге 30% от размера заработной платы для нерезидента, составят порядка 7,0 млрд. рублей.
2. Угроза безопасности в санитарно-эпидемиологической сфере, вызванная отсутствием действенного механизма управления и контроля за прохождением медицинского освидетельствования трудовых мигрантов.
3. Ухудшение криминогенной ситуации в городе. Отсутствие контроля за местонахождением и перемещением по территории города Москвы трудовых мигрантов угрожает безопасности жителей столицы. По данным ГУВД по г. Москве виновниками четверти всех совершаемых приезжими в Москве правонарушений являются иммигранты.
Эти проблемы усугубляются наличием большого количества теневых структур, взявших на себя вопросы регистрации, трудоустройства и размещения в городе Москве иностранных работников.
III. Пути решения существующих проблем
Отмеченные выше проблемы заключаются, в основном, в отсутствии должной координации в деятельности государственных органов всех уровней, работодателей и иностранных работников. Причем, это особенно актуально для города Москвы, Санкт-Петербурга и ряда приграничных районов, где численность ИРС значительно выше, чем в других регионах России.
В интересах решения описанных проблем, было бы целесообразно сопровождать иностранного гражданина с момента его приезда на территорию субъекта федерации до заключения им трудового или иного договора с работодателем или заказчиком работ (услуг), оформляя на него все необходимые документы в режиме "одного окна". Такую функцию мог бы взять на себя территориально-функциональный комплекс, объединяющий представительства заинтересованных ведомств, которые связаны между собой в информационную сеть с единой базой данных.
По своему функционалу он в чем-то аналогичен таможенному терминалу, только объектом обработки в нем является физическое лицо - иностранный гражданин. Названием такого объекта может стать - Московское единое миграционное окно (далее - МЕМО).
IV. Московское единое миграционное окно (мемо)
МЕМО предназначено для обеспечения оперативного и организованного учета, размещения и организации трудоустройства иностранных граждан, прибывших в город Москву для осуществления трудовой деятельности.
Целью создания МЕМО является объединение в едином функционально-территориальном комплексе представительств заинтересованных ведомств и организаций, в интересах повышения эффективности реализации миграционной программы на территории города Москвы.
Представляется, что МЕМО должно быть имущественно-хозяйственной структурой, включающей головной офис и представительства в каждом из административных округов города Москвы. МЕМО будет комплексно заниматься деятельностью, связанной с учетом, распределением, размещением и трудоустройством иностранной рабочей силы, прибывающей для работы в Российскую Федерацию из стран ближнего зарубежья в режиме оргнабора.
Помимо собственно структур МЕМО для ускорения процессов оформления и выдачи мигрантам необходимых документов, при МЕМО будет организована работа представительства УФМС России по г. Москве. Деятельность МЕМО будет направлена на оказание услуг иностранным гражданам, прибывшим в город в целях трудоустройства, а также московским работодателям, которые в установленном порядке подали заявки на привлечение и использование иностранной рабочей силы.
МЕМО будет включать следующие подразделения:
1. Служба приема и учета иностранных работников
Данное структурное подразделение должно обеспечить: входную фильтрацию иностранных работников; постановку на миграционный учет и присвоение персонального номера; прием необходимых документов для получения разрешения на работу; регистрацию по месту проживания; направление иностранных работников в другие структурные подразделения МЕМО.
2. Служба трудоустройства иностранных работников
Задачами данного подразделения являются:
взаимодействие с работодателями по вопросам трудоустройства иностранных работников, в том числе по системе организованного набора из стран ближнего и дальнего зарубежья;
консультирование иностранных работников по вопросам подготовки трудового договора;
оказание содействия иностранным работникам в соблюдении их прав в городе Москве;
выдача иностранным работникам направлений на работу к конкретному работодателю;
мониторинг прохождения трудовой деятельности иностранного работника.
3. Служба расселения иностранных работников
Задачи данного подразделения - взаимодействие с системой ВАГ, выдача иностранному работнику направлений на проживание к конкретному владельцу этих помещений, мониторинг движения иностранных работников через эти гостиницы.
