Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 29 декабря 2009 г. N 1471-ПП
План
мероприятий о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере на 2010-2012 гг.
7 сентября 2010 г.
См. также План мероприятий по поддержке субъектов молодежного малого и среднего предпринимательства на 2010-2012 гг., утвержденный постановлением Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. N 804-ПП
1. Основные понятия и определения
Малое инновационное предприятие - субъект малого предпринимательства, осуществляющий инновационную деятельность в научно-технической сфере, в том числе разработку и внедрение технических или технологических инноваций.
Малое производственное предприятие - субъект малого предпринимательства, осуществляющий производственную (промышленную) деятельность.
Среднее инновационное предприятие - субъект среднего предпринимательства, осуществляющий инновационную деятельность в научно-технической сфере, в том числе разработку и внедрение технических или технологических инноваций.
Среднее производственное предприятие - субъект среднего предпринимательства, осуществляющий производственную (промышленную) деятельность.
Инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в технологические процессы, новые или усовершенствованные товары, услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках.
Производственная деятельность - вид экономической деятельности, направленный на создание материальных благ, посредством преобразования ресурсов в продукцию, классифицированный Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Инновационная продукция - внедренный результат научно-технической деятельности, имеющий качественной характеристикой, абсолютную или относительную научно-техническую новизну выходящую за пределы усвоенных традиций в прикладной области его использования и имеющий экономическую эффективность реализации, превышающую среднерыночный уровень, в том числе для имеющихся аналогов. Отличительные признаки инновационной высокотехнологичной продукции:
1. При создании продукции использовались результаты научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (в том числе в форме ноу-хау, патента или авторского права, принадлежащих заявителю), соответствующий мировому уровню развитию науки и техники.
2. В основе реализуемой продукции заложены принципиально новые решения, в том числе созданные на основе технологичных платформ, имеющие прикладное значение и (или) существенно улучшающее имеющиеся аналоги, а также полезные модификации известных технических решений, обеспечивающие качественное улучшение функциональных и (или) эксплуатационных характеристик аналогичной продукции.
3. Основные показатели экономической эффективности реализации продукта существенно превышают среднерыночный уровень (включая аналоги при наличии таковых).
2. Оценка сложившейся ситуации
Город Москва по праву относится к лидерам регионального развития малого предпринимательства. В малом бизнесе города Москвы заняты более одной трети всего экономически активного населения. По состоянию на начало 2009 г. в городе насчитывалось более 218 тыс. малых предприятий, на которых было занято 2067 тыс. человек, и 145 тыс. индивидуальных предпринимателей. Количество средних предприятий - более 1500. При этом вклад московского малого бизнеса в экономику составляет значительную часть от общероссийского показателя в этом секторе. Так, по имеющимся на данный момент официальным данным органов государственной статистики, оборот московских малых предприятий в 2007 г. превысил 30 процентов оборота всех малых предприятий России. Однако уровень развития малого и среднего предпринимательства в научно-технической и производственной сферах остается все еще на недостаточно высоком уровне. По экспертным оценкам количество субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере не превышает 4000 предприятий, что составляет около 5 процентов от общего числа малых и средних предприятий.
Результатом сплошного обследования малых инновационных предприятий города Москвы, проведенного в 2008 году Московским центром развития предпринимательства по заказу Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, стало, что средние показатели, характеризующие деятельность малых предприятий у малых инновационных предприятий выше (кроме средней выручки). Особое внимание заслуживает тот факт, что средняя сумма активов приходящихся на одно малое инновационное предприятие, выше, чем у одного малого предприятия в промышленности или просто у одного малого предприятия. Кроме того, необходимо отметить, что предприятия, осуществляющие инновационную деятельность крайне заинтересованы в поддержке Правительства Москвы на всех стадиях реализации инновационного проекта.
