Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 11
к постановлению Правительства Москвы
от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП
Перечень
основных мероприятий по созданию и использованию на территории города Москвы базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения (высокоточного навигационного поля на базе спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS)
1. Основные положения программы
В 2007 году в рамках реализации Среднесрочной городской целевой программы работ по земельной реформе в городе Москве на 2007-2009 годы Департамент земельных ресурсов города Москвы являлся государственным заказчиком работ по теме: "Выполнение работ по разработке технического задания и технико-экономического обоснования на создание базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения города Москвы на основе спутниковых технологий". В результате выполнения государственного контракта (N 01-216740-0000-0000-00000-07) исполнителем работ ФГУП "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения" (ФГУП "РНИИ КП") были представлены соответствующие отчетные материалы.
На основании полученных результатов Департамент земельных ресурсов города Москвы считает необходимым в рамках Среднесрочной городской целевой программы работ по земельной реформе в городе Москве на 2007-2009 годы осуществить выполнение основных мероприятий программы по созданию в 2009 и последующих годах на территории города Москвы базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения.
Основанием выполнения указанных мероприятий являются:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS";
2. Постановление Правительства Москвы от 19 февраля 2008 г. N 122-ПП "О мерах по совершенствованию обеспечения исполнительных органов государственной власти города Москвы геоинформационными (пространственными) данными".
2. Перечень основных мероприятий
2.1. Характеристика проблемы
В настоящее время одним из перспективных направлений развития современного оперативного навигационного и геодезического обеспечения потребителей в мегаполисах является создание систем высокоточного спутникового позиционирования на основе построения сетей непрерывно действующих опорных измерительных станций, использующих сигналы глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС).
Создание систем высокоточного позиционирования и внедрение новейших информационно-навигационных технологий в современных мегаполисах позволит не только узкому кругу специалистов, но и широкому спектру других потребителей получить мощный современный инструмент для быстрого и точного определения координат в различных системах координат и на базе этого обеспечить решение целого ряда прикладных задач в интересах практически всех отраслей городского хозяйства. Облик территорий города Москвы постоянно и достаточно быстро меняется. Для решения задач городского управления, строительства и многих других необходимо, чтобы эти изменения с высокой точностью, регулярно и своевременно определялись и отражались на картах, схемах и т.д. С этой целью необходимо оперативно проводить работы по совершенствованию существующей геодезической основы города Москвы для ее соответствия современным требованиям, предъявляемым к геодезическим сетям мегаполисов, для точности определения границ и площадей земельных участков при проведении землеустроительных работ, сокращения сроков выполнения инженерных изысканий для строительства и связанных с этим сроков разработки исходно-разрешительной и проектной документации.
Кроме того, актуальным является повышение точности:
1) представления как различных объектов недвижимости и строительства, так и сети городских автомобильных дорог в географических координатах, что позволит принимать своевременные решения о необходимости нового строительства, реконструкции и улучшения транспортно-эксплуатационных качеств существующих дорог или сооружений, а также осуществлять обоснование инвестиций, проводить паспортизацию и инвентаризацию и т.д.;
2) взаимного положения плановых и высотных городских геодезических сетей, которые должны обеспечить на территории города выполнение целого комплекса взаимоувязанных работ и мероприятий, прямо или косвенно связанных с социально-экономическим развитием города Москвы и повышением безопасности и комфортности проживания в нем, включая:
- выполнение топографической съемки в масштабе 1:500 и мельче;
- обновление (отслеживание текущих изменений) инженерно-топографических планов в масштабе 1:500 и мельче;
- вынос в натуру осей трасс и коммуникаций различного назначения осей зданий и сооружений;
- вынос в натуру границ земельных участков в соответствии с утвержденной градостроительной документацией о застройке;
- определение координат границ существующих земельных участков;
- межевание и инвентаризация земель поселений;
- создание и ведение городских геоинформационных систем, систем городского кадастра (земельного, градостроительного и др.);
- определение (закрепление) "красных" линий и границ кварталов как внешних границ земельных участков, линий регулирования застройки и т.п.;
- подготовку графических и иных материалов для проведения операций с недвижимостью на первичном и вторичном рынках, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- проведение иных топографо-геодезических работ, связанных с осуществлением градостроительной деятельности, рациональным землепользованием, управлением территорией, объектами недвижимости и их комплексами;
- обеспечение геодезической основой строительства, эксплуатации и ликвидации объектов недвижимости различного назначения.
