Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 19 октября 2010 г. N 945-ПП
Методика
инвентаризации комплекса государственных функций и государственных услуг, осуществляемых (предоставляемых) органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями
1. Общие положения
1.1. Методика инвентаризации комплекса государственных функций и государственных услуг, осуществляемых (предоставляемых) органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями применяется при определении и выделении государственных функций и государственных услуг из общей массы юридически значимых действий совершаемых органами власти города Москвы и городскими организациями в процессе реализации своих полномочий, а также их классификации и последующей оптимизации.
1.2. Настоящая Методика рассчитана на применение как органом исполнительной власти города Москвы, ответственным за организацию и ведение реестров государственных функций и государственных услуг, при проведении общегородской инвентаризации комплекса государственных функций и государственных услуг, так и органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями при проведении внутренней инвентаризации своих полномочий.
2. Критерии отнесения юридически значимых действий органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций к выполняемым государственным функциям и оказываемым государственным услугам
2.1. Основные качественные отличия терминов государственная функция и государственная услуга.
В отличие от государственной функции:
- государственная услуга носит индивидуальный, адресный характер, оказывается конкретному гражданину (физическому лицу), организации (юридическому лицу) или индивидуальному предпринимателю;
- предоставление государственной услуги напрямую связано с непосредственным (личным) обращением физического, юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующий орган исполнительной власти или организацию;
- конечной целью государственной услуги всегда является удовлетворение частных законных интересов граждан, организаций или предпринимателей;
- государственная услуга предоставляется в пределах и на основании полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В отличие от государственной услуги:
- государственная функция может осуществляться исключительно органом исполнительной власти (на основании требований Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части запрещения совмещения функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов);
- государственная функция осуществляется регулярно (в постоянном режиме) и не связана с непосредственным обращением физического, юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующий орган исполнительной власти;
- государственная функция напрямую связана с реализацией или обеспечением реализации органом власти своих властных полномочий, в том числе связанных с надзором, контролем, управлением и распоряжением.
3. Терминология, применимая при проведении инвентаризации
Юридически значимое действие - действие органа исполнительной власти и (или) организации, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений, связанных с реализацией указанными структурами своих полномочий в сфере осуществления государственных функций и (или) предоставления государственных услуг в целях реализации собственных законных прав и интересов, общественных законных прав и интересов, либо исполнения иных возложенных на них прав и обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
Государственная функция - это деятельность органа исполнительной власти города Москвы по реализации или обеспечению реализации властных полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не связанных с непосредственным обращением физического, юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующий орган исполнительной власти.
Государственная услуга - деятельность органа исполнительной власти города Москвы и (или) специально уполномоченной городской организации по реализации функций, связанных с обеспечением (удовлетворением) законных интересов (потребностей) заявителей, осуществляемая по запросу заявителей в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Бесплатная государственная услуга - это услуга, финансируемая за счет средств бюджета соответствующего уровня и не требующая оплаты со стороны потребителя услуги.
Платная государственная услуга - это услуга, которая предоставляется потребителю услуги на возмездной основе за установленную законодательством плату.
Потребитель (заявитель) услуги - лицо (юридическое, физическое, индивидуальный предприниматель), обратившееся в орган исполнительной власти и (или) городскую организацию за получением государственной услуги.
Термины могут быть скорректированы или уточнены:
- в процессе проведения мероприятий по инвентаризации (сбору и анализу информации) государственных функций (государственных услуг) осуществляемых (предоставляемых) органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями, а также совершенствования городских и ведомственных нормативных актов в части реализации городскими структурами комплекса своих полномочий (в том числе с целью устранения неясности объемов полномочий отдельных городских структур, различий в терминологии и порядке определения объектов и субъектов государственных функций и услуг);
- в случае принятия на уровне Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих иную терминологию в сфере реализации государственных функций и предоставления государственных услуг.
4. Выделение государственных функций и государственных услуг из общей массы юридически значимых действий, совершаемых городскими структурами
4.1. Сбор информации о государственных функциях и услугах
На данном этапе осуществляется предварительный сбор информации и инвентаризация информационных объектов, предварительный анализ комплекса юридически значимых действий на предмет их отнесения государственным функциям или к государственным услугам, сопоставление юридически значимых действий полномочиям, содержащимся в нормативно-правовых актах, регламентирующих их статус и структуру (для органов исполнительной власти это положения об органах власти, для городских организаций - устав или учредительный договор организации), позволяющее окончательно определить принадлежность объекта к государственным функциям или услугам, провести классификацию объектов и т.д.