Оказание мер государственной поддержки малому предпринимательству осуществляется в городе Москве на протяжении уже многих лет, при этом с 1994 г. эта поддержка оказывается на комплексной программной основе. Ежегодно на развитие и поддержку малого предпринимательства направляется в среднем 0,25-0,3 процента расходов городского бюджета. Меры содействия развитию и укреплению малого бизнеса стали одним из факторов, позволивших московским предпринимателям этого сектора существенно минимизировать потери из-за начавшегося в конце 2008 г. финансово-экономического кризиса. На середину мая 2009 г. по данным мониторинга, проводимого Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, отмечается снижение оборотов малых предприятий и их прибыльности, в сравнении с ноябрем 2008 г. эти показатели упали более чем на 31 процент. Мониторинг показал, что за период с ноября 2008 г. по середину мая 2009 г. частота оценки предпринимателями экономической ситуации как кризисной возросла в 2,9 раза и достигла 25 процентов в ответах респондентов, еще 43,4 процента респондентов считают ситуацию напряженной. Ухудшения в 2009 г. условий деятельности на предприятиях сферы малого бизнеса ожидают 50 процентов опрошенных. Негативное влияние финансовый кризис оказал и на сектор малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, началу реализации плана мероприятий предшествует общее нарастание негативных тенденций в малом предпринимательстве, связанных с последствиями финансово-экономического кризиса, что говорит о необходимости увеличения объемов, поиска и предоставления, новых мер поддержки не только на стадии ее проектирования, но и непосредственно в процессе ее исполнения в зависимости от фактически складывающихся условий.
Правительством Москвы уже с ноября 2008 года в рамках действующей Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2009 гг. реализуется план антикризисных мероприятий по поддержке малого предпринимательства, решающий двойную задачу: недопущение сокращения числа предприятий и работников в сфере малого предпринимательства, и создание условий для интеграции в малый бизнес высвобождающихся работников в других секторах экономики.
Вместе с тем, на территории города Москвы по прежнему реализуется значительное число программ, направленных на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности.
Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы обеспечено получение малыми инновационными предприятиями необходимых финансовых ресурсов фактически всех видов.
На этапе формирования и становления малое предприятие нуждается в субсидировании своих расходов. В Департаменте поддержке и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы в настоящее время малое инновационное предприятие может получить несколько видов субсидий.
За 2006-2009 годы было рассмотрено около 200 инновационных проектов малых и средних предприятий. Свыше 60 проектов получили финансовую поддержку в виде субсидий общим объемом около 30 млн. рублей. Эти средства были использованы на патентование, создание опытных образцов, участие в мероприятиях по продвижению. Объем привлеченных внебюджетных средств на реализацию данных проектов превысил 25 млн. рублей.
При непосредственном участии Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы было сформировано два частно-государственных венчурных фонда общим объемом 1,6 млрд. рублей. На 1 рубль, выделенный из бюджета города, было привлечено 2 рубля средств частных инвесторов и 1 рубль из федерального бюджета. На сегодняшний день 600 млн. рублей инвестированы в инновационные малые предприятия, которые занимаются разработкой и выпуском наукоемкой продукции.
На территории города действуют 7 частно-государственных венчурных фондов, созданных с участием ОАО "Российская венчурная компания". Общий объем средств созданных фондов составляет 18,983 млрд. рублей. Однако только ЗАО "ВТБ Управление Активами" в 2008 году инвестировал средства в малые предприятия на территории города Москвы.
В 2008 году на территории города Москвы осуществляли свою деятельность частные венчурные фонды и объединения бизнес-ангелов. Примерный объем привлеченных инвестиций в малые предприятия города Москвы составил 2-2,5 млрд. рублей (примерно 10 процентов от объема прямых инвестиций в России).
Важное значение для малого инновационного предприятия имеет возможность получения кредитов. С целью развития системы гарантирования кредитов субъектам малого предпринимательства был создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.
Активно на территории города работает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (по согласованию). Фонд содействия реализует более 20 программ, которые направлены на решение различных задач государственной инновационной политики. Общий объем финансирования Фондом московских малых инновационных предприятий в 2008 г. составил более 200 млн.руб.
Департаментом науки и промышленной политики города Москвы осуществлялось размещение заказов среди малых и средних инновационных предприятий на выполнение научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок. Общее количество заявок субъектов малого предпринимательства, поданных для участия в открытых конкурсах на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в 2008 году - 95 (30,9 процентов от общего количества заявок). Количество заявок субъектов малого предпринимательства, выигравших открытые конкурсы на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, в 2008 году - 64 (26,2 процента от общего количества выигравших заявок). Количество заключенных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с субъектами малого предпринимательства в 2008 году - 64 (26,2 процента от общего количества заключенных государственных контрактов). Общая стоимость заключенных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с субъектами малого предпринимательства в 2008 году - 343317,4 тыс.руб. (25,1 процент от стоимости всех заключенных контрактов).
