Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
1.1. Постановка проблемы, анализ причин ее возникновения на основе оценки сложившейся ситуации в отрасли культура
Москва, как столица Российской Федерации, историческая, духовная и культурная доминанта страны и одновременно-один из крупнейших центров мировой культуры, играет особую роль в деле сохранения национально-культурного потенциала, обеспечения преемственности культурных традиций и культурного воспитания новых поколений россиян. Программа развития сферы культуры столицы в 2008 - 2010 годах учитывает опыт реализации предыдущих комплексных программ, отражает преемственность с программами "Культура Москвы" прошлых годов, определяет основные проблемы столичной сферы культуры и намечает пути их решения.
Позитивную роль в деле сохранения и развития отрасли культуры Москвы должна сыграть Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2005 - 2007 гг.)" на завершающем этапе ее реализации.
Выполнение системы программных мероприятий отраслевыми учреждениями позволит достичь определенных успехов в приобщении к культуре самых разных социальных групп населения.
В сфере театрального искусства период реализации предшествующей программы характеризуется возрастанием интереса москвичей к этому жанру. В 2006 году театры выпустили 163 премьерных спектакля, на 17 больше, чем в 2005 году. Общее количество сыгранных спектаклей составило 16613. Число зрителей достигло 3589,4 тыс. человек, что на 6,7% больше, чем в 2005 году. На детских спектаклях побывало более 1 млн. детей, что превышает данные 2005 года на 12 %.
В рамках программных направлений развития культуры Москвы значительное внимание уделялось созданию условий для раскрытия творческого потенциала молодых талантливых режиссеров, драматургов и актеров (проект "Открытая сцена").
Важным направлением работы с творческой молодежью оставалась организация и проведение различных фестивалей и смотров, число которых в 2006 году превысило 50. При этом возросла государственная поддержка уже апробированных проектов, в частности "Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова", Всероссийского театрального фестиваля "Золотая Маска", а также инновационных и молодежных проектов - фестиваля молодежных и инновационных театральных проектов "Открытая сцена", фестиваля студенческих дипломных работ "Твой шанс" и др. Для дальнейшего расширения работы с молодежью создано Государственное учреждение культуры "Дирекция "Открытая сцена".
За последние годы активно шло совершенствование музейного дела столичного мегаполиса. Основные фонды музеев города к настоящему времени доведены до 2 млн. единиц хранения, годовая посещаемость московских музеев выросла до 4 млн. человек.
В культурную жизнь города введена новая традиция ежегодного проведения на базе музейных коллекций с привлечением учреждений и организаций Комплекса социальной сферы города Москвы в Центральном выставочном зале "Манеж" общегородской культурной акции "Историческое и культурное наследие Москвы. Творческие свершения столицы".
Открыта с новой постоянной экспозицией "Подводная лодка - музей".
Проработаны предложения по превращению ряда ведущих музеев города в современные многофункциональные учреждения культуры, органически сочетающие музейно-выставочную, музейно-образовательную, музейно-экологическую и музейно-рекреационную работу, примером чего является реорганизация практической деятельности Государственного музея - заповедника "Царицыно", Музейного объединения "Музей истории Москвы", Московского государственного объединенного музея - заповедника ("Коломенское", "Лефортово", "Люблино", "Измайлово").
Значительное внимание было уделено внедрению информационных технологий, обеспечивающих создание качественно новых музейно-выставочных экспозиций интерактивного типа, электронную каталогизацию экспонатов и т.д.
Москва в 2005 - 2006 годах стала лидером по уровню информатизации библиотек. Каждая пятая библиотека в городе имеет каталоги на электронных носителях (по России - в среднем 2 процента) и выход в Интернет, в них оборудовано около 3 тысяч компьютерных рабочих мест, в 42-х базовых библиотеках создана корпоративная информационная сеть.
Библиотеки Москвы активно внедряют инновационные проекты и технологии. Так, например, в библиотеке - филиале N 81 ЦБС "Люблино" совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы открыт интеллект-центр для детей - инвалидов. В нем работают: театр "Книга на сцене", кукольный театр, спортивный комплекс, оборудованный специальными тренажерами реабилитационного центра В. Дикуля.
В целях поднятия престижа книги и чтения, создания положительного имиджа работника библиотеки в 2006 году на базе Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова проведен Форум молодых библиотекарей России.
Наиболее посещаемые учреждения культуры города - парки культуры и отдыха в течение последних лет стали центрами проведения многих общественно-значимых культурных мероприятий (Новый год и Рождество Христово, День защиты детей, День города и др.). Годовая посещаемость городских парков составила более 10 млн. человек.
В 2006 году был разработан и утвержден Правительством Москвы проект планировки территории Государственного учреждения культуры города Москвы "Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького" с учетом территории природного комплекса "Нескучный сад", введен в эксплуатацию после капитального ремонта Малый и Большой розарий в парке "Сокольники", обновлено аттракционное хозяйство в Измайловском парке, идет разработка проектов планировок парков "Сокольники", "Измайлово" и "Фили".
В 2006 году в городе осуществлялась деятельность 90 государственных учреждений клубного типа, в которых активно проводили работу более 6000 любительских объединений и творческих коллективов.
На постоянной основе в данных учреждениях культуры занимается около 100 тысяч человек, проводится более 15 тысяч культурно-массовых мероприятий. В содержании работы клубов находят практическую реализацию все действующие городские и окружные программы социально-воспитательной направленности.
