Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению Правительства Москвы
от 28 июля 1992 г. N 542
Временные правила
бытового обслуживания населения в г.Москве
I. Общие положения
1. Правила бытового обслуживания населения в г.Москве регулируют отношения между гражданами и предприятиями бытового обслуживания независимо от форм собственности (в дальнейшем предприятия). Отношения, связанные с оказанием услуг по хранению личного имущества в ломбардах, услуг проката, транспортных услуг, регулируются соответствующими типовыми договорами бытового заказа.
Услуги по устранению недостатков в приобретенных в торговой сети изделиях в период гарантийного срока их эксплуатации регулируются специальными Правилами обмена промышленных товаров, купленных в торговой сети.
2. Самостоятельные предприятия независимо от форм собственности действуют в соответствии с их уставами и организуют работу по бытовому обслуживанию населения применительно к настоящим Правилам.
3. В помещениях предприятий, где осуществляется прием и выдача заказов, в удобном для обозрения населением месте должны быть:
- правила бытового обслуживания населения в г.Москве;
- перечень основных видов предоставляемых услуг;
- витрины и альбомы с утвержденными образцами изделий и видов работ, выполняемых предприятием, журналы мод;
- образцы предлагаемых заказчику материалов и фурнитуры;
- книга отзывов;
- информация о режиме работы, установленных сроках выполнения обычных и срочных заказов, сроках гарантии на выполненные работы и услуги, днях и часах приема граждан руководителем предприятия.
4. Право на внеочередное обслуживание предоставляется отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством РФ, а также детям дошкольного возраста в фотоателье и парикмахерских, не имеющих детской специализации.
II. Прием и оформление заказов
5. Предприятие принимает к исполнению заказ на выполнение услуг (работ), соответствующий профилю его деятельности, за исключением заказов:
на выделку и переработку мехового сырья из шкурок домашних животных (при отсутствии документа о ветеринарном обследовании);
на изготовление любых видов боевых припасов, взрывчатых веществ и пиротехнических изделий;
на изготовление химических и парфюмерно-косметических изделий, ядовитых и наркотических веществ, а также лекарственных средств;
на переработку золота, серебра и платины в слитках, пластинах и россыпью, различных изделий из этих металлов неювелирного характера (промышленного назначения);
на изготовление и ремонт любых видов оружия;
на медицинское обслуживание, кроме услуг, разрешенных органами здравоохранения;
на другие услуги, если их оказание в сфере бытового обслуживания населения запрещено законодательством РФ.
6. Заказы и заявки на бытовые услуги и работы принимаются непосредственно в приемных пунктах, на предприятиях, по месту работы, учебы, отдыха и жительства граждан, а также по телефону.
7. Заказ на бытовые услуги оформляется договором или распиской, в которых заполняются все указанные в них реквизиты. Услуги, выполняемые в присутствии заказчика и по методу самообслуживания, могут оформляться путем выдачи жетона, талона, кассового чека и т.п.
8. В договоре указываются виды и количество материалов (сырья, изделий), которые предоставляются заказчиком или предприятием для выполнения заказа согласно установленным нормам расхода.
9. В соответствии со статьями 358 и 359 Гражданского кодекса РСФСР и статьями 35 и 36 Закона РФ "О защите прав потребителей" предприятие обязано своевременно предупредить заказчика:
о непригодности или недоброкачественности материала (сырья, изделия), полученного от заказчика;
о том, что соблюдение указаний заказчика может повлечь порчу материала или изделия;
о наличии иных, не зависящих от предприятия обстоятельств, грозящих порчей материала или изделия.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны предприятия, не изменит указаний о способе выполнения работы, предприятие вправе отказаться от приема заказа.
Если предприятие не предупредило заказчика о непригодности или недоброкачественности материала (сырья, изделий), оно несет ответственность за ненадлежащее исполнение заказа или его порчу.
III. Выполнение и выдача заказов
10. Предприятие обеспечивает:
максимальные удобства для населения в получении услуг (работ);
предоставление услуг (работ) высокого качества;
техническое обслуживание и ремонт изделий, транспортных средств в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, действующей на предприятии;
выполнение гарантийных обязательств на изготовленные и отремонтированные им изделия, транспортные средства;
соблюдение сроков исполнения заказов;
высокую культуру обслуживания;
сохранность принятых от заказчика материалов (сырья, изделий).