Большое значение уделяется вопросам финансовой поддержки. В Москве действуют около 20 технопарков и бизнес-инкубаторов, созданных по инициативе органов исполнительной власти города Москвы. Общая площадь, предназначенных для размещения малых и средних предприятий, составляет более 62000 кв.м. Количество предприятий, расположенных на этих площадях, составляет 180. Однако, в большинстве случаев речь идет о рыночных условиях размещения.
При этом необходимо отметить, что данные технопарки в недостаточной степени реализуют комплекс мер по имущественной и организационной поддержке малого инновационного предпринимательства, предоставляемый в развитых странах. Отсутствует единая политика предоставления технопарками услуг малым инновационным предприятиям, поскольку, в большинстве случаев, они действуют как самостоятельные субъекты и имеют свои программы развития, правила привлечения и работы с малыми инновационными предприятиями. Отсутствует система контроля деятельности технопарков: не определены ключевые параметры оценки их деятельности, а сама информация о результатах работы технопарков сильно рассредоточена и не подвергается системной централизованной обработке.
В рамках реализации Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. в 2008 году в Москве были созданы два технопарка в Строгино и Зеленограде, предоставляющие помещения субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. На данный момент в Строгино размещены 52 фирмы-резидента, идет отбор инновационных компаний для размещения в бизнес-инкубаторе "Зеленоград".
В рамках реализации Комплексной программы поддержки и развития малого предпринимательства ведется постоянная работа по повышению квалификации руководителей и сотрудников малых и средних инновационных предприятий.
Действующая система подготовки кадров имеет ярко выраженную многоуровневую структуру.
С целью кадровой поддержки малых и средних инновационных предприятий города Москвы в 2007-2009 гг. был организован ряд учебных проектов различных уровней обучения:
1. Профессиональная переподготовка по программам "Инновационный менеджмент и управление рисками инновационных проектов", "Управление инновационными проектами", в ходе которых было подготовлено 60 руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства, получивших компетенции по следующим направлениям: инновационное предпринимательство (коммерциализация инноваций); правовое регулирование инновационной деятельности; защита интеллектуальной собственности предприятия (патентоведение); инвестиции и промышленное освоение инноваций.
2. Повышение квалификации по программам "Инновационный менеджмент и управление рисками инновационных проектов", "Разработка и реализация инновационных проектов (методы и практика)", "Управление инновационными проектами", "Обучение инновационному менеджменту участников конкурсов по инновационным проектам учащейся молодежи города Москвы", "Инновационный менеджмент и управление рисками инновационных проектов", по завершении которых было обучено 278 руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства, а также 150 начинающих предпринимателей из числа учащейся молодежи.
3. Экспресс-семинары по тематикам "Привлечение внебюджетных финансовых ресурсов при реализации инновационных проектов" и "Защита интеллектуальной собственности при реализации инновационных проектов" помогли 80 руководителям и специалистам малого и среднего предпринимательства получить знания и навыки в области оценки коммерческой привлекательности разработки или новой бизнес-идеи, коммерциализации инноваций, патентоведения интеллектуальной собственности предприятия.
Следует также отметить программы "Стратегическое управление и инновационное предпринимательство" и "Инновационный и проектный менеджмент", которые стартовали с конца 2008 года и действуют до конца 2009 года. Данные программы обучения рассчитаны исключительно на руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства, имеющих высшее профессиональное образование и стаж практической работы не менее 2 лет. Общее количество обучаемых слушателей по данным программам составляет 40 человек.
Объем средств, использованный для реализации учебных программ инновационной тематики по итогам 2007-2009 гг., составит свыше 25 миллионов рублей.
Активное участие Москвы на мировом и региональных рынках высоких технологий в свою очередь означает обеспечение паритетного уровня доступа городской высокотехнологичной продукции на эти рынки. С этой целью организации инфраструктуры поддержки и развития инновационного предпринимательства, ежегодно организуют и принимают активное участие в московских, региональных и зарубежных выставках и конгрессах, в рамках которых осуществляется активная деятельность по продвижению продукции инновационных предприятий города Москвы.
