Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к постановлению Правительства Москвы
от 19 октября 2010 г. N 945-ПП
Порядок
формирования административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг органами исполнительной власти города Москвы и уполномоченными городскими организациями
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях упорядочения процесса разработки административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг (далее - административный регламент) органами исполнительной власти города Москвы и уполномоченными городскими организациями.
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные термины и понятия:
- административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных действий и (или) принятия решений органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченной городской организацией, определяющий порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также его взаимодействия с заявителями, иными органами власти и местного самоуправления при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги;
- разработчик административного регламента - орган исполнительной власти города Москвы, ответственный за исполнение государственной функции или предоставление государственной услуги, в том числе по подведомственным городским организациям;
- административная процедура - последовательность административных действий должностных лиц при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги, имеющая конечный результат;
- избыточная административная процедура - административная процедура, исключение которой из процесса исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги не приводит к снижению качества результата исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги;
- административное действие - предусмотренное административным регламентом действие должностного лица в рамках исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги;
- избыточное административное действие - административное действие, исключение которого из административной процедуры не препятствует достижению конечного результата;
- должностное лицо - государственный гражданский служащий города Москвы, сотрудник городской организации, выполняющий административные действия в рамках исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги;
- заявитель - физическое, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых исполняется государственная функция или предоставляется государственная услуга.
1.3. Административные регламенты разрабатываются органами исполнительной власти города Москвы к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции и предоставление государственной услуги, на основе федерального и городского законодательства, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы.
1.4. Административный регламент утверждается постановлением Правительства Москвы, если иное прямо не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.5. Административный регламент должен содержать информацию, необходимую и достаточную для получения государственной услуги заявителями, а также для исполнения государственной функции и предоставления государственной услуги государственными гражданскими служащими города Москвы и иными должностными лицами.
1.6. При необходимости перечень приоритетных к разработке и внедрению административных регламентов ежегодно утверждается Комиссией по проведению административной реформы в городе Москве.
1.7. Разработчик административного регламента, ответственный за разработку административного регламента, готовит и представляет на утверждение вместе с проектом административного регламента пояснительную записку и план-график внедрения административного регламента.
1.8. Разработчики регламентов не вправе устанавливать в административных регламентах полномочия, не предусмотренные федеральным и городским законодательством.
1.9. Внесение изменений в административные регламенты осуществляется в случае изменения федерального и городского законодательства, регулирующего исполнение государственной функции или предоставление государственной услуги, изменения структуры органов исполнительной власти города Москвы и уполномоченных городских организаций, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции или предоставление государственной услуги, если такие изменения требуют пересмотра административных процедур административного регламента, а также по результатам мониторинга практики применения административных регламентов, проводимого разработчиком административного регламента не реже одного раза в год. Внесение изменений в административные регламенты осуществляется в порядке, установленном для разработки и утверждения административных регламентов.
1.10. При подготовке административного регламента разработчик административного регламента обязан, при наличии возможности, предусматривать реализацию максимального количества административных процедур с использованием информационно-коммуникационных технологий.
1.11. Административные регламенты подлежат официальному опубликованию, а также размещаются в сети Интернет на порталах и официальных сайтах органов исполнительной власти города Москвы, а также уполномоченных городских организаций, участвующих в исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги. Тексты административных регламентов должны размещаться также в местах исполнения государственной функции и предоставления государственной услуги.
2. Требования к административным регламентам
2.1. Административный регламент должен состоять из следующих разделов:
- Требования к порядку исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги).
2.1.1. Общие положения.
Раздел состоит из следующих подразделов:
В первом подразделе указываются цели разработки административного регламента, а также дается определение либо описание государственной функции (государственной услуги) в соответствии с федеральным и (или) городским законодательством.
В случае необходимости определения предмета регулирования административного регламента в указанном подразделе устанавливается круг правоотношений, регулируемых административным регламентом.
Второй подраздел содержит перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих исполнение государственной функции (предоставление государственной услуги) с указанием реквизитов нормативных правовых актов.
Третий подраздел содержит наименование органа исполнительной власти города Москвы, уполномоченной городской организации, непосредственно исполняющего государственную функцию (предоставляющего государственную услугу).