Современные спутниковые геодезические технологии являются высокоэффективным инструментом, значительно повышающим качество решения вышеуказанных задач.
Анализ международного опыта показывает, что большинство зарубежных мегаполисов, активно и успешно создающих городские инфраструктуры пространственных данных, эффективно используют системы высокоточного позиционирования для формирования актуализированной информации о:
- геодезической основе (опорной геодезической сети (ОГС));
- границах единиц административно-территориального деления;
- гидрографической сети;
- транспортной инфраструктуре (автомобильная и железнодорожная сеть, сеть водных путей, объекты транспортной инфраструктуры);
- цифровой модели рельефа;
- границах земельных участков;
- растительности (естественная растительность в твердых контурах границ ее распространения);
- особо охраняемых территориях и объектах культурно-исторического наследия;
- контурах зданий, строений и сооружений.
Оперативное формирование с высокой точностью указанных данных обеспечивают только системы высокоточного позиционирования. Эти системы обеспечивают также:
- выполнение работ по обновлению сгущений и совершенствованию ОГС Москвы, начатых ранее и отвечающих современным требованиям, обеспечивающим в первую очередь внедрение в производство инженерных изысканий строительных работ высокоточного оборудования, инновационных технологий;
- решение экологической задачи мониторинга деформации процесса на участках потенциального развития оползневых и карстовых процессов.
Правительство Москвы постоянно решает задачи по комплексному изучению состояния территории города и различных объектов, расположенных в его границах, выявлению негативных и потенциально опасных явлений. Эти задачи могут успешно решаться при использовании актуальных картографических материалов, других данных и видов информации, результаты которых могут совмещаться с картографической информацией и использоваться при принятии управленческих решений. Создание московской региональной системы навигационно-геодезического обеспечения на основе спутниковых технологий в рамках развития отечественной навигационной космической системы необходимо для решения задач ведения актуальной картографической основы.
Городской целевой среднесрочной программой работ по совершенствованию опорной геодезической сети города Москвы на 2007-2009 годы, принятой постановлением Правительства Москвы от 7 ноября 2006 г. N 879-ПП, определена необходимость проведения работ по совершенствованию существующей геодезической основы города Москвы для ее соответствия современным требованиям, предъявляемым к геодезическим сетям мегаполисов, для повышения точности определения границ, площадей земельных участков при проведении землеустроительных работ, сокращения сроков выполнения инженерных изысканий для строительства и связанных с этим сроков разработки исходно-разрешительной и проектной документации.
Кроме того, в настоящее время основным направлением повышения эффективности функционирования практически всех городских служб города Москвы является внедрение в их деятельность новейших технологий, одной из которых является навигационно-информационные технологии. Базовая региональная система навигационно-геодезического обеспечения города Москвы на основе спутниковых технологий обеспечит высокую эффективность использования как уже имеющегося навигационного оборудования, так и вновь внедряемого в различные сферы городского хозяйства.