В рамках реализации Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. малые инновационные предприятия могли принять участие в выставках на льготных условиях. Всего в выставках приняли участие около 90 московских инновационных предприятий. Кроме того, инновационные предприятия могли принять участие в деловых миссиях, организованных Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы.
Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства и их представителям адресных очных и заочных консультаций, организации и проведения семинаров, тренингов, "круглых столов", иных мероприятий.
Однако остается нерешенным целый ряд проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Можно отметить следующие:
- отсутствие спроса на инновационную продукцию со стороны государства и крупных промышленных предприятий;
- недостаток объемов финансовых ресурсов и адекватных инвестиционных механизмов в виде посевных и венчурных фондов, для финансирования инновационных компаний ранних стадий;
- слабое развитие имущественной и технологической базы для осуществления инновационной деятельности малыми и средними предприятиями;
- отсутствие стимулов заниматься инновационной деятельностью;
- недостаточная информированность коллективов разработчиков, особенно в молодежной среде, о возможностях государственной поддержки инновационной деятельности;
- слабая координация программ поддержки инновационной деятельности, реализуемых различными ведомствами между собой;
- низкая популярность этой сферы деятельности у молодежной аудитории.
3. Основные цели и задачи мероприятий
Основной целью реализации мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в 2010-2012 годах является создание условий для ускорения внедрения результатов научно-технической деятельности, субъектов малого и среднего предпринимательства и стимулирование сбыта инновационной продукции.
Для достижения данной цели предусмотрено решение следующих задач:
1. Обеспечение координации деятельности всех организаций, имеющих отношение к деятельности малых и средних инновационных предприятий;
2. Обеспечение координации мероприятий по поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства, с мероприятиями по поддержке науки и промышленности в городе;
3. Создание механизмов стимулирования спроса на инновационную продукцию и стимулов для государственных заказчиков города Москвы использовать инновационную продукцию;
4. Формирование механизмов продвижения продукции инновационных предприятий на региональные и экспортные рынки;
5. Создание современных информационных систем, содержащих информацию об инновационной продукции малых и средних предприятий;
6. Обеспечение совершенствования существующих и активное формирование новых механизмов финансовой поддержки инновационной сферы, включая посевное и венчурное инвестирование;
7. Обеспечение совершенствования существующих и формирование недостающих механизмов имущественной поддержки инновационного предпринимательства;
8. Обеспечение высокой эффективности механизмов организационного сопровождения инновационного проекта на всех стадиях;
9. Формирование системы технологической поддержки инновационного предпринимательства;
10. Совершенствование системы кадрового обеспечения инновационного предпринимательства;
11. Обеспечение высокой эффективности процессов трансфера технологий.
4. Основные направления реализации мероприятий
План мероприятий представляет собой комплекс правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мероприятий, которые группируются по следующим направлениям:
1. Создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства инновационной деятельности;
2. Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере финансовой, имущественной и прочей поддержки;
3. Развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства предполагается активное участие в разработке нормативно-правовых актов федерального уровня и подготовка предложений по внесению изменений в городскую нормативно-правовую базу. Кроме того, предполагается регулярное осуществление мониторинга сектора инновационного предпринимательства с целью выявления факторов, оказывающих негативное действие на осуществление инновационной деятельности. Также предполагается реализация целого комплекса мероприятий по стимулированию использования инновационной продукции, выпускаемой малыми и средними инновационными предприятиями, городскими организациями. В настоящее время органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие функции государственных заказчиков, не заинтересованы в использовании инновационной продукции. План мероприятий предусматривает целый комплекс мер, направленных на увеличение доли инновационной продукции, приобретаемой в рамках государственного заказа.
В целях развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства план мероприятий предусматривает повышение эффективности координации деятельности организаций, оказывающих те или иные услуги малым и средним инновационным предприятиям. Повышение степени согласованности действий всех заинтересованных организаций приведет к повышению эффективности деятельности по поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства.
Основной блок плана мероприятий направлен на усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере и предполагает оказание им широкого спектра услуг по различным направлениям:
- финансовая поддержка,
- имущественная и технологическая поддержка,
- информационная поддержка,
- консультационная поддержка,
- образовательная поддержка,
- поддержка в продвижении продукции.