Система учреждений художественного образования Департамента культуры города Москвы насчитывает 144 организации, из которых 18 находятся в непосредственном подчинении Департамента культуры города Москвы, 126 - в ведении окружных управлений культуры
Всего в образовательных учреждениях системы Департамента культуры города Москвы обучаются на бюджетных формах около 62 тыс. человек, на внебюджетных формах - около 6 тыс. человек. Ежемесячно проходят семинары, мастер - классы, лекции, методические совещания, творческие встречи с деятелями науки и культуры и другие мероприятия, способствующие росту педагогического мастерства и качества управленческой деятельности руководящих и педагогических работников образовательных учреждений.
В ведении Департамента культуры города Москвы находится 37 кинотеатров, из них 24 кинотеатра находятся или на ремонте, или выставлены на городской инвестиционный конкурс. Ежегодно 13 действующих городских кинотеатров посещают более 250 тысяч зрителей. В 2006 году демонстрировалось около 12500 сеансов только российских фильмов, организовано более 270 киномероприятий, в которых приняли участие около 154 тысяч зрителей.
Завершилось преобразование ГУП города Москвы "Московское кино". В настоящее время реорганизованы в структурные подразделения ГУПа 28 кинотеатров. На базе кинотеатра "Художественный" создан "Центр российских кинопремьер", деятельность которого направлена на поддержку отечественного кинематографа.
Ежегодным событием фестивальной жизни Москвы стал Московский фестиваль отечественного кино "Московская премьера".
В сети ГУК "Московские кинотеатры для детей и юношества" насчитывается 8 кинотеатров, из них отремонтированы и переоборудованы в соответствии с современными требованиями 6 кинотеатров.
Основное внимание в работе детских кинотеатров уделялось репертуарной политике преимущественно детской и молодежной направленности, а также привлечению молодого зрителя к классическим отечественным фильмам прошлых лет и анимационным лентам.
В рамках этой работы впервые организованы благотворительные акции "Пойдем в кино" с использованием созданной цифровой коллекции по номинациям "Экранизация", "Классика", "Мультипликация". Проведены фестивали "Сказка", "Фестиваль аудиовизуальных искусств в ВДЦ "Орленок". Возросла аудитория детских фестивалей и количество площадок их проведения.
В 2005 - 2006 годах организовано художественно архитектурное проектирование, изготовление и торжественное открытие 11 памятников и 33-х мемориальных досок Героям Советского Союза, Героям Великой Отечественной войны, выдающимся деятелям науки, культуры и искусства.
Активная работа по международному и межрегиональному культурному сотрудничеству осуществлялась в рамках выполнения протоколов, соглашений поручений Правительства Москвы, а также на основе прямых связей между учреждениями культуры Москвы, зарубежных городов и регионов России.
В настоящий момент действуют 13 документов, подписанных Комитетом по культуре города Москвы с партнерами по международному сотрудничеству и 23 - с партнерами в регионах России.
В соответствии с планом Правительства и поручениями Мэра Москвы в ходе реализации Программы Комитет по культуре города Москвы провел культурные программы в рамках 22 крупных городских акций (13 международных и 9 межрегиональных). Например, проведены культурные мероприятия в рамках таких крупномасштабных международных и межрегиональных акций, как Дни Москвы в Ереване (Армения), Пекине (Китай), Вьентьяне (Лаос), фестиваль "Русская зима" в Лондоне; Дни культуры Москвы в Республике Карелия, Дни Москвы в Ростовской, Томской области.
В Москве - Дни Киргизии, Вены (Австрия), Вьентьяна (Лаос), Дели (Индия), Загреба (Хорватия); Детско-юношеские Дни культуры Ханты-Мансийского АО, Дни Республики Алтай, Дни культуры Чеченской Республики и др.
Представители московских учреждений культуры принимали участие в региональных и международных научно-методических конференциях, семинарах, оказывали консультативную помощь музеям, библиотекам, учебным заведениям системы художественного воспитания и т.п.
Одним из заметных направлений Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005 - 2007 г.г.)" является осуществление системы мер по повышению престижа работы в отрасли культуры. Особое внимание уделяется при этом поощрению наиболее квалифицированных работников. С этой целью проведены профессиональный конкурс "Московские мастера", отраслевые конкурсы "Лучший по профессии", которые получили развитие и поддержку в организациях, подведомственных Комитету по культуре города Москвы, и прошли во всех административных округах города Москвы. В частности, свыше 200 специалистов учреждений культуры приняли участие в отборочных окружных конкурсах "Лучший по профессии", а 52 из них стали участниками финальных конкурсов профессионального мастерства.
Сеть учреждений культуры, подведомственных Департаменту и финансируемых из бюджета, в 2007 году составит 900 учреждений культуры, из них 169 учреждений городского подчинения и 731 учреждение окружного подчинения.
В 2007-м году в систему Департамента культуры вошли театр "На Покровке", Технический центр Департамента, Хореографическое училище имени Лавровского, дирекция "Открытая сцена".
Сумма бюджетного финансирования в 2007 году на текущее содержание учреждений отрасли составляет 15293,3 млн. руб., что соответствует увеличению финансирования отрасли по сравнению с 2006 годом на 30,8%.
В соответствии с принятыми нормативными документами Правительства Москвы, касающимися повышения тарифных ставок Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, заработная плата работников подведомственных учреждений культуры в 2007 году увеличится по сравнению с предыдущим годом на 51%. По предварительным итогам в 2007 году среднемесячная заработная плата в учреждениях культуры составит в целом 17022,0 руб., в том числе в театрах - 21109,0 руб., музеях - 17273,0 руб., парках культуры и отдыха - 17179,0 руб., библиотеках - 15083,0 руб., детских музыкальных школах - 14969,0 руб., детских кинотеатрах - 12392,0 руб., выставочных залах - 9717,0 руб., домах культуры и клубах - 9881,0 руб.