Потенциальными потребителями услуг системы являются:
1) строительные организации и предприятия, занимающиеся созданием:
- гидротехнических сооружений;
- путей сообщения;
- крупных высотных зданий;
- промышленных предприятий и т.д.;
2) организации и предприятия, занимающиеся составлением:
- земельного кадастра;
- землеустроительных планов;
- лесных планов;
- ведомостей инвентаризации зданий;
- планов административно-территориального деления;
- линейных графиков дорог;
- схем линий электропередачи;
- схем линий газо- и нефтепроводов и т.д.;
3) организации, занимающиеся решением задач высшей геодезии:
- определение существующих границ и установка границ новых земельных участков, определение их размеров и закрепление в натуре (на местности);
- составление кадастровых планов;
- планово-высотная геодезическая привязка и создание опорного обоснования по трассе выполнения работ;
- крупномасштабная топографическая съемка территорий площадных и линейных объектов;
- поиск и съемка подземных коммуникаций;
- оперативный контроль за состоянием приповерхностных геологических структур;
- создание растровых и векторных цифровых топографических карт и планов, аэрофотосъемка;
- геологоразведочные работы, сгущение опорной геодезической сети и перенесение на местность;
- создание геодезической сети для опорных геодезических пунктов;
4) организации и предприятия, решающие задачи гидрографии:
- изучение геометрии речных русел;
- изучение шельфовых зон и т.д.;
5) организации и предприятия, занимающиеся охраной окружающей среды:
- изучение и контроль пространственно-временных параметров, характеризующих состояние окружающей среды;
6) транспортные организации, предприятия - владельцы транспортных средств, использующие высокоточные навигационные определения:
- в системах оперативного управления;
- в системах обеспечения безопасности движения;
- в системах контроля технологических процессов на транспорте;
- в бортовых системах, отслеживающих маршрут движения.
2.2. Основные цели мероприятий
Основной целью мероприятий является разработка, изготовление и внедрение на территории города Москвы высокоточного навигационного поля на базе отечественной системы ГЛОНАСС с целью определения с необходимой точностью координат земельных участков в условиях сложившейся городской застройки при проведении землеустроительных работ, межевании земель и формировании земельных участков для проведения их кадастрового учета, а также возможность реализации мероприятий по:
- обеспечению безопасности транспортных сообщений, в том числе при перевозке опасных и ценных грузов;
- проведению поисковых и спасательных операций, предотвращению аварийных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- обеспечению землеустройства и проведению кадастровых работ;
- персональной навигации граждан и транспортных средств в городе Москве;
- обеспечению мониторинга геодинамических процессов.
2.3. Основные этапы и состав мероприятий
1. Согласование с заинтересованными службами, департаментами Правительства Москвы количества и районов расположения базовых станций.
На данном этапе совместно с заказчиком работ определяется перечень городских служб и департаментов Правительства Москвы, с которыми необходимо провести согласование количества базовых станций и районов их закрепления в виде схемы размещения базовых станций.
2. Предпроектное обследование предполагаемых мест размещения базовых станций и проведение контрольных измерений.
В ходе предпроектного обследования изучаются возможные реальные местные условия размещения антенн, приемников и вспомогательного оборудования в районах предварительно определенных схемой размещения станций, в том числе имеющиеся каналы связи, наличие Интернета, электропитания, ограниченного доступа и т.д.
В местах размещения антенн производятся тестовые сеансы приема спутниковых сигналов (не менее суток) для выявления нештатных радиопомех, а также специальные исследования электромагнитной обстановки.
По окончанию полевых работ по обследованию, тестированию проектных местоположений формируются материалы:
1) графические отчеты по удержанию фазы несущей частоты L1 для систем GPS и ГЛОНАСС;
2) графические отчеты по соотношению сигнал/шум на несущей частоте L1 для систем GPS и ГЛОНАСС;
3) карточки обследования местоположений с указанием схем:
- размещения компонентов аппаратуры;
- мест закрепления антенны с диаграммой препятствий;
- расположения приемника;
- расположения входов сетевого питания;
- организации входа в сеть Интернет;
- описания условий сетевого локального администрирования для регистрации приемника в локальном сегменте сети;
- расчетных длин соединительных кабелей;
- описаний системы крепления антенны;
- сведений об ответственных за сохранность комплекса лицах.
3. Рабочий проект.
По результатам предпроектного обследования разрабатывается рабочий проект системы.
В ходе разработки рабочего проекта определяются:
- требования к инженерному обеспечению размещения различных элементов системы;
- места размещения оборудования;
- состав оборудования и его конфигурация;
- состав монтажных работ по подготовке оснований размещения приемных антенн;
- технические условия монтажных работ по местам крепления антенн;
- технические условия разводки кабельных соединений от приемных антенн к приемникам;
- технические условия размещения приемников и организации сетевого электропитания;
- технические условия организации канала передачи данных в сеть Интернет;
- технические условия защиты оборудования и самого комплекса от несанкционированного доступа;
- порядок и организация работ по строительно-монтажным и пусконаладочным работам;
- стоимость оборудования, монтажных и пусконаладочных работ;
- сроки выполнения пусконаладочных работ.
