Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Задачи, которые необходимо решить для достижения целей Программы, с указанием сроков и этапов их реализации. Индикаторы и показатели, характеризующие поэтапное решение задач
3.1. Основные задачи
Реализация Программы направлена на решение приоритетных задач социально-культурного развития Москвы в первую очередь путем обеспечения благоприятной социальной ситуации, реализации конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации, укрепления роли Москвы как культурно-исторического центра мирового значения, совершенствования взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, создания института государственно-частного партнерства в деле развития социально-культурной сферы, стимулирования и поддержки творческих инициатив, обеспечения свободы творчества.
Реализация мероприятий, предложенных в данной Программе, обеспечит:
- доступность культурных благ, в том числе информационного характера для всех массовых групп и слоев общества, включая инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями, путем приспособления учреждений отрасли, предоставления услуг данным категориям граждан, а также создания системы льгот на посещение учреждений культуры;
- достижение более высокого качественного уровня культурного обслуживания жителей города;
- комплексную модернизацию социально-культурной сферы города, укрепление материальной инфраструктуры, внедрение современных информационных технологий в деятельность учреждений культуры;
- поддержку культурной деятельности различных этнических групп, проживающих в Москве и социально-культурная адаптация мигрантов;
- поддержку в условиях многонационального города различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения представителей всех наций и народностей;
- сохранение и пропаганду культурного наследия и культурного потенциала Москвы, особенно в молодежной среде, как основы культурной идентификации и единства российского общества;
- формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли Москвы в судьбах России и мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою столицу;
- поддержание в репрезентативном состоянии уникальных культурно-природных комплексов столицы (парков, музеев-заповедников, музеев-усадеб, зоопарка), сохранение их природной среды, воспитание любви к природе, формирование экологического мышления, экологической культуры детей и молодежи, внедрение экологического просвещения в деятельность всех типов учреждений культуры;
- развитие межрегиональных и международных культурных связей города Москвы с целью интеграции культуры города в европейское и мировое культурное пространство и формирования позитивного образа России и Москвы и повышения их международного авторитета;
- стимулирование и поддержка разнообразных творческих инициатив, защита и обеспечение свободы творчества;
- эффективное взаимодействие с общественными и иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере культуры, искусства, досуга, образования, просвещения.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 октября 2006 года N 839-ПП "О схеме развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года" в качестве инновационных данная Программа предусматривает решение следующих конкретных задач:
1. Достижение более высокого качественного уровня культурного обслуживания в жилых районах города.
По сети районного уровня:
- строительство до 2010 г. 60 объектов культуры (51 объект в районе с нулевой обеспеченностью, 9 - в районах с низкой обеспеченностью);
- реконструкция 35 объектов культуры.
По сети городского уровня:
- до 2010 г. строительство 93-х объектов культуры;
- реконструкция 103-х объектов культуры;
- создание уникальных объектов культуры, в т.ч. Музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России, нового музейного комплекса "Музей истории Москвы" на базе "Провиантских магазинов" и Усадьбы Гагариных, Музейно-выставочного центра "Музей моды" и др.
См. Концепцию музейного освоения объекта культурного наследия "Провиантские магазины" (Зубовский бульвар, д. 2), утвержденную постановлением Правительства Москвы от 21 апреля 2009 г. N 323-ПП
Увеличение площадей объектов культуры к 2010 г. за счет нового строительства составит:
всего - 2,2 млн. кв. м.;
районный уровень - 1,3 млн. кв. м.;
городской уровень - 0,9 млн. кв. м. (из них, массовых объектов - 0,6 млн. кв. м, уникальных - 0,3 млн. кв. м).
2. Комплексная модернизация социально-культурной сферы города, укрепление материальной инфраструктуры, внедрение современных информационных технологий в деятельность учреждений культуры:
- доля единиц хранения (фондов музеев, библиотек), занесенных в электронный каталог возрастет на 40-50%;
- количество учреждений культуры, имеющих выход в Интернет, возрастет на 30%;
- количество компьютеризированных рабочих мест для пользователей возрастет на 30%.
Все мероприятия Программы включены в единую последовательность: "задача - мероприятие - результат - контроль". Классификация мероприятий (выделение основных направлений) осуществляется по следующим основаниям:
1). по уровню выполнения:
- общегородские мероприятия, проводимые при участии Департамента культуры города Москвы;
- мероприятия, проводимые в округах и районах при участии префектур административных округов города Москвы и управ районов города Москвы;
- иные мероприятия;
2) по участвующим организациям культурной сферы (театры, музеи, библиотеки, образовательные учреждения и т.д.);
3) по основным элементам социально-культурной сферы:
- сохранение культурного наследия;
- доступ к культурным ценностям;
- творческая деятельность;
- дополнительное художественное образование и воспитание;
- специальные направления (мигранты, этнические группы).
Система мероприятий Программы в каждой из своих таблиц отражает пять основных подпрограмм или приоритетов развития отрасли на период 2008 - 2010 годов:
1. "Трехлетка объектов культуры в районах "МКАДовского пояса" Москвы". Реализация мероприятий первого этапа работ по созданию объектов культуры в новых районах массовой жилой застройки - многофункциональных объектов модульного типа, включающих набор основных культурно-досуговых объектов - клуб, библиотека, выставочный зал, учреждение дополнительного образования.