Объем бюджетных ассигнований по программе бесплатного посещения подведомственных музеев и театров группами учащихся образовательных учреждений, приютов, реабилитационных центров, центров социальной помощи семье и детям в 2007 году составит 71,7 млн. руб., что позволит бесплатно 550 тысячам учащихся посетить театры и музеи города Москвы.
В рамках программы Года ребенка в 2007 году организовано бесплатное посещение театров и музеев детьми из семей группы риска. Выделенные из бюджета города ассигнования на эти цели в сумме 5 млн. руб. позволят организовать бесплатное посещение около 24 тысяч детей театров и музеев города.
На реализацию мероприятий по бесплатному посещению многодетных и малообеспеченных семей Правительством Москвы предусмотрено 40 млн. руб., что позволит в 2007 году посетить театры города Москвы около 200 тысяч детей и родителей из многодетных и малообеспеченных семей.
Ожидаемый объем реализации платных услуг населению в 2007 году учреждениями культуры составит 2401,1 млн. руб. что соответствует 15,7% от средств, вложенных в развитие сферы культуры. В том числе, по театрам - 1284,0 млн. руб., окружным учреждениям культуры - 430,1 млн. руб., паркам культуры и отдыха - 327,0 млн. руб. концертным организациям - 180,0 млн. руб., музеям - 128,0 млн. руб., и детским кинотеатрам - 17,0 млн. руб.
К началу 2007 года вся система программных мероприятий, отраженная в бюджетных показателях, установленных Правительством Москвы на развитие культуры, в 2005 - 2006 годах полностью выполнена.
Объем капиталовложений направленных на развитие отрасли в период реализации Программы "Культура Москвы (2005 - 2007 гг.)" приблизился к уровню оптимистического варианта финансирования. Осуществлен ввод уникальных объектов отрасли (Московский музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, ЦВЗ "Манеж", театр ЕТ СЕТЕРА, объекты музея - заповедника "Царицыно" и др.). За прошедшие три года удалось решить задачу ликвидации долгостроя, в том числе фондохранилища Дарвиновского музея, Московского культурного фольклорного центра под руководством Л. Рюминой, завершить основные работы на новом здании театра - мастерской П. Фоменко, приступить к реконструкции и реставрации зданий мультимедийного комплекса актуальных искусств.
Благодаря поддержке Правительства Москвы за истекший период на укрепление материально-технической базы были выделены значительные дополнительные средства позволившие увеличить объем финансирования капитального и текущего ремонта более чем в 2 раза, благодаря чему выполнен ремонт зрительных залов театра "Ромэн", Московского молодежного театра под руководством В. Спесивцева, помещений "Школы фотографии" Мультимедийного комплекса актуальных искусств, осуществлен ремонт входных групп театров "Школа современной пьесы", "Жар-птица", ремонт системы наружного энергоснабжения Музея-панорамы "Бородинская битва", по утвержденной документации проведены работы в театрах имени Моссовета, Оперетты, На малой Бронной, Камерная сцена, "Ап Арте", выполнен значительный объем работ по воссозданию и капитальному ремонту зеленых насаждений в парке "Сокольники", ремонту эстрады в ЦПКиО имени М. Горького, отремонтировано большое колесо обозрения в парке "Измайлово", начаты работы по комплексному капитальному ремонту малой сцены театра им. М. Ермоловой, помещений театрального центра "Вернисаж".
Также реализован большой объем работ по техническому оснащению отрасли за счет средств, выделяемых городом на текущее содержание объектов культуры, а также доходов от основной и предпринимательской деятельности организаций и учреждений культуры.
Особое внимание уделялось оснащению организаций и учреждений современными системами безопасности: кнопками экстренного вызова милиции, металлодетекторами, системами видеонаблюдения и охранной сигнализацией, более чем на 40 процентов в учреждениях культуры произведена замена музыкальных инструментов на новые.
В связи с этим, можно констатировать, что проводимая в столице культурная политика определила в целом устойчивый поступательный характер развития отрасли и исполнение Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы ( 2005 - 2007 гг.)" осуществлялось по базовому варианту, а в ряде направлений - по оптимистическому.
Задача дальнейшего развития сферы культуры Москвы как важного ресурса социального и экономического развития мегаполиса требует от отрасли проведения ряда системных преобразований, на осуществление которых и направлена Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008 - 2010 гг.)".
Результаты социологических исследований Государственного научно-исследовательского учреждения города Москвы "Московского института социально-культурных программ", проведенных совместно с Институтом социально-политических исследований Российской Академии наук, свидетельствуют о возрастании культурных запросов населения Москвы, прежде всего - молодежи, о недостаточной удовлетворенности москвичей объемом и уровнем культурно-досуговых услуг, количеством и оснащением учреждений культуры массового спроса.
По данным исследования "Культура, общество, государство"*(1) более половины (58,2%) москвичей называют ведущей роль культуры для развития государства и общества. Культура, по мнению большинства, формирует у людей представления о добре и зле, что является отправной точкой развития личности. 44,5% москвичей волнует тот факт, что современная молодежь не обладает тем уровнем культуры, которым располагают старшие поколения. При этом половина жителей столицы считает, что в последние годы возможностей для культурного развития стало больше. Шесть из каждых десяти участников исследования считают, что правительство России сегодня не в полной мере обеспечивает культурную безопасность страны. Около семидесяти процентов москвичей считают, что государство обязано защищать культуру России от экспансии бездуховной западной культуры и предлагают введение нравственной цензуры.
Признавая общемировое значение русской культуры (73,8% респондентов), большинство москвичей (66,3%) считают, что защита духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций является приоритетной задачей для России. Результаты этого и других исследований, проведенных МИСКП и ИСПИ РАН, легли в основу положений настоящей программы*(2).