Орган исполнительной власти города Москвы, ответственный за формирование и ведение реестров государственных функций и государственных услуг (далее - Методолог-координатор) направляет в органы исполнительной власти города Москвы и городские организации (далее - Исполнители функций и услуг) соответствующую аналитическую анкету сбора информации о реализуемых ими государственных функциях и услугах или размещает ее в общегородских информационных системах с обеспечением городским структурам удаленного доступа для заполнения анкеты и последующей корректировке информации (при необходимости). Срок заполнения анкет устанавливается Методологом-координатором самостоятельно.
В процессе заполнения анкет, при необходимости, Методолог-координатор осуществляет оперативное консультирование по возникающим вопросам, получает информацию о нормативных правовых и ведомственных актах, регулирующих деятельность Исполнителей функций и услуг, совместно с Исполнителями функций и услуг корректирует данные анкет.
Одновременно с анкетированием Методолог-координатор из открытых (а при необходимости - по запросу в установленном порядке и из специальных) источников осуществляет сбор и систематизацию нормативных правовых и ведомственных актов всех уровней, имеющих прямое отношение к регулированию и регламентированию порядка реализации государственных функций и государственных услуг.
При необходимости Методолог-координатор в процессе анализа полученной информации осуществляет проведение совещаний с представителями Исполнителей функций и услуг для получения более подробной, точной и достоверной информации о конкретных юридически значимых действиях.
4.2. Систематизация информации
После получения результатов анкетирования и систематизации нормативной базы, определяющей комплекс полномочий городских структур, Методолог-координатор на основании полученной информации осуществляет инвентаризацию информационных объектов.
Целью инвентаризации является выделение и обособление государственных функций и государственных услуг, имеющих правовое обоснование, а также определение правомочности предоставления каждой функции и услуги конкретной структурой, сферу применения, пределы ответственности, обоснования платности (для платных услуг) и т.д.
В результате проведения анализа Методолог-координатор формирует Перечень государственных функций и Перечень государственных услуг с зафиксированными для них характеристиками, которые на следующих этапах анализа используются для систематизации полученных данных.
4.3. Классификация, оптимизация и формирование перечней государственных функций и государственных услуг
Последовательность анализа государственных функций и услуг и заполнение перечня государственных функций и перечня государственных услуг позволяет на каждом шаге отсеивать (оптимизировать) либо классифицировать рассматриваемую государственную функцию или услугу. Процедура классификации, оптимизации и отбора государственных функций и услуг реализуется следующим образом:
4.3.1. Анализ на соответствие действующему законодательству. Правовой анализ проводится путем сверки функций и услуг, прописанных в положениях об органах исполнительной власти и уставах организаций с действующим законодательством, устанавливающим полномочия городских структур. Для этого сводится весь нормативный материал, предопределяющий деятельность органа в сфере реализации государственных функций и услуг.
Данные инвентаризации сопоставляются с действующим законодательством и для каждой из услуг указываются ссылки на нормативные акты, их устанавливающие.
Деятельность городских структур, которая не нашла своего нормативного подтверждения может быть признана избыточной (законно необоснованной). Такие функции и услуги рекомендуются к упразднению.
4.3.2. Анализ источника реализации функции и услуги.
На данном этапе Методолог-координатор определяет, какого типа организация оказывает рассматриваемую государственную услугу. Возможно три варианта:
- деятельность выполняется непосредственно органами исполнительной власти города Москвы;
- деятельность выполняется подведомственными органам исполнительной власти города Москвы и уполномоченными в установленном порядке городскими организациями;
- деятельность выполняется коммерческой организацией, не уполномоченной в установленном порядке на предоставление государственных услуг.
В случае если деятельность выполняется коммерческой организацией, не уполномоченной в установленном порядке на предоставление государственных услуг, информация в перечни не заносится. При этом Методолог-координатор указывает на необходимость внесения изменений в условия и порядок функции или услуги для ее последующей инвентаризации.
