Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 16
(Справочное)
Общие требования безопасности для водителя передвижной электростанции
1. К управлению и обслуживанию передвижной электростанции (ПЭС) допускаются водители не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, производственное обучение, проверку знаний по устройству и обслуживанию дизель-электростанции, проверку знаний по ПТЭЭП и ПТБ на группу III по электробезопасности и получившие удостоверение в качестве оперативно-ремонтного персонала.
2. Водители электростанций передвижных (далее - машинисты) при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в "Правилах техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации электростанции передвижной (далее - электростанции).
3. При работе на машиниста ПЭС воздействуют следующие опасные производственные факторы: электрический ток большого напряжения, горючие материалы. Для защиты от воздействия опасных производственных факторов машинист должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами.
Требования безопасности перед началом работы
4. Перед началом работы машинист ОБЯЗАН:
- предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
- надеть спецодежду, спецобувь и каску установленного образца;
- произвести осмотр и прием электростанции от машиниста предшествующей смены и получить задание у руководителя работ.
5. После получения задания машинист обязан:
- проверить наличие надежных ограждений всех элементов электроаппаратуры пульта управления, наличие и исправность ограждений вращающихся частей электростанции, заземление электростанции, правильность и надежность крепления электрических проводов и целостность их изоляции, соответствие плавких вставок номинальной мощности генератора, затяжку болтовых соединений и надежность крепления двигателя и генератора электростанции, целостность и натяжение ремней клиноременной передачи, заправку систем питания, смазки и охлаждения;
- проверить наличие и исправность необходимых для работы инструментов и средств защиты: указателя напряжения, диэлектрических перчаток, галош, ковриков и изолирующих подставок, изолирующих клещей, инструмента с изолированными рукоятками;
- удостовериться в наличии средств пожаротушения.
6. Машинисту ЗАПРЕЩАЕТСЯ начинать работу в случае:
- неисправности или неполного количества крепежных деталей и ограждений;
- наличия видимых повреждений изоляции электрических кабелей или проводов;
- отсутствия или неисправности защитного заземления;
- обнаружения течи масла или горючего в маслотопливопроводах соответствующих систем;
- отсутствия защитных средств, инструмента и средств пожаротушения;
- нахождения электростанции в опасной зоне от действующих механизмов и строящихся зданий.
7. Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и лицу, ответственному за содержание электростанции в исправном состоянии.
Требования безопасности во время работы
8. При осмотре топливной системы, узлов и механизмов электростанции, а также при заправке горючим в темное время суток следует пользоваться переносной электрической лампой.
9. При пуске электростанции машинист ОБЯЗАН:
- проверить перед пуском двигателя положение переключателей пульта управления и убедиться, что они находятся в нейтральном положении;
- производить пуск двигателя стартером (или рукояткой);
- после достаточного прогрева двигателя плавным поворотом рукоятки реостата довести напряжение до номинального, дать сигнал о включении внешней сети и постепенно ввести нагрузку;
- после включения нагрузки проверить работу всех агрегатов и величину напряжения и силы тока в сети;
- при появлении стуков и других посторонних шумов остановить двигатель и устранить неисправность.
10. Во время работы электростанции машинист ОБЯЗАН:
- вести наблюдение за работой автоматического регулятора числа оборотов двигателя, а также за показаниями приборов на пульте управления: контролировать изменения давления и температуры масла, температуры генератора;
- следить за соединениями топливопроводов, герметичностью стыка головки и блока цилиндров, не допуская утечки горючего и пробоя выхлопных газов;
- не допускать ослабления крепления двигателя или генератора к раме, при необходимости остановить двигатель и произвести подтяжку болтов крепления;
- производить осмотр электрооборудования и токоведущих частей, не проникая за сетки, дверцы и другие ограждения электростанции;
- пользоваться при включении или отключении внешних электросетей электрорубильником, диэлектрическими перчатками, диэлектрической подставкой или ковриком;
- открывать пробку радиатора при перегретом двигателе в рукавице, отвернув лицо от заливочного патрубка.
11. Машинисту НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ:
- заливать бензин во впускной патрубок при запуске двигателя;
- брать рукоятку пальцами в обхват во избежание обратного удара рукояткой при пуске перегретого двигателя;
- использовать при пуске двигателя кислород вместо сжатого воздуха или азота;
- пользоваться открытым огнем при заправке горючим топливного бака, а также при осмотре топливной системы и для прогрева топливо- и маслопроводов;
- ударять стальными (или другими, способными вызвать искрообразование) предметами по пробкам топливных баков электростанции и бочек с горючим при их открывании;
- измерять уровень масла случайными предметами;
- превышать указанные в паспорте машины номинальные нагрузки генератора.
12. При каждом включении электростанции после отключения напряжения во внешней сети машинист обязан дать предупреждающий сигнал о возобновлении подачи электроэнергии.
13. При необходимости установки электростанции в помещении машинист обязан проверить проветриваемость помещения и не допускать установки электростанции для работы в помещении объемом менее 20-кратного объема электростанции.
14. При перебазировании электростанции на другой объект машинисту следует:
- слить горючее из баков в бочки;
- отсоединить электрокабели, свернуть их в бухты и уложить в ящики;
- закрыть электрические разъемы крышками;
- демонтировать заземляющий контур;
- произвести закрепление узлов, агрегатов и инструмента;
- осмотреть ходовую часть электростанции;
- проверить исправность прицепного устройства.
Требования безопасности при внештатных ситуациях
15. В случае воспламенения топлива на электростанции машинист обязан прекратить допуск топлива к очагам огня. Гасить пламя следует с помощью огнетушителя, песком, землей, накрыв брезентом. Запрещается заливать водой горящее топливо, электрооборудование и электропровода, находящиеся под напряжением.
16. В случае появления искрения щеток при работающем генераторе необходимо остановить двигатель, выяснить причину и установить неисправность.
17. При возникновении аварии на электростанции машинист обязан отключить электрогенератор.
Требования безопасности по окончании работы
18. По окончании работы машинист ОБЯЗАН:
- отключить внешние линии электропередач;
- остановить двигатель;
- провести контрольный осмотр электростанции и очистить агрегаты от пыли и грязи;
- привести в порядок рабочее место, сложить в отведенное место инструмент;
- сообщить ответственному за производство работ обо всех неполадках, возникших во время работы;
- снять спецодежду, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.