Наибольший недостаток по всем видам культурного обслуживания наблюдается, в первую очередь, в новых жилых районах столицы, где культурно-досуговая сеть (библиотеки, учреждения культуры клубного типа, детские музыкальные школы, школы искусств и прочие.) в количественном отношении не соответствует расчетным показателям, определенным в нормативах проектирования планировки и застройки Москвы, а также социально-культурным стандартам удовлетворения культурно-досуговых потребностей в расчете на душу населения (таблица N 1) . В нижеприведенной таблице представлены данные о количестве учреждений культуры системы Департамента культуры города Москвы в сравнении с данными о плотности населения и распределении учреждений культуры в административных округах города.
Таблица N 1
Плотность населения и распределение учреждений культуры в административных округах города Москвы*
Название округа |
Количество районов |
Площадь округа (кв. км) и в % от общей площади города |
Население округа (тыс. чел.) и в процентах от общей численности населения города |
Кол-во учреждений культуры в округе |
Кол-во учреждений культуры на 100 тыс. жителей |
Центральный |
10 |
64,1 (6.1%) |
700,6 (6,7%) |
700 |
100 |
Западный |
13 |
132,8 (12.7%) |
1051,3 (10,1%) |
136 |
13 |
Северо-Западный |
8 |
106,9 (10.2%) |
793,3 (7,6%) |
83 |
10 |
Восточный |
16 |
151,0 (14.4%) |
1394,5 (13,4%) |
119 |
9 |
Зеленоградский |
3 |
37,0 (3.5%) |
216,1 (2,1%) |
20 |
9 |
Северный |
16 |
87,3 (8.4%) |
1113,1 (10,7%) |
97 |
9 |
Северо-Восточный |
17 |
102,3 (9.8%) |
1241,6 (11,9%) |
117 |
9 |
Юго-Восточный |
12 |
126,0 (12.1%) |
1119,0 (10,8%) |
100 |
9 |
Южный |
16 |
130,5 (12.5%) |
1593,5 (15,3%) |
106 |
7 |
Юго-Западный |
12 |
107,7 (10.3%) |
1181,3 (11,4%) |
65 |
6 |
Всего: |
123 |
1045,6 (100%) |
10404,3 (100%) |
1543 |
18 (среднее) |
* См.: "Прогнозируемые направления развития отрасли "Культура города Москвы до 2020 года". Москвы, 2006 год, страница 7.
Более подробный анализ размещения объектов культуры по районам столицы позволил выявить районы столицы с нулевой и низкой обеспеченностью учреждениями культуры и их потребности в разных типах учреждений культуры, которые учитывают положение дел в соседних районах, что отражено в таблице N 2.
Таблица N 2
Потребности в размещении новых объектов культуры районного уровня обслуживания (на основе "Схемы развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24.10.06 N 839-ПП)
N п/п |
Административный округ, район. |
Учреждения дополнительного образования. Предложения по размещению в районах |
Другие виды учреждений культуры и искусства. Предложения по размещению для районов |
||
С нулевой обеспеченностью |
С низкой обеспеченностью |
С нулевой обеспеченностью |
С низкой обеспеченностью |
||
|
ЦАО |
|
|
|
|
1. |
Басманный |
|
|
выставочный зал, клуб |
|
|
САО |
|
|
|
|
1.* |
Аэропорт |
х |
|
клуб |
|
2.* |
Беговой |
х |
|
клуб |
|
3. |
Войковский |
х |
|
|
|
4.* |
Вост. Дегунино |
х |
|
выставочный зал |
|
5. |
Головинский |
|
|
клуб |
|
6. |
Дмитровский |
|
|
клуб |
|
7. |
Зап. Дегунино |
|
|
клуб |
|
8 |
Левобережное |
|
|
выставочный зал |
|
9.* |
Молжаниновский |
х |
|
клуб, библиотека |
|
10 |
Хорошевский |
|
|
клуб |
|
|
СВАО |
|
|
|
|
1.* |
Алтуфьевский |
х |
|
клуб |
|
2. |
Бабушкинский |
х |
|
|
|
3. |
Бибирево |
х |
|
|
|
4 |
Лосиноостровский |
|
|
выставочный зал |
|
5. |
Марфино |
х |
|
|
|
6. |
Отрадное |
|
х |
|
клуб, библиотека |
7.* |
Ростокино |
х |
|
клуб |
|
8.* |
Сев. Медведково |
х |
|
выставочный зал |
|
|
ВАО |
|
|
|
|
1 |
Восточное Измайлово |
|
|
клуб |
|
2 |
Гольяново |
|
|
клуб |
выставочный зал |
3 |
Ивановское |
|
|
клуб |
|
4 |
Косино-Ухтомский |
|
|
клуб, библиотека |
|
5. |
Метрогородок |
х |
|
|
|
6 |
Новогиреево |
|
|
клуб |
|
7. |
Перово |
|
х |
|
клуб, библиотека |
8.* |
Преображенское |
х |
|
клуб |
|
9.* |
Сев. Измайлово |
х |
|
клуб |
|
10 |
Соколиная Гора |
|
|
клуб |
|
11 |
Сокольники |
|
|
клуб |
|
|
ЮВАО |
|
|
|
|
1 |
Выхино-Жулебино |
|
х |
|
клуб, библиотека |
2 |
Кузьминки |
|
|
клуб |
|
3 |
Лефортово |
|
|
клуб |
|
4 |
Марьино |
|
|
выставочный зал клуб |
|
5. |
Некрасовка |
х |
|
|
|
6.* |
Нижегородский |
х |
|
клуб |
|
7 |
Печатники |
|
|
клуб |
|
8 |
Рязанский |
|
|
выставочный зал |
|
9 |
Текстильщики |
|
|
клуб |
|
10 |
Южнопортовый |
|
|
клуб |
|
|
ЮАО |
|
|
|
|
1* |
Бирюлево-Западное |
х |
|
библиотека |
|
2. |
Донской |
х |
|
|
|
3*. |
Зябликово |
х |
|
выставочный зал |
|
4. |
Нагатино-Садовники |
х |
|
|
|
5.* |
Нагорный |
х |
|
библиотека |
|
6. |
Орехово-Борисово Сев. |
|
х |
|
клуб, библиотека |
7. |
Орехово-Борисово Южн |
х |
|
|
|
8. |
Чертаново-Северное |
|
х |
|
клуб, библиотека |
9. |
Чертаново-Южное |
х |
|
|
|
|
ЮЗАО |
|
|
|
|
1. |
Академический |
х |
|
|
|
2.* |
Котловка |
х |
|
клуб |
|
3. |
Ломоносовский |
|
|
клуб |
|
4. |