4.3.3. Анализ иных характеристик функций и услуг. До внесения в соответствующие перечни Методолог-координатор выявляет скрытые государственные функции и услуги, не зафиксированные в нормативных правовых актах, дублированные или сходные по существу и порядку осуществления, а также нечетко регламентированные и требующие уточнения.
Данные функции и услуги подлежат перераспределению или оптимизации путем совершенствования городских и ведомственных нормативных актов в части реализации городскими структурами комплекса своих полномочий (в том числе с целью устранения неясности объемов полномочий отдельных городских структур, различий в терминологии и порядке определения объектов и субъектов государственных функций и услуг).
4.3.4. Анализ адресности функции и услуги.
На данном этапе Методолог-координатор определяет, существует ли конкретный получатель рассматриваемой деятельности (физическое или юридическое лицо), или она выполняется в пользу неопределенного круга лиц. В случае если конкретный получатель существует, деятельность заносится в перечень как услуга. В случае если конкретный получатель отсутствует, и деятельность выполняется в пользу неопределенного круга лиц, она заносится в перечень как функция.
5. Примерный порядок проведения инвентаризации комплекса государственных функций и государственных услуг в городе Москве
5.1. Методолог-координатор:
5.1.1. Обеспечивает размещение на доступных городским структурам информационных ресурсах и последующую обработку сводно-аналитических форм сбора информации (Приложение 1 к Методике) об осуществляемых городскими структурами юридически значимых действиях (публичных, управленческих и т.д.).
5.1.2. Организует, а органы исполнительной власти города Москвы, обеспечивают проведение инвентаризации реализуемых полномочий как внутри структуры, так и в подведомственных городских организациях, и заполнение единых сводно-аналитических форм сбора информации.
5.1.3. При необходимости совместно с Правовым управлением Правительства Москвы, обеспечивает рассмотрение информации, сформированной органами исполнительной власти города Москвы по результатам инвентаризации, на предмет отнесения юридически значимых действий органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций к выполняемым государственным функциям, либо к оказываемым государственным услугам.
5.1.4. С учетом заключений Правового управления Правительства Москвы, по результатам сбора и анализа сводно-аналитических форм формирует перечни (публичных, управленческих и т.д.) юридически значимых действий (функций и услуг), осуществляемых городскими структурами включая предварительную информацию об отнесении того или иного юридически значимого действия к государственным функциям, либо к государственным услугам.
5.1.5. Совместно с органами исполнительной власти города Москвы, с привлечением рабочих групп по направлениям административной реформы, созданных в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.10.09 N 1146-ПП, проводит оптимизацию и унификацию перечней юридически значимых действий (функций и услуг) на предмет их структуризации, перераспределения полномочий по осуществлению государственных функций и предоставлению услуг, упразднению дублированных и ликвидации излишних функции и услуги, либо передаче их на аутсорсинг, в том числе:
5.1.5.1. Выявление наличия дублирующих государственных функций и услуг, обеспечение их сокращения или перераспределение с соответствующим внесением изменений в правовые акты Правительства Москвы.
5.1.5.2. Выявление наличия избыточных государственных функций и услуг, обеспечение их упразднение с соответствующим внесением изменений в правовые акты Правительства Москвы.
5.1.5.3. Выявление государственных функций и услуг, схожих по существу и порядку их осуществления, обеспечение их оптимизации с соответствующим внесением изменений в правовые акты Правительства Москвы.
5.1.6. Методолог-координатор по результатам оптимизации и унификации формирует перечни государственных функций и государственных услуг (Приложение 2 к Методике), осуществляемых (предоставляемых) органами исполнительной власти города Москвы, городскими организациями и представляет их на утверждение Комиссии по проведению административной реформы в городе Москве или профильной рабочей группе по направлению административной реформы.
5.2. Органы исполнительной власти города Москвы по заключениям Методолога-координатора, Правового управления Правительства Москвы, Комиссии по проведению административной реформы в городе Москве или профильной рабочей группы по направлению административной реформы представляют предложения по устранению избыточных и дублирующих государственных функций и услуг путем внесения соответствующих изменений в нормативные и правовые акты города Москвы.
5.3. По итогам инвентаризации, на базе перечней государственных функций и государственных услуг, формируются городские реестры государственных функций и государственных услуг.
6. Система инвентаризации комплекса государственных функций и государственных услуг, осуществляемых (предоставляемых) органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.