11. В соответствии со статьями 353 и 354 Гражданского кодекса РСФСР и статьями 34 и 35 Закона РФ "О защите прав потребителей":
предприятие обязано выполнить работу, обусловленную договором, из своего материала и своими средствами, поскольку иное не установлено законом или договором;
предприятие, выполняющее работу из своего материала, отвечает за его качество и обязано за свой счет заменить его по требованию заказчика, если материал окажется не соответствующим условиям договоренности между заказчиком и предприятием;
если работа выполняется из материала предприятия, материал оплачивается при заключении договора полностью;
если работа выполняется полностью или частично из материала заказчика, предприятие отвечает за неправильное использование этого материала. При завершении работ или аннулировании заказа предприятие обязано представить заказчику отчет в израсходовании материала и возвратить остаток материала;
заказчику возвращаются также замененные за плату неисправные узлы и детали. В случае отказа заказчика от их получения они приходуются предприятием;
если работа выполняется из материалов заказчика, в договоре должны быть указаны точное наименование материалов и их оценка, определяемая заказчиком. В таком же порядке осуществляется оценка сдаваемых заказчиком изделий для выполнения ремонтных и других работ.
12. Предприятие выполняет заказы на бытовые услуги (работы) в сроки, согласованные с заказчиком и указанные в договоре, с учетом производственных возможностей предприятий.
По желанию граждан заказ может быть выполнен в срочном порядке. За срочность исполнения услуги (работы) взимается надбавка (без стоимости отдельно оплачиваемых заказчиком материалов, запасных частей, фурнитуры). В этом случае срок исполнения заказа исчисляется с момента (часа) приема заказа, указанного в договоре.
В соответствии со статьями 72 и 76 Гражданского кодекса РСФСР течение срока исполнения заказа начинается на следующий день после календарной даты приема заказа.
Если последний день срока выполнения заказа приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
13. При выполнении услуг на дому у заказчика или в другом месте (садовом участке, гараже и т.д.) предприятие обеспечивает явку работника в согласованное с заказчиком время, а заказчик обязан создать необходимые условия для выполнения услуг (работ).
14. Доставка материала (сырья, изделий) заказчика по его желанию осуществляется предприятием за дополнительную плату или самим заказчиком.
При выходе из строя по вине предприятия изготовленного или отремонтированного на предприятии изделия, узла, агрегата в период гарантийного срока их доставка на предприятие и к заказчику осуществляется за счет предприятия.
15. Заказчик имеет право в процессе выполнения заказа по согласованию с предприятием вносить в него частичные изменения, если их исполнение технически и технологически возможно.
16. В соответствии со статьями 360 и 364 Гражданского кодекса РСФСР и статьей 30 Закона РФ "О защите прав потребителей" заказчик имеет право:
а) по своему выбору требовать безвозмездного исправления в соразмерный срок допущенного брака, или устранения иных недостатков в работе, или возмещения понесенных заказчиком необходимых расходов.
б) по своему выбору требовать либо изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества, либо расторжения договора и возмещения убытков, если в вещи, изготовленной из материала заказчика, были обнаружены существенные отступления от договора или другие существенные недостатки.
17. Маркировка и упаковка изготовленных и отремонтированных предприятием изделий производится в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, действующей на предприятии.
18. В соответствии со статьей 361 Гражданского кодекса РСФСР заказчик обязан:
принять работу, выполненную предприятием, и осмотреть ее. Если заказчик не заявит немедленно предприятию об отступлениях от условий договора, ухудшивших работу, или иных недостатках в работе, он теряет право в дальнейшем ссылаться на эти отступления от условий договора или недостатки в работе;
сообщить предприятию об отступлениях от условий договора и иных недостатках в работе, которые не могли быть обнаружены при обычном способе ее принятия, немедленно по их обнаружении.
19. Заказчик подтверждает подписью в договоре оплату выполненных услуг и получение изделия. При работе предприятия, где учетные документы не применяются, письменное подтверждение заказчика об оплате услуг (получении изделия) не требуется.
20. При выдаче исполненного заказа предприятие информирует заказчика о гарантийных сроках на выполненные услуги (работы).