Обручевский |
х |
|
|
|
5.* |
Северное Бутово |
х |
|
выставочный зал |
|
6. |
Черемушки |
|
|
клуб |
|
7. |
Ясенево |
|
х |
выставочный зал |
клуб, библиотека |
|
ЗАО |
|
|
|
|
1. |
Внуково |
х |
|
|
|
2. |
Кунцево |
|
х |
выставочный зал |
клуб, библиотека |
3. |
Можайский |
|
х |
|
клуб, библиотека |
4 |
Раменки |
|
|
выставочный зал |
|
|
СЗАО |
|
|
|
|
1. |
Куркино |
х |
|
|
|
|
Митино |
|
|
выставочный зал |
|
2. |
Северное Тушино |
х |
|
|
|
3. |
Строгино |
|
х |
|
клуб, библиотека |
4. |
Южное Тушино |
х |
|
|
|
|
Зеленоградский АО |
|
|
|
|
1.* |
Панфиловский* |
х |
|
выставочный зал |
|
Все-го |
Районов: 65 (из 123-х) |
32 ( 26% от всех районов) |
9 |
42 ** (34 % от общего числа) |
10 |
* - Районы, не имеющие на своей территории учреждений дополнительного художественного образования, культуры и искусства.
**- Районы, не имеющие клубов, библиотек, музеев. Из учреждений культуры в 42**районах, где они отсутствуют, на основании положения дел в соседних районах требуются: 27 - клубов, 14 - выставочных залов, 4 библиотек и 3-и модульных культурных многофункциональных комплекса.
Таким образом, в 15-и районах столицы внешнего кольца (12% от общего числа) полностью отсутствуют как учреждения дополнительного художественного образования, так и другие виды учреждений культуры. Еще в 10-и районах Москвы отсутствуют учреждения дополнительного художественного образования при низком уровне обеспеченности другими учреждениями культуры или отсутствуют "другие виды учреждений культуры" при низкой обеспеченности учреждениями дополнительного художественного образования.
Всего жители 25 районов Москвы (20% от общего числа) практически полностью не обеспечены учреждениями культуры и художественного образования. 32 района Москвы (26% от общего числа) не имеют учреждений дополнительного художественного образования, а в 42 районах (34% от общего числа) отсутствуют какие-либо "другие виды" учреждений культуры и искусства.
Приведенный перечень районов позволяет сделать заключение об "изреживании" культурного пространства и отсутствии условий для культурного воспитания и просвещения жителей в районах столицы, примыкающих к МКАД.
Анализ деятельности учреждений культуры города Москвы выявил следующие основные проблемы отрасли.
1. Трудности в обеспечении равных условий доступа к достижениям культуры, в первую очередь для жителей периферийных и "спальных" районов города из-за неравномерного распределения сети учреждений культуры и их слабого материально-технического оснащения.
Главными причинами является сокращение численности объектов культуры за счет выбытия крупнейших учреждений профсоюзной и ведомственной принадлежности, неравномерное распределение данных объектов на территории города при ярко выраженной недостаточности в районах новостроек. Существующие учреждения культурно-досуговой сферы имеют малую вместимость, требуют дополнительного оснащения современным оборудованием.
2. Недостаточная информатизация некоторых типов учреждений культуры города Москвы, ограничивающая их коммуникативные возможности.
3. Недостаточная приспособленность учреждений отрасли культуры для посещения их и предоставления услуг различным категориям инвалидов (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения), а также других лиц с ограниченными физическими возможностями.
4. Недостаточное обеспечение учреждений отрасли специализированным оборудованием, необходимым для осуществления профильной деятельности учреждений культуры (музыкальных инструментов, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры и др.).
5. Кадры учреждений культуры иногда не имеют профильного образования, не всегда используют новые методики в деле организации культурно-творческого процесса, зачастую не проявляя необходимой инициативы и не учитывая в должной мере запросов населения.
Без поэтапного разрешения данных проблем невозможно социально-ориентированное, динамичное и социально-значимое развитие культуры московского мегаполиса. Именно на их решение ориентированы соответствующие разделы Программы.
1.2. Обоснование связи проблемы с приоритетами социально-экономического развития города Москвы
В современных условиях Москва становится местом взаимодействия различных культур, составляющих "российскую цивилизацию". Москва имеет возможность стать "открытой площадкой", модельным регионом для России, областью развития принципов толерантности, уважения к традициям и культурам разных народов, к разнообразию форм классического и современного искусства. Устойчивое развитие культуры в Москве возможно в том случае, если специфические проблемы мегаполиса будут рассматриваться как его уникальные возможности, если государство и другие субъекты культурной деятельности мобилизуют усилия для интеграции культуры в процесс социально-экономического развития столицы.