Если в исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги) участвуют также иные органы власти города Москвы, федеральные органы исполнительной власти, муниципальные органы и организации, указываются все участвующие организации, без обращения в которые заявители не могут получить государственную услугу, либо обращение в которые необходимо для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги).
Четвертый подраздел содержит описание конечного результата исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги).
Пятый подраздел содержит описание категорий заявителей, в том числе физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выступать от их имени при взаимодействии с соответствующими органами государственной власти или организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
В шестом подразделе приводится перечень необходимых для исполнения государственной функции (получения государственной услуги) документов, их формы, способ получения заявителями, в том числе в электронной форме, а также порядок их представления.
В седьмом подразделе приводятся требования к платности (бесплатности) исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) в соответствии с действующим законодательством.
Если федеральным и городским законодательством не предусмотрена плата за исполнение государственной функции (предоставление государственной услуги), в административном регламенте указывается, что данная государственная функция (государственная услуга) является бесплатной для заявителей.
2.1.2. Требования к порядку исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги).
Раздел состоит из следующих подразделов:
- порядок информирования о государственной функции (государственной услуге);
- сроки исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
- перечень оснований для приостановления исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) либо отказа в исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги), в том числе для отказа в рассмотрении документов;
- требования к местам исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), в том числе с учетом требований к комфортности исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
- другие положения, характеризующие требования к исполнению государственной функции (предоставлению государственной услуги), не противоречащие федеральному и городскому законодательству.
Если государственная функция исполняется не в связи с письменным или устным запросом заявителя, положения данного раздела, регламентирующие порядок взаимодействия с заявителями при исполнении государственной функции, в административном регламенте исполнения государственной функции могут не раскрываться.
В подразделе "Порядок информирования о государственной функции (государственной услуге)" указываются:
- сведения о местах нахождения и графике работы организаций, исполняющих государственную функцию (предоставляющих государственную услугу);
- справочные телефоны организаций, исполняющих государственную функцию (предоставляющих государственную услугу), общий справочный телефон, номер телефона-автоинформатора (при наличии);
- адреса официальных сайтов в сети Интернет, содержащих информацию об исполнении государственной услуги (предоставлении государственной функции), адреса их электронной почты;
- порядок получения консультаций по вопросам предоставления государственной услуги;
- порядок получения информации заявителями о ходе исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
- обязанности должностных лиц при ответе на телефонные звонки, устные и письменные обращения заявителей, требования к форме и характеру взаимодействия должностных лиц с заявителями.
Отдельно приводятся сведения об информационных материалах, которые должны быть размещены на стендах в местах исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также в сети Интернет на официальном сайте организации, предоставляющей государственную услугу, в том числе:
- необходимая информация о порядке исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) в текстовом виде и в виде блок-схем, наглядно отображающих алгоритм прохождения административных процедур;
- основные положения федерального и городского законодательства и административного регламента, касающиеся порядка исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также блок-схемы порядка исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) или выполнения отдельных административных процедур в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), с указанием ответственных должностных лиц, содержания и последовательности административных действий, а также сроков их исполнения;
- исчерпывающий перечень организаций, в которые необходимо обратиться заявителям, с описанием конечного результата обращения в каждую из указанных организаций;
- адреса и время приема в организациях, последовательность их посещения;
- перечень, формы документов для заполнения, образцы заполнения документов;
- схема размещения ответственных специалистов и приема ими заявителей по вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги;
- порядок обжалования действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) и другая информация, необходимая заявителям.
В подраздел "Сроки исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги)" включаются все максимально допустимые сроки:
- исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
- прохождения отдельных административных процедур и административных действий, необходимых для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), включая время на сбор документов заявителями, обязательных для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
- приостановления исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) в случае, если возможность приостановления предусмотрена федеральным и областным законодательством;
- выдачи документа, являющегося результатом исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
- предварительной записи заявителей для подачи или получения документов;
- ожидания в очереди заявителями при подаче и при получении документов;
- продолжительности приема (приемов) у должностных лиц.