Недостаточная степень развития инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства обусловлена неопределенностью спроса на серийную продукцию, произведенную с использованием результатов научно-технической деятельности, неопределенностью экономического эффекта от применения инновационной продукции, отсутствием инвестиционных финансовых ресурсов, которые могли бы быть предоставлены предприятию на срок более 5 лет.
Финансовое обеспечение развития инновационного предпринимательства
Недостаток финансовых средств - проблема для любого малого и среднего предприятия. Для инновационного малого и среднего предприятия эта проблема стоит особенно остро. Необходимо, чтобы малый инновационный бизнес имел доступ ко всем видам финансирования: грантам, инвестиционным ресурсам и заемным средствам. При этом необходимо разделять государственные и негосударственные механизмы финансирования инновационной деятельности, а также выделять механизмы, действующие на различных стадиях реализации инновационного проекта.
Планом мероприятий предусмотрена организация взаимодействия между заинтересованными организациями в целях создания системы, позволяющей обеспечить финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства за счет бюджетных и внебюджетных источников при реализации инновационных проектов на всех стадиях.
Создание новой инновационной технологии или продукта представляет собой сложный многоступенчатый процесс, ранние стадии которого характеризуются высокой степенью рисков и неопределенностью возможности коммерциализации конечного результата. Опыт ведущих стран лидеров рынка высоких технологий показывает, что только жесткость и прозрачность механизмов финансового обеспечения развития инновационной деятельности позволяет достигнуть качественных результатов технического и инновационного развития.
Планом мероприятий предусмотрен обмен информацией на постоянной основе между всеми организациями, занимающимися финансовой поддержкой малых и средних инновационных предприятий, включая посевные и венчурные фонды. Это позволит повысить эффективность предоставления субсидий и обеспечить сопровождение реализации инновационного проекта на всех его стадиях. Кроме того, предполагается активизировать процесс предоставления субсидий, и провести организационные мероприятия по созданию фонда посевных инвестиций.
Имущественная поддержка инновационного предпринимательства
Развитие инновационного предпринимательства невозможно без построения эффективной системы имущественной поддержки. Каждое малое и среднее предприятие сталкивается с проблемой своего размещения, поиска производственных площадей. Опыт ведущих стран лидеров мирового рынка высоких технологий показывает, что наиболее эффективным методом имущественной поддержки инновационного предпринимательства является система технопарков и бизнес-инкубаторов. Располагаясь поблизости от промышленных предприятий или научно-исследовательских центров, технопарки и бизнес-инкубаторы на льготных условиях размещают у себя малые и средние инновационные предприятия, одновременно предоставляя им доступ к научно-технической и производственной базам соответственно. В развитых странах технопарки и бизнес-инкубаторы обеспечивают малые и средние предприятия целым комплексом дополнительных услуг, таких как логистика, бухгалтерское, юридическое и маркетинговое сопровождение. Малые и средние предприятия размещаются в таких зонах лишь на ограниченный период времени, требуемый для их становления.
Планом мероприятий предусмотрена реализация мероприятий, направленных на создание и развитие имущественной базы для деятельности малых и средних инновационных предприятий.
План мероприятий предусматривает разработку комплекса нормативных документов и реализацию организационных мероприятий, позволяющей создать и обеспечить деятельность бизнес-инкубаторов и технопарков на территориях высших учебных заведений.
Кроме того, необходимо активное привлечение частных структур к созданию инфраструктуры имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Использование принципов частно-государственного партнерства позволит создать сеть технопарков и бизнес-инкубаторов, работающую на единых принципах.
Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников малого и среднего инновационного предпринимательства
Залогом успешной реализации любого инновационного проекта является наличие профессиональной команды. К сожалению, зачастую у истоков создания малого и среднего инновационного предприятия стоят люди, не обладающие достаточными знаниями в бизнесе и экономике, и для успешного ведения дел им необходимо повысить свою квалификацию в этой области. Поэтому постоянное совершенствование системы кадровой поддержки является обязательным пунктом программы развития малого и среднего инновационного предпринимательства. Необходим постоянный мониторинг программ образования, как на стадии их подготовки, так и на стадии оценки результативности. Необходимо активно восполнять пробелы в образовательных программах, выявленные в ходе мониторинга мнений предпринимателей инновационной сферы. Для этого необходимо четко выявлять потребности предпринимателей и возможности высших учебных заведений.