Основополагающими принципами развития социально-культурной инфраструктуры города Москвы являются:
- соответствие существующим нормам обеспечения населения учреждениями культуры;
- равномерное распределение объектов культуры по всей территории города;
- приоритетное развитие учреждений культуры для детско-юношеской аудитории;
- удовлетворение культурных потребностей маломобильных групп населения старшего возраста по месту проживания, инвалидов и людей с ограниченными возможностями;
- многофункциональность учреждений культуры.
Решение вышеуказанных задач предусматривает создание сети объектов культуры разного уровня.
Все учреждения и объекты культуры подразделяются на два основных уровня:
- сеть объектов районного уровня;
- объекты городского уровня, включающие учреждения культуры как общероссийского, так и международного уровня.
Общей тенденцией развития объектов культуры обеих сетей - районного и городского уровня - при сохранении их специализации является совершенствование инфраструктуры и превращение их в многофункциональные культурные центры.
Районный уровень учреждений культуры
Приоритетным направлением развития культуры Москвы является совершенствование сети районного уровня, включающей объекты социальной направленности, нацеленные на духовно-нравственное воспитание детской и молодежной аудитории и доступные для социально-незащищенных слоев населения по факторам ценовым и месторасположения.
Сеть объектов районного уровня размещена вблизи жилья, осуществляет культурно-образовательные и культурно-досуговые функции для всех категорий населения и в первую очередь - детей, молодежи, пенсионеров. Объекты районного уровня - это минимальный стандарт учреждений культуры для данного района города Москвы или административного округа города Москвы, социально-гарантированный уровень.
В данный минимальный стандартный социально-гарантированный набор объектов культуры для района должны входить культурно-образовательные учреждения, библиотеки, центры творчества, видео - салоны (синематеки), клубы. В каждом округе минимально должен быть один дворец культуры.
Районный уровень учреждений культуры способствует массовому приобщению детей и молодежи к культуре и искусству в повседневной жизни и жилой среде в радиусе от 500 до 1500 метров пешеходной доступности, вблизи жилья, семейное проведение досуга высокого культурного уровня в пешеходной доступности, возможность общения и удовлетворения культурных потребностей для маломобильных групп населения старшего возраста по месту проживания, инвалидов и для людей с ограниченными возможностями.
Районный уровень объектов культуры характеризуется следующими видами деятельности и объектами:
На районном уровне размещаются: учреждения дополнительного образования - доступного начального образования в сфере искусства для подрастающего поколения, и учреждения досуга для различных категорий населения. К районному уровню относятся:
- учреждения дополнительного образования для детей и взрослых, в т.ч. детские музыкальные школы, художественные школы, школы искусств (до 6000 кв. м);
- библиотеки, в том числе детские, преобразованные в информационно-образовательные центры (интеллект-центры) (500-1000 кв. м);
- клубные учреждения и территориальные клубные системы: дома народных традиций и культуры, креатив - центры (поддержка творческих инициатив), многофункциональные досуговые центры, молодежные клубы (интерактив - центры), дома и дворцы культуры и т.д. (250 - 2000 кв. м);
Для объектов культуры районного уровня оптимальной формой являются многофункциональные культурные центры с развитой инфраструктурой, которые могут создаваться на базе следующих учреждений культуры:
1). Традиционной формой учреждений досуга являются клубы. Типы современных клубов и формы их работы должны соответствовать культурным, духовным, интеллектуальным, рекреативным запросам всех категорий населения. Наиболее перспективными направлениями деятельности клубов являются: клубы по интересам (все возрастные категории); работа с дошкольной детской аудиторией; семейный досуг; организация активного отдыха детей и подростков; самодеятельное творчество; женские клубы.
Перспективной формой функционирования клубов можно считать объединение малых клубов (по месту жительства) по территориальному признаку в территориальный досуговый клубный комплекс - т.н. территориальная клубная система. Несомненным положительным аспектом подобной формы работы клубов является объединение материальных ресурсов, бюджетных и внебюджетных ассигнований, кадров. В каждом из округов города может существовать несколько таких систем.
2). Уже существующие и вновь создаваемые информационные интеллект-центры на базе публичных библиотек, в которых комплексно используются традиционные образовательно-просветительские направления деятельности библиотек в совокупности с новейшими информационными технологиями. Деятельность и специализация информационных интеллект-центров осуществляется по следующим направлениям:
- по возрастным или социальным категориям пользователей (дети, юношество, семья, предприниматели, люди с ограниченными возможностями и др.);
- по тематическим признакам (например, центр русской словесности и культуры, центр муниципальной, правовой и деловой информации, компьютерная библиотека, центр экологической информации и др.);
- по видам информационных ресурсов (коллекция печатных изданий, подборка аудио-, видео-, мультимедиа - документов, электронная библиотека, электронный учебный ресурс и т.д.);
- по формам работы (клубы, студии, кружки, лектории, консультационные центры и др.).
Типовая модель может включать следующие направления деятельности: информационно-справочная служба с элементами электронной доставки документов; интернет - клуб, включающий пункт общественного доступа к информации, учебный класс, клуб общения по интересам; отдел профессиональной ориентации и адаптации; центр развития творческих способностей (театральное, художественное мастерство, дизайн и т.д.); зал многофункционального использования (для выставок, конференций, концертов и т.д.), рекреационно-досуговые зоны.