В подразделе "Требования к местам исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги)" приводится описание требований к удобству и комфорту мест исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), в том числе к:
- размещению и оформлению помещений;
- оборудованию мест ожидания,
- местам для информирования заявителей, получения информации и заполнения необходимых документов;
- местам для ожидания заявителей;
- местам для приема заявителей.
При подготовке указанного подраздела административного регламента учитывается необходимость обеспечения комфортных условий для заявителей, в том числе возможности реализации прав инвалидов на исполнение по их заявлению государственной функции (предоставление государственной услуги).
В подразделе "Перечень оснований для приостановления исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) либо для отказа в исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги)" приводится закрытый перечень оснований для приостановления исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) либо для отказа в исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги) в соответствии с федеральным и городским законодательством.
Если в основании для приостановления либо отказа в исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги) имеется ссылка на несоответствие или нарушение пункта какого-либо нормативного правового акта, то помимо названия этого нормативного правового акта и указания его пункта, необходимо привести его формулировку.
В подразделе "Другие положения, характеризующие требования к исполнению государственной функции (предоставлению государственной услуги), не противоречащие федеральному и городскому законодательству" может приводиться любая другая информация, необходимая заявителю.
2.1.3. Административные процедуры.
Раздел состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур, выделяемых в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) в зависимости от характера и особенностей содержания государственной функции (государственной услуги).
В административных регламентах исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), могут, в том числе, выделяться следующие административные процедуры:
- прием, первичная проверка и регистрация заявления и документов;
- рассмотрение заявления и документов ответственным должностным лицом;
- осуществление необходимых проверок и экспертиз;
- принятие уполномоченным должностным лицом решения по результатам проверки;
- выдача документов заявителю либо направление мотивированного извещения об отказе в исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги) и др.
В рамках выделенных административных процедур в логической последовательности приводится описание всех административных действий, необходимых для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги).
Описание каждого административного действия содержит следующие обязательные элементы:
- юридические факты, являющиеся основанием для начала административного действия;
- должностное лицо, ответственное за выполнение административного действия (если нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие исполнение государственной функции (предоставление государственной услуги), содержат указание на конкретную должность, она указывается в тексте регламента);
- содержание административного действия, права и обязанности должностного лица при его выполнении, а также перечень решений, которые могут или должны быть приняты должностным лицом в рамках административного действия, а при возможности различных вариантов решения
- критерии, основания и (или) процедуры выбора вариантов решения;
- порядок и формы контроля за совершением административных действий и принятием решений;
- результат административного действия и порядок передачи результата, который может совпадать с юридическим фактом, являющимся основанием для начала исполнения следующего административного действия;
- способ фиксации результата выполнения административного действия, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административного действия, в том числе в электронных системах;
Для каждой административной процедуры в виде приложения к административному регламенту составляется блок-схема с указанием административных действий в их последовательности, должностных лиц, ответственных за исполнение административных действий, а также сроков исполнения административных действий.
2.1.4. Стандарт предоставления государственной услуги (для административных регламентов предоставления государственных услуг).
Стандарт предоставления государственной услуги должен предусматривать:
- наименование государственной услуги;
- наименование органа, предоставляющего государственную услугу;
- результат предоставления государственной услуги;
- срок предоставления государственной услуги;
- правовые основания для предоставления государственной услуги;
- исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;
- размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы;
- максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги;
- срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
- требования к помещениям, в которых предоставляются государственные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной услуги;
- показатели доступности и качества государственных услуг;
- иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных услуг в электронной форме.
2.1.5. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции (предоставлением государственной услуги).
Раздел состоит из следующих подразделов:
В первом подразделе определяется порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции (предоставлению государственной услуги), а также принятием решений ответственными должностными лицами;
Во втором подразделе устанавливается порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
В третьем подразделе указываются иные положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции (предоставлением государственной услуги), в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.
2.1.6. Порядок обжалования действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги).
