Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Механизмы развития дорожно-ремонтной отрасли
5.1. Общие положения
Анализ комплекса вопросов, определяющих состояние дорожно-ремонтной отрасли, позволил выделить следующие виды деятельности (сгруппированные по направлениям решения проблем), правильная организация которых позволит обеспечить высокое качество содержания и ремонта объектов дорожного хозяйства:
- создание Каталога нормативных, технических и методических документов, необходимых для эффективного проведения дорожных работ в городе Москве;
- оценка соответствия и мониторинг транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети;
- создание высокоэффективных инструментов и средств планирования дорожно-ремонтных работ;
- проектирование объектов улично-дорожной сети с учетом реальных транспортных нагрузок;
- применение на объектах дорожного хозяйства только высококачественных материалов;
- обеспечение высокого качества производства работ по ремонту и содержанию объектов;
- создание на объектах улично-дорожной сети безбарьерной среды для маломобильных групп граждан;
- повышение безопасности дорожного движения, в том числе обеспечение безопасности остановок городского общественного транспорта и пешеходных переходов;
- метрологическое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- решение вопросов охраны труда;
- сервис и охрана окружающей среды;
- информационно-управляющие системы;
- финансовое обеспечение.
Развитие дорожно-ремонтной отрасли предлагается осуществить на основе:
- реализации научных исследований;
- внедрения современных технических и организационных решений и технологий;
- внедрения программно-целевого планирования дорожно-ремонтных работ.
5.2. Обоснование использования программно-целевого метода для организации дорожно-ремонтных работ
Программно-целевой подход является альтернативой существующей системе организации ремонта и содержания улично-дорожной сети, основанной на сметном финансировании отдельных видов работ при отсутствии комплексного контроля качества работ и эксплуатационного состояния улично-дорожной сети в целом.
Как показывает международный опыт развития различных производственных сфер, внедрение современных методологий, обеспечивающих качество, дает значимый экономический эффект и позволяет:
- повысить производительность труда;
- снизить себестоимость работ за счет: уменьшения объемов исправления брака, сокращения периода строительства объектов, более эффективного использования материалов и ресурсов;
- повысить качество производимых работ и условий труда с одновременным повышением заработной платы;
- повысить ответственность за выполнение дорожных работ;
- достичь высокого уровня конкурентоспособности;
- создать оптимальные условия для наиболее полного удовлетворения требований, запросов и ожиданий заказчиков и потребителей работ;
- обеспечить безопасность дорожного движения и проведения дорожных работ.
5.3. Нормативное обеспечение развития дорожно-ремонтной отрасли
В целях развития существующей нормативно-технической базы по ремонту и содержанию дорог необходимо:
5.3.1. Осуществить анализ, отбор и унификацию технических документов на работы по городскому заказу, в том числе на проектирование, содержание, капитальный и текущий ремонт дорог, а также мониторинг технико-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, поскольку действующие технические документы не соответствуют современным эксплуатационным нагрузкам на улично-дорожную сеть мегаполисов, техническим требованиям и требованиям по безопасности.
5.3.2. Провести классификацию и категорирование дорог и улиц по функциональному и техническому признаку с учетом имеющихся аналогий на территории Российской Федерации, а также перераспределение и закрепление дорог и улиц по уровням публичной власти города Москвы.
5.3.3. В целях обеспечения единства информационного пространства города разработать и вести на постоянной основе каталог документов в сфере дорожно-ремонтной отрасли, регламентирующих требования к ремонту и содержанию улично-дорожной сети.
5.3.4. Обеспечить разработку новых и актуализацию действующих расценок по содержанию и ремонту улично-дорожной сети.
5.3.5. Разработать порядок проведения технической экспертизы документов, касающихся вопросов дорожного хозяйства, перед их внесением на рассмотрение в соответствующие органы государственной власти города Москвы и вышеуказанный каталог, в том числе обеспечивающий:
- своевременное обновление действующих городских нормативных, технических и методических документов дорожного хозяйства путем внесения в них изменений, дополнений, а также, при необходимости, пересмотра и отмены устаревших положений;
- разработку программ и планов проведения работ по стандартизации в дорожном хозяйстве города;
- обеспечение широкого обсуждения разрабатываемых нормативных документов;
- согласованность разработки ведомственных документов в дорожном хозяйстве, которые должны учитывать требования технических регламентов, международных и национальных стандартов.