3). Новые организационные формы культурных учреждений - модульные многофункциональные центры - молодежные "Интерактив - центры" (МИЦ). Молодежные "Интерактив - центры" имеют два пути своего становления: на основе модернизации действующих клубов (по аналогии с созданием на базе публичных библиотек современных информационных интеллект-центров), а также апробации новой формы культурно-досуговых учреждений с размещением их в новых модульных зданиях, построенных в "экономичном" режиме с применением современных строительных технологий. Создание сети городских "Интерактив - центров" составит реальную альтернативу частным ночным клубам, и позволит направить молодежную субкультуру в русло общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и отечественных культурных традиций.
Городской уровень учреждений культуры
Городской уровень - это сеть объектов культуры массового спроса и уникальных объектов культуры. Или другими словами, городской уровень учреждений культуры включает две подсистемы объектов культуры, условно обозначенные как: "массовая городская культура" и "культура общероссийского и международного значения".
1). "Массовая городская культура" характеризуется следующими видами деятельности и объектами: предоставление и доступность бесплатной информации для обучения молодежи и повышения профессионального обучения творчески активных групп населения; обеспечение массового проведения досуга москвичей высокого культурного уровня и удовлетворение избирательного спроса на произведения культуры и искусства в области оперного, драматического искусства, балета и народных танцев, киноискусства, музыки, живописи, графики, архитектуры, литературы; повышение творческой активности москвичей в области непрофессиональной деятельности в сфере искусства и народного творчества, приобщение москвичей и гостей столицы к историко-культурной сфере Москвы (музеи-усадьбы, музеи-квартиры), обеспечение массового доступного отдыха и проведение праздников в парках культуры и на общественных городских территориях.
Основными объектами являются специализированные объекты, строительство которых финансируется в основном из средств городского бюджета для удовлетворения спроса и интересов населения в сфере культуры, искусства, образования и досуга. К ним относятся:
- театры, в т.ч. детские;
- музеи военно-патриотические, исторические, художественные и галереи, мемориальные, музеи-усадьбы, естественнонаучные и технические музеи;
- многозальные кинотеатры и объекты кинопоказа в многофункциональных центрах;
- многофункциональные учреждения клубного типа;
- парки культуры;
- образовательные центры по видам искусств.
2). "Культура общероссийского и международного значения" характеризуется следующими видами деятельности: проведение международных и всероссийских фестивалей, концертов, выставок, форумов, гастролей деятелей искусств мирового значения, просветительско-образовательные мероприятия, включая международные конкурсы молодых исполнителей и др., деятельность в сфере искусства уникальных московских творческих коллективов и учреждений, профессиональное образование в сфере театральной деятельности, музыки, живописи, архитектуры и киноискусства.
Основными объектами являются: уникальные национальные объекты, демонстрирующие достижения культуры и искусства мирового уровня и предоставляющие профессиональное образование, размещаемые на общественных территориях общегородского значения в том числе: культурно-развлекательные комплексы (музыкально-концертный, многозальный фестивальный кинокомплекс и т.д.), многофункциональный библиотечно-информационный центр (на базе ЦГПБ имени Н.А. Некрасова), специализированные объекты (которыми могут стать "Детский парк чудес", авиакосмический Экспоцентр, новые музейные комплексы).
Городской уровень обеспечивает: удовлетворение избирательных интересов населения в сфере культуры и искусства, проведение досуга, приобщение к культурному и духовному потенциалу Москвы, лучшим образцам мировой культуры, профессиональное образование и воспитание творческого поколения.
Объекты культуры сети городского уровня предназначены для проведения крупных общегородских мероприятий День города, Московский фестиваль отечественного кино "Московская премьера", Московская выставка-конкурс современной живописи "Золотая кисть", Московская международная выставка-конкурс детского творчества "Золотая кисточка", фестиваль "Московская хоровая весна", Московский городской конкурс песен о Москве "Дорогая моя столица", детский Рождественский Патриарший праздник "Рождество Христово" и др.
Объекты общероссийского и международного уровня - для проведения культурно-зрелищных и культурно-просветительных мероприятий международного уровня и профессионального образования в сфере искусства и культуры. Объекты городского уровня сопоставимы с мировыми стандартами.
Объекты культуры для проведения Всероссийских и международных праздников и форумов, таких как День Победы, Дни исторического и культурного наследия, Дни славянской письменности и культуры, Фестиваль студенческого творчества "ФЕСТОС", фестиваль "Интермузей", Пушкинский фестиваль "С веком наравне", Московский международный фестиваль камерной музыки "Весна в России", Московский международный театрально-телевизионный фестиваль "Молодость века", Международный музыкальный фестиваль "Московское действо", Международный фестиваль "Фотобиеннале" и другие.
1.3. Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом
Целесообразность решения проблемы развития культурной сферы города Москвы программно-целевым методом обусловлена тем, что комплексные целевые программы позволяют, используя научный подход к планированию и организации процесса развития культурно-досуговой сферы, определить важнейшие проблемы и приоритеты в развитии отрасли, добиться значимых результатов и рационального расходования финансовых средств.
Система мероприятий целевой Программы позволяет направить имеющиеся ресурсы на развитие стратегически значимых направлений и ликвидацию наиболее болезненных общественно-культурных явлений. В ходе реализации комплексных программ координируются взаимодействие различных отраслей социальной сферы, оптимизируется использование бюджетных средств, развитие культурной сферы увязывается с развитием всех других отраслей городского хозяйства. Эффективность решения проблемы модернизации сферы культуры программно-целевым методом проявилась в ходе реализации предыдущих городских целевых программ "Культура Москва".
В условиях утверждения рыночных отношений, укрепления государственности, развития общественных связей, демократизации общества, стабилизации в экономической и хозяйственной сферах Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008 - 2010 гг.)" должна стать инструментом обеспечения стабильного развития культуры в Москве как одного из приоритетных государственных проектов.