На данном этапе также выполняются рекогносцировочные работы и по их результатам уточняется рабочий проект.
4. Решение организационно-правовых вопросов, связанных с использованием помещений для размещения базовых станций, а также связанных с использованием каналов.
5. Приобретение и поставка аппаратно-программных средств.
6. Доработка (разработка) необходимых программных средств.
7. Строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Выполняются для Центра высокоточного позиционирования системы и на всех площадках размещения базовых станций.
8. Общесистемные работы по подготовке программно-технического комплекса Центра высокоточного позиционирования, установка специализированного программного обеспечения.
9. Установочные наблюдения и начальный сбор данных.
Измерения (не менее 5 суток) на всех станциях сети.
Отладка системы сбора и управления данными измерений центральным сервером данных в автоматическом режиме.
Совместная обработка и геоцентрическое уравнивание результатов наблюдений на пунктах создаваемой сети и исходных станциях.
Наблюдения на всех базовых станциях производятся синхронно от 5 суток до одного месяца с интервалом записи 30 секунд непрерывными суточными сессиями.
Совместная обработка и уравнивание координат станций московской сети производятся на основании открытых каталогов исходных пунктов от их координат в системе ITRF на последнюю эпоху уравнивания сети IGS.
Ожидаемая точность определения геоцентрических координат - не грубее 5 мм по X, Y и не грубее 15 мм по компоненте Z.
10. Отладка и тестирование элементов системы.
10.1. Отладка системы генерации дифференциальных поправок от системы базовых станций. Контрольные измерения производятся не менее чем в 100 точках равномерно выбираемых на площади покрытия базовыми станциями в различных по качеству приема местах. Определение контроля точности.
10.2. Отладка измерений реального времени в системе передачи поправок Star Fire с определением не менее чем в 100 точках равномерно выбираемых на площади покрытия базовыми станциями в различных по качеству приема местах. Определение контроля точности.
10.3. Отладка измерений реального времени в системе Inverse RTK и пропускной способности каналов GPRS не менее чем в 100 точках равномерно выбираемых на площади покрытия базовыми станциями в различных по качеству приема местах. Определение фактического времени наблюдений, обеспечивающего требуемую точность.
10.4. Тестирование навигационных приемников в режиме мониторинга движения с определением точного позиционирования на основе дифференциальной коррекции от системы станций. Не менее 10 различного вида транспортных средств в течение месяца.
10.5. Составление технического отчета со сравнительными характеристиками методов, предложениями по разработке методических указаний для различных пользователей и целевого назначения.
10.6. Измерения на пунктах ГГС, МГС и ОМС. Производятся не менее чем на 200 пунктах геодезической основы города Москвы, Московской области и специальных сетей Метростроя.
По установленным параметрам перехода координаты МГГТ и СК-95 переводятся в систему геоцентрических координат ITRF.
10.7. По результатам совместного уравнивания определяют локальные искажения (отклонения) в координатах пунктов ГГС и МГГТ в геоцентрической системе ITRF по сравнению с данными точных определений этих пунктов от станций, уравненных в ITRF.
Составление единого каталога геоцентрических координат без учета влияния каталожных значений пунктов ГГС и МГС.
Перевод по установленным параметрам геоцентрического каталога в системы координат СК-95 и Московской городской системы координат в системе эллипсоидальных высот.
10.8. Определение локальных искажений координат отдельных пунктов при сравнении каталогов полученного и ранее существовавших.
Сопоставление геоцентрических координат, полученных независимо от данных каталогов ГГС и МГС с топоцентрическими и местными системами специальными программными средствами уравнивания, позволит определить локальные параметры (ключи) перехода от собственной системы координат спутниковой системы измерений в местную Московскую городскую систему координат и федеральную СК-95.
Для определения локального квазигеоида с целью дальнейшего применения спутниковых методов в работах, связанных с определением, необходимо выполнить отдельные спутниковые наблюдения на грунтовых реперах нивелирования высоких классов (1 и 2).