4. Организационно-аналитическая служба
Данное подразделение должно обеспечить ведение интегрированного информационного банка данных; взаимодействие со специализированными информационными системами размещаемых в МЕМО представительств УФМС России по г. Москве, ГУВД по г. Москве и координацию их деятельности; поддерживать присутствие МЕМО в глобальной сети Интернет; осуществлять информационный обмен с внешними корреспондентами; обеспечивать анализ обрабатываемой информации и формировать отчетные материалы.
5. Пункт выдачи направлений иностранным работникам на медицинское освидетельствование
Задачей данного подразделения является выдача направлений иностранным работникам в специализированные лечебные учреждения города Москвы для медицинского освидетельствования.
6. Организация управления МЕМО
На первом этапе функцию управления будет осуществлять Государственное учреждение города Москвы "Московский центр трудового обмена" (ГУ "МЦТО").
Функциями управления МЕМО будут являться: осуществление взаимодействия с Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, обеспечивающим организационно-методическое руководство деятельностью МЕМО; координация работы всех структурных элементов МЕМО; решение материально-хозяйственных вопросов деятельности.
Задачей управления МЕМО должно быть создание и организация работы его представителей в округах и обеспечение взаимодействия с органами, регулирующими рынок труда и обеспечивающими соблюдение миграционного законодательства, и работодателями. Кроме того, на управление МЕМО предлагается возложить задачу по обеспечению взаимодействия по вопросам организации предварительной подготовки необходимых документов с государственными и коммерческими структурами стран СНГ и дальнего зарубежья, из которых прибывают трудовые мигранты с целью последующего трудоустройства и расселения в городе Москве.
7. Представительства федеральных органов исполнительной власти при МЕМО
Данные представительства создаются на территории МЕМО для обеспечения быстроты процессов оформления и выдачи мигрантам необходимых для трудоустройства документов.
Представительство УФМС России по г. Москве
Предполагается, что УФМС России по г. Москве обеспечит создание своего выделенного подразделения на территории МЕМО. Следует учитывать, что пропускная способность МЕМО в основном зависит от возможностей данного подразделения. В этой связи, в рамках существующего законодательства и регламентирующей нормативной правовой базы планируется разработать такой алгоритм его работы, чтобы максимально сократить время на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности.
Представительство ГУВД по г. Москве
Предполагается, что данное подразделение будет осуществлять проверочные мероприятия в ходе оформления документов иностранных работников, для чего представитель данного ведомства должен иметь доступ к специализированным информационным ресурсам ГУВД по г. Москве с целью оперативного принятия решений.
V. Заключение
МЕМО после своего создания обеспечит качественно новый прозрачный механизм эффективной обработки миграционных потоков, обеспечивающий необходимый уровень безопасности столицы в санитарно-эпидемиологической сфере, а также значительное уменьшение экономических потерь за счет сокращения нелегальной миграции на трудовом рынке столицы, а также случаев трудоустройства на условиях нелегального найма.
Внесение поправок в схему взаимодействия субъектов рынка трудовой миграции (государственные органы власти - работодатели - иностранный гражданин) может быть осуществлено путем введения еще одного субъекта рынка от региональной власти, который мог бы координировать данный процесс в пользу принимающей стороны. Таким субъектом рынка может стать Московское единое миграционное окно, которое сделает процесс привлечения иностранных работников в город Москву упорядоченным и контролируемым, а их взаимоотношения с работодателями - легальными и прозрачными. Такого рода изменения приведут к увеличению налоговых поступлений в бюджет города Москвы.
Немаловажно и то, что сам факт упорядочения процессов миграции и создание механизма контроля над рынком труда приведет к снижению межнациональной напряженности, сокращению этнической преступности и уменьшению угрозы здоровью и безопасности жителей столицы.
В ходе разработки Положения о МЕМО будут определены функциональные взаимосвязи всех структурных подразделений, входящих в состав МЕМО, объем их полномочий, а также источники финансирования МЕМО, помимо средств бюджета.
В настоящее время прорабатывается вопрос о возможном оказании платных услуг физическим и юридическим лицам, кроме финансируемых из городского бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.