Программа разработана:
- в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разработке Федеральных целевых и ведомственных целевых программ;
- с учетом основных положений государственной административной реформы и бюджетной реформы.
Нормативные правовые и научно-методические основания для разработки и реализации Программы содержатся в следующих документах:
- Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
- Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре (в новой редакции)" (от 23 июня 1999 г. N 115-ФЗ);
- Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"*(3);
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(4);
- Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (от 12.01.1996 N 7-ФЗ, в редакции Федеральных законов Российской Федерации от 26 ноября 1998 г. N 174-ФЗ и от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ) *(5);
- Закон города Москвы от 17 января 2001 г. N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы";
- Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. N 239);
- Федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 740;
- Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве".
- Постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 года N 839-ПП "О схеме развития и размещения объектов культуры на территории города Москвы до 2020 года".
Программа исходит из следующих принципов:
- комплексное решение задач реализации культурной политики в столице в рамках широкого взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных негосударственных субъектов культурной деятельности;
- социальная ориентированность мероприятий, касающихся сохранения и развития сферы культуры, а также обеспечения социальных гарантий для москвичей и работников учреждений культуры;
- поддержка инновационных проектов в области культуры, внедрение современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельность учреждений культуры;
- социальное партнерство и сетевое сотрудничество в деле развития отрасли;
- гибкость планирования, т.е. возможность адаптации проектов к изменяющимся условиям развития (как внутренним, так и внешним);
- наличие альтернативных вариантов на случай изменения ситуации;
- возможность реализации проектов параллельно, в последовательности и выборочно, определяя приоритеты в зависимости от конкретной ситуации.
При формировании Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008 - 2010 гг.)" применен единый системный подход, характеризующийся следующими основными принципами (концептуальными положениями):
- обязательность достижения согласованности мероприятий программы по ресурсам, исполнителям, источникам финансирования, а также срокам их выполнения;
- рассмотрение системы программных мероприятий как неотъемлемой составляющей решения приоритетных задач социального и социально-экономического развития Москвы;
- обеспечение согласованности целей и задач Программы с требованиями действующего федерального законодательства и законодательства Москвы, с Генеральным планом развития города Москвы, действующими программами социально-экономического развития Российской Федерации и Москвы;
- признание многообразия форм культурной деятельности в их динамике;
- ориентация на государственную поддержку конкретных проектов и культурных учреждений с учетом их значимости в системе единой культурной политики города, призванной обеспечить конституционное право граждан на участие в культурной жизни города и доступ к культурным ценностям;
- отношение к объектам культуры и результатам творческой деятельности, как средству для формирования позитивной ценностной ориентации населения, в особенности, молодежи;
- концентрация ресурсов на выполнении приоритетных мероприятий по развитию социально-культурной сферы;
- обеспечение необходимой координации деятельности органов государственной власти города Москвы, государственных, коммерческих, общественных организаций города Москвы, общественных объединений, граждан при выполнении Программы;
- использование отечественного и зарубежного позитивного опыта управления социально-культурной сферой мегаполиса.
1.4. Возможные варианты программного решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах
Активное системное участие государства в развитии сферы культуры путем использования программно-целевого метода управления отраслью является гарантом ее устойчивого функционирования и поступательного развития культуры в московском мегаполисе.
Программное решение проблем отрасли культуры предполагает гибкое использование достоинств всех типов программ, которые по срокам реализации могут быть краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными и перспективными.
Краткосрочное планирование имеет в качестве преимущества детальную проработку отдельных проектов и может быть частью системы мероприятий при реализации среднесрочных или долгосрочных программ.
Долгосрочное и перспективное планирование в сфере культуры эффективно в условиях стабильного государства и общества, сложившихся культурных процессов, стереотипов, системы ценностей, ориентиров и моделей развития. В ситуации активных социально-политических, экономических, культурных трансформаций, когда динамика их имеет стремительный, часто неожиданный характер, а те или иные изменения культурной ситуации требуют быстрых и эффективных государственных решений и мер, долгосрочные программы требуют постоянной корректировки, что затрудняет управление и тормозит их реализацию.
В настоящий момент наиболее эффективным инструментом организации процессов в культурной сфере московского мегаполиса является среднесрочная целевая Программа развития культуры. Она дает возможности для краткосрочного (ежегодного) планирования, для оперативной корректировки ее направлений на основании постоянного мониторинга в связи с меняющейся (экономической, политической, социально-культурной и т.п.) ситуацией, а также учитывает положения перспективного планирования развития отрасли, отраженных в "Схеме развития и размещения объектов культуры до 2020 г.".
Успешная реализация целевых комплексных программ "Культура Москвы" (2002 - 2004, 2005 - 2007 гг.) подтвердила целесообразность и эффективность решения задач культурного развития Москвы в реальных условиях программно-целевым методом.
Вместе с тем, среднесрочная Программа комплексного развития отрасли культура может быть представлена в двух вариантах. Первый - предусматривает построение систем программных мероприятий в рамках основных направлений развития отрасли. Например, важнейшее из них: первоочередное развитие учреждений культуры и внедрение услуг, ориентированных на детей и молодежь. Второй - предполагает построение системы мероприятий по типам объектов культуры и основным видам деятельности в культурной сфере. Построение программных мероприятий по каждому из этих вариантов не позволяет получить системное представление о путях и этапах развития отрасли. Поэтому при разработке системы мероприятий городской целевой программы "Культура Москвы (2008 - 2010 гг.)" применен системный и многофакторный подход, что позволяет внедрить в систему мероприятий, построенную по типам учреждений культуры и основным направлениям деятельности учреждений культуры, приоритеты развития отрасли на этот период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.