5.3.6. Ввести единую систему контроля за качеством материалов и выполняемых работ с определением единой организации, отвечающей за мониторинг технико-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети и проведение единой технической политики в данной области (ГУ "Мосдорэкспертнадзор"), в том числе на основе:
- разработки и внедрения системы материального стимулирования всех участников дорожных работ за высокое качество;
- введения в промышленную эксплуатацию автоматизированных систем управления "Учет объектов Комплекса городского хозяйства" и "Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы" в соответствии с техническими заданиями, утвержденными в Управлении информатизации города Москвы и Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;
- разработки рекомендуемых форм типовых договоров на основные виды дорожных работ, определяющие финансовую ответственность за несоблюдение обязательств по срокам и качеству выполняемых работ;
- разработки количественных критериев финансовой ответственности подрядчика за некачественное выполнение работ в зависимости от величины отклонений от требований контрактной документации с внедрением элементов страхования рисков;
- повышения требований к квалификации подрядчика и качества ранее выполненных им работ при проведении итогов торгов (аукционов);
- определения функций, прав, обязанностей и ответственности организаций, осуществляющих оценку качества дорожных работ, в том числе технического надзора со стороны заказчика;
- установления наиболее рациональных требований к безопасности и качеству продукции дорожного хозяйства.
5.4. Мероприятия по совершенствованию системы планирования
В целях совершенствования системы планирования работ и обеспечения качества подготовки проектно-сметной документации необходимо:
5.4.1. Обеспечить своевременную и достоверную оценку технических показателей дорожных работ, готовых сооружений, а также материалов, конструкций и изделий на всех этапах жизненного цикла, в том числе посредством:
- установления форм оценки соответствия в дорожном хозяйстве;
- выработки критериев оценки соответствия в зависимости от выбранной формы оценки соответствия;
- разработки процедур и правил проведения работ по оценке соответствия;
- повышения достоверности и объективности результатов мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния за счет унификации методов определения технических параметров объектов улично-дорожной сети;
- разработки количественных критериев оценки потребительских характеристик улично-дорожной сети;
- развития и модернизации системы учета интенсивности движения и обеспечения доступности информации;
- обеспечения мониторинга состояния дорожной разметки и выполнения гарантийных обязательств по срокам ее службы;
- разработки методики мониторинга состояния объектов улично-дорожной сети с применением новых материалов, конструкций и технологий;
- проведения учета подтопляемых участков объектов улично-дорожной сети города, в местах отсутствия дождеприемных устройств и ливневой канализации;
- разработки системы оценки качества дорожных работ через динамику изменения транспортно-эксплуатационных показателей объектов улично-дорожной сети.
5.4.2. Обеспечить переход городских и окружных заказчиков на трехлетнее программно-целевое планирование дорожно-ремонтных работ, утвердив для каждого административного округа города Москвы трехлетние адресные производственные программы.
5.4.3. Осуществлять планирование дорожно-ремонтных работ исключительно на базе результатов мониторинга объектов улично-дорожной сети города, который должен осуществляться:
- два раза в год (весной и осенью) - в обязательном порядке;
- с привлечением специализированных дорожных лабораторий, обеспечивающих сбор объективной информации о состоянии объектов улично-дорожной сети города, причем собранная информация должна быть доступной, в том числе для автоматизированного анализа. Для реализации указанного порядка необходимо разработать систему показателей, комплексно характеризующих качество объектов городской улично-дорожной сети. Эти показатели должны характеризовать соответствие состояния объекта его назначению (магистральные улицы, улицы и дороги местного значения, площади и места массовых мероприятий, др.) и допустимые отклонения от средних показателей.
5.4.4. Осуществление перехода к планированию работ и разработке проектно-сметной документации на основании фактического состояния улично-дорожной сети, с учетом потребности в выполнении необходимых видов работ и применения материалов требуемого качества в соответствии с категориями объектов улично-дорожной сети.
5.4.5. Создание инструмента планирования и оптимизации дорожно-ремонтных работ на основе единой городской информационной системы формирования и ведения электронной базы данных о технико-эксплуатационном состоянии объектов улично-дорожной сети и выполненных ремонтах. При этом должна быть обеспечена интеграция указанной информационной системы в автоматизированную систему управления "Учет объектов Комплекса городского хозяйства", а также:
- разработка программного обеспечения с возможностью графического отображения объектов улично-дорожной сети и показателей их технико-эксплуатационного состояния;
- наполнение информационной системы;
- ввод в промышленную эксплуатацию;
- формирование и ведение базы данных на основе результатов диагностики состояния и сведений о выполненных ремонтах объектов улично-дорожной сети.