2. "От модернизации оборудования - к модернизации услуг". Внедрение новых видов услуг населению культурного профиля в учреждениях районного уровня (библиотеки, клубы, парки, кинотеатры) на основе современного оборудования и телекоммуникационных систем с целью повышения их конкурентоспособности.
3. "Учреждения культуры - детям". Расширение видов деятельности учреждений культуры с детской аудиторией (грантовая поддержка образовательных учреждений, библиотек, театров, клубов, концертных организаций, музеев).
4. "Семейный досуг и творчество". Строительство новых объектов (многофункциональных культурных центров), создание досуговых комплексов в действующих учреждениях культуры, реализация программы мероприятий, направленных на организацию семейных форм досуга и творчества.
5. Инновации:
- внедрение новых типов учреждений культуры (например, Молодежный интеллект-центр (МИЦ), оценка их эффективности и апробация вариантов их организационно-правовой структуры;
- внедрение новой типологии объектов культуры (для модулей);
- модернизация классических типов учреждений культуры (библиотек, музеев, кинотеатров, клубов);
- апробация функционирования учреждений культуры с разными вариантами их организационно-правовой структуры;
- внедрение показателей и индикаторов эффективности деятельности (ГУКов, переход на программно-целевой метод бюджетного финансирования всей системы учреждений культуры (бюджетирование, ориентированное на результат (БОР),
- изучение вопроса о возможности реорганизации Государственных учреждений культуры (ГУК) в Автономные учреждения (АУ) для различных видов учреждений культуры;
3.2. Целевые индикаторы и показатели
Оценка конечных и промежуточных результатов выполнения Программы, а также оценка эффективности реализации ее конкретных мероприятий невозможны без функционирования системы целевых индикаторов и показателей, позволяющих объективно оценивать состояние работ по Программе.
Методической основой для создания данной системы являются результаты социологического мониторинга качества жизни, в том числе и унифицированные методики. Подобный подход обеспечивает объективность и сравнимость результатов исследований, отслеживание динамик и корректировку тех или иных направлений, процессов в ходе реализации Программы.
В частности, в систему целевых индикаторов и показателей включены следующие их группы.
1. Статистические показатели, характеризующие доступность культурных ценностей для основных категорий населения Москвы (например, количество театров, библиотек, относительная обеспеченность учреждениями культуры по районам и т.д.).
2. Социологические показатели, характеризующие структуру культурных потребностей населения города (например, доля населения города, регулярно посещающего театры, музеи, массовые культурно-зрелищные мероприятия и т.д.).
3. Социологические показатели, характеризующие степень удовлетворенности населения города состоянием социально-культурной сферы и предложения граждан по ее совершенствованию (например, индекс удовлетворенности состоянием социально-культурной сферы и ее элементов и т.д.).
4. Статистические и социологические показатели, характеризующие доступность учреждений культурно-досуговой деятельности для лиц с ограниченными возможностями (например, количество учреждений, полностью или частично доступных для этих категорий; доля лиц, регулярно посещающих учреждения; доля лиц, привлеченных к участию в народном творчестве и т.д.).
5. Натуральные показатели, характеризующие фактическую полноту выполнения и ресурсного обеспечения программных мероприятий и т.д.
6. Экономические показатели, характеризующие структуру затрат и финансовые ресурсы.
Внедрение системы программно-целевого управления, ориентированного на результат, переносит акцент бюджетирования в сфере культуры с затрат учреждений культуры на результат деятельности. Финансирование, согласно требованиям бюджетной реформы будет осуществляться не на сеть учреждений, а на услуги, оказываемые населению.
В качестве индикаторов эффективности деятельности учреждений культуры, находящихся в ведении Департамента культуры города Москвы, и факторов, определяющих систему мероприятий Программы, также выступают:
- рост посещаемости учреждений культуры и культурно-досуговых мероприятий;
- наличие систем по обеспечению безопасности населения при посещении культурно-массовых мероприятий;
- сохранность (количество отреставрированных ед.) объектов культуры, включая музейные и библиотечные коллекции, архивы и др.;
- доля внебюджетного финансирования, в т.ч. общественных пожертвований и спонсорской поддержки;
- модернизация материально-технической базы подведомственных организаций;
- объемы работ по реставрации, капитальному и текущему ремонту зданий, помещений, инженерных сетей и коммуникаций;
- повышение квалификации кадров отрасли.
Оценка результативности бюджетных расходов предусматривает:
- формирование системы оценки результативности бюджетных расходов;
- приведение системы управления в соответствие с принципами бюджетирования, ориентированного на общественно значимые результаты.
Департаментом культуры города Москвы на основании долголетней практики работы предложены оценочные (целевые) показатели для оценки хода реализации Программы, предусмотрено создание организационных и нормативно-правовых условий для проведения оценки.
Для определения эффективности реализации системы мероприятий данной Программы применяются следующие натуральные показатели (таблица N 3).
Таблица N 3
Натуральные показатели
и программные мероприятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.