10.9. Определение локального квазигеоида по разностям эллипсоидальных высот спутниковых наблюдений и нормальных высот нивелирных каталогов.
10.10. Передача результатов обработки данных спутниковых измерений в ЦНИИГАиК и Московскую городскую систему координат для утверждения. Утвержденные указанными структурами параметры связи систем координат публикуются для их реализации в полевых вычислительных средствах пользователей и программах постобработки. Установленные параметры являются едиными и обязательными для использования всеми хозяйствующими субъектами на территории города Москвы.
11. Проведение метрологических и сертификационных мероприятий.
12. Обучение персонала.
13. Испытания системы.
14. Сдача системы в опытную эксплуатацию.
15. Сдача системы в промышленную эксплуатацию.
2.4. Состав предлагаемых мероприятий по годам
Состав мероприятий на 2009 год
N п/п |
Наименование работ |
Срок выполнения |
1. |
Техническое проектирование |
III квртал# 2009 г. |
2. |
Поставка аппаратно-программных средств 1-й очереди системы |
III квартал 2009 г. |
3. |
Разработка, доработка программных средств |
IV квартал 2009 г. |
4. |
Строительно-монтажные работы |
2009 г. |
5. |
Организация и аренда каналов связи для 1-й очереди системы |
2009 г. |
6. |
Пусконаладочные работы: Развертывание 1-й очереди системы: |
2009 г. |
Центр высокоточного позиционирования, базовые станции 1-й очереди |
- |
|
7. |
Испытания частей 1-й очереди системы |
IV квартал 2009 г. |
Состав мероприятий на последующие годы
N п/п |
Наименование работы |
Срок выполнения |
1. |
Поставка аппаратно-программных средств 2-й очереди системы |
- |
2. |
Разработка, доработка программных средств |
- |
3. |
Строительно-монтажные работы |
- |
4. |
Организация и аренда каналов связи для 2-й очереди системы |
- |
5. |
Пусконаладочные работы: Развертывание 2-й очереди системы: базовые станции 2-й очереди |
- |
6. |
Лицензирование, сертификация, метрология |
- |
7. |
Испытания частей 2-й очереди системы |
- |
8. |
Испытания системы в целом |
- |
9. |
Обучение персонала |
- |
10. |
Сдача системы в опытную эксплуатацию |
- |
11. |
Сдача системы в промышленную эксплуатацию |
- |
2.5. Основные результаты реализации мероприятий
Основные ожидаемые результаты реализации мероприятий по созданию на территории города Москвы базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения:
1. Развертывание базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения города Москвы.
2. Повышение точности и оперативности проведения землеустроительных работ, межевания земель, границ земельных участков при проведении кадастрового учета.
3. Использование современных спутниковых технологий для:
- обеспечения безопасности транспортных сообщений, в том числе при перевозке опасных и ценных грузов;
- проведения поисковых и спасательных операций;
- предотвращения аварийных и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- персональной навигации граждан и транспортных средств;
- обеспечения мониторинга геодинамических процессов.
Экономические результаты:
- функционирование системы будет способствовать развитию в городе Москве инфраструктуры предоставления пространственных данных;
- результаты функционирования системы будут востребованы широким кругом потребителей, выполняющих работы в интересах и по заказам Правительства Москвы.
Экологические результаты:
- создание и использование системы позволит значительно улучшить экологическую обстановку в городе Москве, а также контроль за ее состоянием, кроме того система позволит осуществлять мониторинг районов подтоплений, оползневых и карстовых процессов.
Социальные результаты:
- расширение использования навигационных технологий в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти города Москвы, городских организаций, различных служб и предприятий станет эффективным стимулом для подготовки квалифицированных кадров по требуемому направлению;
- положительные тенденции относительной конкурентоспособности сферы производства и потребления результатов спутниковой навигационной деятельности как области трудоустройства молодых и высококвалифицированных специалистов вследствие колебаний общеэкономической конъюнктуры и динамики спроса и предложения рабочей силы в различных областях и секторах экономики города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.