Гарантийные сроки на изготовленные и отремонтированные предприятием изделия, транспортные средства определяются действующими стандартами, техническими условиями, другой нормативно-технической документацией и исчисляются со дня получения заказа, а в случае несвоевременного их получения по вине заказчика - со дня установленного договором срока исполнения заказа.
На изделия сезонного назначения, изготовленные заблаговременно, начало истечения сроков гарантии устанавливается исходя из местных климатических условий.
21. При утере договора заказчик обязан известить об этом предприятие, принявшее заказ.
В этом случае указанное в договоре изделие выдается по письменному заявлению заказчика с предъявлением паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность, а при утере договора на ремонтируемые транспортные средства предъявляется также технический паспорт на транспортное средство.
22. В соответствии со статьей 366 Гражданского кодекса РСФСР в случае неявки заказчика за получением вещи, изготовленной по договору бытового заказа, предприятие вправе по истечении шести месяцев со дня, когда согласно договору вещь должна быть сдана заказчику, и последующего двукратного письменного предупреждения заказчика продать вещь в установленном порядке, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся предприятию платежей, внести в депозит нотариальной конторы на имя заказчика.
IV. Расчеты с заказчиком
23. Бытовые услуги и работы оплачиваются заказчиком по свободным и регулируемым ценам и тарифам.
В случае выполнения предприятием по просьбе заказчика услуг (работ), не предусмотренных при оформлении заказа, стоимость их оплачивается заказчиком дополнительно.
24. При невыполнении предприятием работ в срок предусмотренные надбавки (дополнительная плата) не взимаются. При этом предприятие выплачивает заказчику за нарушение срока исполнения заказа неустойку, а за некачественное исполнение заказа - штраф в установленных пунктами 27 и 28 настоящих Правил размерах.
25. В соответствии со статьей 362 Гражданского кодекса РСФСР и статьей 30 Закона РФ "О защите прав потребителей" заказчик обязан оплатить выполненную предприятием работу по сдаче всей работы, если иное не установлено законом или договором.
По соглашению сторон оплата за услуги может быть произведена полностью или частично при оформлении заказа.
V. Имущественная ответственность
26. Заказчик вправе предъявить предприятию претензии, если оно допустило отступление от условий договора, ухудшившее работу, или иные недостатки в работе.
Претензии заказчика должны быть рассмотрены предприятием безотлагательно, а требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней со дня поступления претензии.
27. При нарушении предприятием срока исполнения заказа оно выплачивает заказчику неустойку в соответствии со статьей 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" в размере 3 % стоимости работы, а по видам услуг, где стоимость работы отдельно не определяется - 3 % стоимости заказа за каждый день просрочки, но не более общей стоимости работы или заказа.
28. В случае некачественного исполнения заказа по вине предприятия оно уплачивает заказчику штраф в размере 20 % стоимости работы, а по видам услуг, где стоимость работы отдельно не определяется - 20 % стоимости заказа.
29. В случае неполучения заказа (кроме транспортных средств) в течение 10 дней после срока исполнения заказа, указанного в договоре, предприятие взыскивает с заказчика пеню в размере 1 % стоимости работы, а по видам услуг, где стоимость работ отдельно не определяется, - 1 % стоимости заказа за каждый день хранения, но не более 50 % стоимости работы или заказа.
30. Предприятие, утратившее (повредившее) полностью или частично принадлежащий заказчику материал (сырье, изделие), в соответствии со статьей 35 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязано в трехдневный срок заменить его однородным материалом (сырьем, изделием), а при отсутствии такового - возместить заказчику понесенные убытки - двукратно стоимость утраченного (поврежденного) материала (сырья, изделия), а также расходы, понесенные заказчиком.
По желанию заказчика предприятие обязано возобновить вне очереди заказ и изготовить изделие из однородного материала в кратчайший срок.
31. Споры, возникшие между предприятием и заказчиком, разрешаются в судебном порядке.
В соответствии со статьей 365 Гражданского кодекса РСФСР:
иск по поводу отступлений предприятия от условий договора; ухудшивших работу, или иных недостатков в работе может быть предъявлен заказчиком в течение 6 месяцев со дня принятия работы, а если недостатки не могли быть обнаружены при обычном способе принятия работы, - в течение одного года со дня принятия работы;
если в договоре предусмотрен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков работы сделано в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности начинается со дня заявления о недостатках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.