5.4.6. Использование при проектировании ремонта объектов улично-дорожной сети города современных отечественных и зарубежных технических решений, обеспечивающих высокий уровень безопасности участников дорожного движения, высокую долговечность и межремонтные сроки эксплуатации объектов, эффективное и оптимальное использование финансовых ресурсов. Основой для этого должны стать:
- разработка конструкций дорожных одежд, отвечающих современным требованиям по безопасности и комфорту;
- совершенствование норм проектирования объектов улично-дорожной сети с высокими потребительскими характеристиками;
- разработка методов комплексной оценки эффективности различных вариантов проектных решений;
- создание системы экспертизы проектов, направленной на комплексную оценку предлагаемых технических решений;
- оптимальное применение современных перспективных материалов и технологий;
- обеспечение проведения работ по авторскому и техническому надзору со стороны заказчика на объектах улично-дорожной сети города.
5.4.7. Создание системы координации производства работ по ремонту и реконструкции: дорог, трамвайных путей, автоматизированных систем управления движением (АСУД), подземных коммуникаций (включая работы по ремонту смотровых колодцев и закладке резервных труб), объектов озеленения с разработкой регламента взаимодействия соответствующих городских служб, в том числе для учета и обмена информацией о действующих АСУД в автоматизированных системах управления "Учет объектов Комплекса городского хозяйства" и "Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы".
5.4.8. Создание механизма подготовки улично-дорожной сети (высвобождения от припаркованного автотранспорта) для производства дорожно-ремонтных работ.
5.5. Развитие системы обеспечения качества используемых материалов
В целях развития системы обеспечения качества используемых материалов необходимо:
5.5.1. Внедрение современных средств и методов операционного контроля качества дорожно-строительных материалов.
5.5.2. Организация контроля на объектах, как со стороны подрядчика, так и со стороны заказчика.
5.5.3. Переход к определению приведенной стоимости единицы покрытия с учетом стоимости его строительства, ремонтных и эксплуатационных работ в течение проектного срока службы и межремонтных сроков.
5.5.4. Совершенствование системы управления качеством производства асфальтобетонных смесей и дорожно-ремонтных работ:
- повышение качества проектирования работ по капитальному ремонту дорог (определение требований, проведение экспертизы);
- обязательное доведение результатов аттестации поставщиков щебня и битума (фирм-производителей и трейдеров с учетом объемов и ритмичности поставок, гарантий качества поставляемых материалов, уровня цен) и асфальтобетонных заводов до всех организаций-заказчиков;
- создание для города Москвы собственных месторождений-карьеров щебня с примыкающими к ним железнодорожными ветками;
- внесение соответствующих критериев о технических, технологических и качественных характеристиках асфальтобетонных смесей в конкурсную документацию или документацию об аукционе;
- анализ причин низкой эффективности работы технадзора городских и окружных заказчиков с разработкой рекомендаций по ее повышению.
5.5.5. Создание механизма использования вторичного сырья (отфрезерованного асфальтобетона) при проведении дорожно-ремонтных работ.
5.6. Совершенствование системы контроля и управления качеством работ
В целях совершенствования системы контроля и управления качеством работ необходимо:
5.6.1. Повысить уровень метрологического обеспечения за счет достижения требуемой точности измерений и обеспечения их достоверности путем:
- обеспечения единства и требуемой точности измерений, повышения уровня и развития техники измерений;
- разработки и внедрения современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов, эталонов, применяемых для калибровки средств измерений;
- создания специализированной городской метрологической службы с калибровочным центром;
- метрологической аттестации средств измерений, проверки своевременности представления их на испытания в целях утверждения типа;
- разработки методик выполнения измерений и испытаний;
- проведения метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации и других нормативных документов;
- организации и проведения оценки соответствия компетентности (аттестации, аккредитации) испытательных подразделений;
- разработки программ и планов проведения работ по метрологическому обеспечению в дорожном хозяйстве;
- содействия развитию калибровки отраслевых средств измерений.
5.6.2. Усовершенствовать систему производства работ по комплексному содержанию объектов городской улично-дорожной сети с разработкой жесткой контрактной системы, основанной на нормативах, устанавливающих требования по качеству и лимиты финансирования работ по текущему ремонту и содержанию объектов улично-дорожной сети и механизм штрафных санкций и страхования рисков.
5.6.3. Для обеспечения объективности проведения работ по контролю качества:
- разработать и широко внедрять современные оперативные методы контроля качества дорожно-строительных материалов и работ;
- в обязательном порядке восстановить практику геодезического обеспечения производства и приемки работ при реконструкции и капитальном ремонте, ужесточить требования к наличию на всех объектах производства работ вне зависимости от их значимости технологических карт, схем укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси, план-графиков поставки асфальтобетонной смеси (разработка технологических регламентов по конкретным объектам и видам работ);
- широко использовать методы межлабораторных сравнительных испытаний, обеспечивающие получение объективной и достоверной информации о компетентности испытательных лабораторий и степени обеспечения единства результатов контроля;
- разработать современные методики оценки качества дорожно-строительных работ;
- организовать независимый контроль качества и приемку дорожных работ с разделением ответственности между участниками дорожных работ.