В разделе приводятся сведения о порядке обжалования заявителями действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе выполнения административного регламента, в том числе:
- информация для заявителей об их праве на судебное и досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции (предоставлении государственной услуги);
- предмет досудебного (внесудебного) обжалования;
- требования к содержанию жалобы, срокам ее рассмотрения и порядку информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы либо приостановления ее рассмотрения;
- основания для начала административных процедур досудебного (внесудебного) обжалования;
- документы, подаваемые заявителем для начала административной процедуры обжалования;
- права заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;
- возможность и порядок обращения с претензией непосредственно к лицу, допустившему, по мнению заявителя, нарушение административного регламента, совершившему действия (бездействия) или принявшего решения, нарушающие предположительно права и законные интересы заявителя;
- имя и должность лица, ответственного за прием жалоб, график его работы, типовые формы обращений (жалоб), а также номер телефона, адрес электронной почты, по которым можно сообщить о нарушении должностным лицом положений административного регламента;
- сроки рассмотрения первичной и вторичной (ранее отклоненной) жалобы;
- результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования;
- требования к судебному порядку обжалования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2. При необходимости административные регламенты могут дополняться иными разделами, конкретизирующими порядок и процедуры исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги)
3. Организация разработки и согласования административных регламентов
3.1. Требования к разработке административных регламентов
3.1.1. При разработке административных регламентов разработчик административного регламента обеспечивает:
- устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий, если это не противоречит федеральному и городскому законодательству.
- упрощение административных процедур и административных действий, в том числе:
- сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
- применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации;
- снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами, в том числе за счет перехода к принципу "одного окна";
- сокращение срока исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги).
3.1.2. Разработчик административного регламента может установить в административном регламенте сокращенные сроки исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также сроки исполнения административных процедур в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), по отношению к соответствующим срокам, установленным в федеральном и городском законодательстве.
Персональная ответственность за соблюдение требований административных регламентов закрепляется в должностных регламентах государственных служащих.
3.2. Общественное обсуждение проектов административных регламентов
Органы исполнительной власти города Москвы в ходе разработки административных регламентов обязаны:
- публиковать информацию о разработке проекта административного регламента в сети Интернет на своем официальном сайте и сайте Правительства Москвы;
- публиковать проект административного регламента в сети Интернет на своем официальном сайте и сайте Правительства Москвы;
- рассматривать предложения, поступившие от заинтересованных организаций и граждан и принимать решения по каждому поступившему предложению.
При подготовке административных регламентов разработчик регламента вправе проводить опросы граждан и организаций, заинтересованных в исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
3.3. Согласование проектов административных регламентов
3.3.1. Проект административного регламента подлежит согласованию с Комитетом государственных услуг города Москвы.
3.3.2. План-график внедрения административного регламента должен содержать дату начала внедрения (или перечень дат поэтапного внедрения), необходимые мероприятия для внедрения, в том числе: мероприятия информационного сопровождения, предлагаемое взаимодействие по внедрению с иными исполнительными органами государственной власти области (в случае необходимости) и т.д.
3.3.3. Комитет государственных услуг города Москвы вправе отклонить проект административного регламента (отказать в согласовании) и возвратить его для доработки на основании мотивированного решения.
3.3.4. Если существенное повышение качества исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) или оптимизация административных процедур в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) невозможны без внесения изменений и дополнений в отдельные нормативные правовые акты, проект административного регламента направляется на утверждение вместе с предложениями об изменении соответствующих нормативных правовых актов.
3.3.5. Разработчик административного регламента вправе после утверждения регламента вносить изменения в другие правовые акты разработчика, регламентирующие исполнение государственной функции (предоставление государственной услуги), либо отменять их, включив необходимые положения указанных правовых актов в административный регламент.
4. Мониторинг административных регламентов
4.1. Предметом мониторинга является:
- соответствие исполнения административного регламента требованиям к качеству и доступности государственной услуги. При этом подлежит установлению: оценка потребителями государственной услуги характера взаимодействия с должностными лицами государственных органов, качества и доступности соответствующей государственной услуги (срок предоставления, условия ожидания приема, порядок информирования о государственной услуге и т.д.); обоснованность отказов в предоставлении государственной услуги и др.;
- выполнение требований к эффективности административных процедур. При этом подлежит установлению отсутствие избыточных административных действий и возможность уменьшения сроков исполнения административных процедур и административных действий.
4.2. Мониторинг внедрения административных регламентов должен осуществляться по специально разработанной аналитической системе.
4.3. Результаты мониторинга применения административного регламента должны размещаться в сети Интернет на официальном сайте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.