Вместе с тем необходимо дальнейшее развитие системы подготовки кадров для инновационной сферы. Предполагается активное привлечение к образовательному процессу специалистов-практиков (предпринимателей, инвесторов, консультантов и т.д.), силами которых намечено проведение тренингов для начинающих предпринимателей по повышению компетентности и приобретению практических навыков в создании и развитии малого инновационного бизнеса.
Внедрение и производство результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности
Получаемые в ходе разработок новые технологии получают свое окончательное оформление в виде процессов или продуктов на этапах внедрения и производства продукции. Практика последних десятилетий показывает, что конкурентоспособность высокотехнологичных производств достигается исключительно в рамках тесного взаимодействия научных, инфраструктурных, производственных, финансовых и маркетинговых организаций, обеспечивающих в рамках узкой специализации высокую эффективность производства, на фоне мобильности обновления производственных возможностей и товарного ряда. Наиболее рациональной формой такого единения являются объединения малых и средних предприятий реализующие совместные проекты, объединяющие все виды указанных выше организаций в единый организм с целью производства конкретной высокотехнологичной продукции.
Стимулирование сбыта инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства
Отсутствие спроса на инновационную продукцию фактор, оказывающий негативное воздействие на развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной среде. В настоящее время, действующее законодательство не стимулирует государственных заказчиков использовать инновационную продукцию. Основным критерием является цена, а не качество или технические характеристики продукции. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что государственные заказчики не заинтересованы в приобретении качественной инновационной продукции, которая позволила бы в долгосрочной перспективе добиться значительного экономического эффекта.
Важное значение имеет решение вопроса с продвижением инновационной продукции. Завоевание и удержание доли на ведущих мировых экспортных и региональных рынках представляет собой комплексную задачу, требующую для своего решения значительной концентрации усилий высокотехнологичных предприятий. Планом мероприятий предусмотрена реализация целого комплекса мероприятий по стимулированию спроса на инновационную продукцию со стороны государственных заказчиков города Москвы. Предполагается создание реестра инновационной продукции, проведение общегородского конкурса-смотра на лучшую инновационно-ориентированную организацию и многое другое. Кроме того, предусмотрена реализация мероприятий по продвижению продукции на внешние рынки. У городских организаций, выполняющих функции государственных заказчиков, должен появиться стимул использовать инновационную продукцию.
Консультационная поддержка инновационного малого и среднего предпринимательства
Планом мероприятий предусмотрено дальнейшее совершенствование порядка предоставления консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере по всем аспектам организации и ведения бизнеса:
- предоставление государственной поддержки;
- правовые аспекты ведения бизнеса;
- продвижение продукции на новые рынки;
- налогообложение и организация бухгалтерского учета;
- экспортно-импортные операции;
- привлечение финансовых ресурсов;
- аренда и приобретение в собственность помещений;
- защита интеллектуальной собственности;
- участие в тендерах на получение государственного заказа города Москвы;
- субконтрактация;
- информационные технологии.
Кроме того, предусмотрено дальнейшее развитие системы "одного окна" для коллективов разработчиков и инновационных предприятий, когда заинтересованное лицо, придя в одно место, может получить всю необходимую первичную информацию. Эту систему предполагается развивать на базе Некоммерческого партнерства "Агентство по развитию инновационного предпринимательства".
Популяризация инновационного малого и среднего предпринимательства
Успех инновационной политики города невозможен в отсутствие у потенциальных предпринимателей желания открывать свой бизнес и развивать свое дело. Таким образом, важнейшей задачей реализации инновационной политики города является всемерная популяризация инновационного предпринимательства. План мероприятий предусматривает реализацию целого комплекса мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа инновационной деятельности в глазах общественности.