5.6.4. Для сокращения плеча пробега уборочной техники:
- разработать схему размещения дорожно-эксплуатационных комплексов, дорожно-эксплуатационных участков на территории всех районов города Москвы (в непосредственной близости от убираемых территорий);
- на основании разработанной схемы приобрести в собственность города Москвы земельные участки и здания, которые могут быть использованы под дорожно-эксплуатационные комплексы или дорожно-эксплуатационные участки (для размещения дорожных рабочих, средств малой механизации, уборочной техники и т.д.).
5.6.5. Стимулировать внедрение в организациях системы менеджмента качества и с целью перехода к обеспечению качества. Переход от контроля качества к его обеспечению возможен на основе комплексного анализа качества в дорожном хозяйстве, выделения ключевых направлений деятельности, приоритетов и планирования целевых мероприятий. Такой подход позволит существенно повысить прозрачность механизма деятельности в сфере дорожного хозяйства, оценить его эффективность на основе показателей, связанных с транспортно-эксплуатационным состоянием объектов улично-дорожной сети города.
5.6.6. Разработать положения, регламентирующие деятельность технического надзора, научного сопровождения, а также авторского надзора за выполнением работ.
5.7. Внедрение новых технологий по ремонту и содержанию дорог, повышение квалификации персонала
В целях стимулирования внедрения новых технологий по ремонту и содержанию дорог, повышения квалификации персонала необходимо:
5.7.1. Создание открытого банка технологий по ремонту и содержанию дорог с учетом передового отечественного и зарубежного опыта.
5.7.2. Использование новейших образцов техники и технических средств для проведения дорожно-ремонтных работ.
5.7.3. Расширение инфраструктуры рынка дорожно-ремонтных работ путем:
- создания отраслевого центра внедрения новых технологий;
- повышения уровня оснащенности предприятий, посредством изменения объемов и схем финансирования соответствующих работ не только на период экспериментальных испытаний и внедрения, но и на послевнедренческий период в рамках вновь разработанного плана внедрения новой техники;
- разработки городских требований к молодым специалистам с высшим образованием с введением (по согласованию) соответствующих элективных дисциплин на старших курсах высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для дорожной отрасли, с гарантией их распределения;
- развития среднего профессионального дорожного образования с учетом специфики мегаполиса на основе актуализации содержания и повышения качества профессиональной подготовки на всех уровнях образования вплоть до специализации по городским дорогам для нужд города;
- изменения требований к программам повышения квалификации специалистов и дорожных рабочих;
- установления уровня квалификационных требований для разных категорий работников дорожной отрасли и методов их достижения.
5.8. Мероприятия по обеспечению безопасности
В целях повышения безопасности дорожного движения при проведении дорожно-ремонтных работ необходимо:
5.8.1. Разработать комплекс мероприятий по повышению безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
5.8.2. Обеспечить маршрутное ориентирование в процессе работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию объектов улично-дорожной сети.
5.8.3. Разработать систему по обеспечению безопасности труда при производстве работ на улично-дорожной сети.
5.8.4. Подготовить предложения о внесении в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях изменений в части усиления ответственности за создание помех уличному движению, загрязнение окружающей среды при стоянке автотранспортных средств на газонах, использование дворовых территорий и местных проездов и улиц для отстоя грузовых автомобилей и автобусов вне зависимости от формы собственности на транспортные средства.
5.8.5. Обеспечить объективную оценку качества и технико-эксплуатационного состояния объектов улично-дорожной сети.
5.8.6. Включить мероприятия по обеспечению безопасности пешеходных переходов и остановок городского общественного транспорта в проектно-сметную документацию на капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства.
5.9. Мероприятия по организации безбарьерной среды для маломобильных групп граждан
Для создания безбарьерной среды для маломобильных групп граждан необходимо:
5.9.1. Провести инвентаризацию всех объектов дорожного хозяйства города Москвы на предмет наличия объектов, обеспечивающих безбарьерную среду.
5.9.2. В обязательном порядке обеспечить включение мероприятий по созданию безбарьерной среды (понижение ботового камня, создание сходов, модульных конструкций и т.д.) в проектно-сметную документацию на капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.