5. План первоочередных мероприятий по повышению эффективности деятельности государственных органов и коммерческих организаций по поддержке инновационного малого и среднего предпринимательства
Мероприятие |
Исполнитель |
Срок реализации |
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей порядок осуществления инновационной деятельности малых и средних предприятий | ||
1.1. Осуществление взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и общественными объединениями предпринимателей по подготовке изменений в федеральные законы и иные правовые акты: - Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и технические регламенты (введение системы требований по использованию в производстве продукции инновационных технологий). - Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (совершенствование системы статистического учета инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации для оперативного доступа к информации, размещаемой на официальных интернет-страницах региональных статистических служб). - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (стимулирование развития малого инновационного предпринимательства). - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части оптимизации системы конкурсного отбора исполнителей на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; упрощения процедур привлечения патентных поверенных для патентного закрепления результатов научно-технической деятельности, учета специфики научной продукции и услуг как товарной продукции, а также совершенствования формы отчета о проведенных патентных исследованиях с обоснованием конкурентоспособности ожидаемых результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и рентабельности их дальнейшего использования в гражданском обороте; введения обязательного условия об оформлении прав на результаты научно-технической деятельности; учета особенностей выполнения научно-исследовательских и опытно - конструкторских разработок, имеющих длительный цикл разработки, особенно в сфере ракетно-космических исследований). - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по принятию и реализации научных, научно-технических и инновационных программ и проектов на конкурсной основе. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
2010-2012 гг. |
1.2. Осуществление взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством Экономического развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и общественными объединениями предпринимателей по подготовке проектов федеральных законов: - Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации (об инновационной инфраструктуре, национальной инновационной системе). - О нематериальных активах. - О венчурном инвестировании инновационной деятельности. - О технопарках (создание правовых условий для модернизации промышленно-производственной базы с учетом специфики технопарков). - "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" (законопроект N 111730-5). - О государственной компании по содействию международному патентованию российских результатов научно-технической деятельности и экспорту прав на российские результаты научно-технической деятельности. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
2010-2012 гг. |
1.3. Организация взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и общественными объединениями предпринимателей по подготовке проектов нормативных актов о предоставлении налоговых льгот малым и средним инновационным предприятиям, в том числе в части внесения изменений в действующее налоговое законодательство в части ускорения амортизации отдельных видов нематериальных активов, важных для технологического и инновационного развития предприятий; освобождения от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования; недопущения роста налоговой нагрузки в результате упразднения единого социального налога и введение страховых взносов на предприятия, имеющие льготы по единому социальному налогу в качестве резидентов технико-внедренческих особых экономических зон; снижения уровня налоговой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий сектора информационных технологий и инжиниринговых компаний; отмены взимания НДС с программных продуктов, продаваемых в "коробочном" исполнении. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
2010 г. |
1.4. Подготовка предложений по внесению изменений в городскую нормативно-правовую базу в части установления обязательных требований к инновационности используемой продукции. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, органы исполнительной власти, входящие в комплексы: городского хозяйства Москвы, градостроительной политики и строительства города Москвы, социальной сферы города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
2011 г. |
1.5. Организация взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации по совершенствованию законодательной базы в сфере корпоративного и договорного права в части повышения гибкости корпоративного управления в инновационных малых и средних предприятиях и распределения объема прав между их участниками, а также регулирования сделок, заключаемых под условием, и механизмов гарантий и заверений, предоставляемых участниками инновационных проектов. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
2010-2012 гг. |
2. Обеспечение доступа малых и средних инновационных предприятий к финансовым ресурсам | ||
2.1. Оказание поддержки в привлечении инвестиций в установленных законодательством формах малым и средним инновационным предприятиям. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010 г. |
2.2. Содействие развитию малых и средних инновационных предприятий путем отбора с целью предоставления субсидий на патентование, создание опытного образца, участие в мероприятиях по продвижению инновационной продукции. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
2010-2012 гг. |
2.3. Предоставление гарантий малым и средним инновационным предприятиям для получения кредитов в коммерческих банках. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
2.4. Размещение государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок среди субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
2010-2012 гг. |
2.5. Компенсация процентной ставки по кредитам, полученных малыми и средними инновационными предприятиями в коммерческих банках. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
2.6. Организация и проведение презентационных сессий инновационных проектов малых и средних предприятий для потенциальных инвесторов. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
2.7. Предоставление малым и средним предприятиям субсидий на разработку, внедрение и сертификацию систем менеджмента в соответствии с требованиями международных и российских стандартов. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
2.8. Разработка предложений по возможным способам привлечения внебюджетных инвестиций, в инновационные проекты, включая проведение IPO инновационных компаний. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010 г. |
2.9. Предоставление финансовой поддержки малым и средним инновационным предприятиям, созданным высшими учебными заведениями и научными учреждениями. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
2.10. Организация и проведение Московского венчурного форума. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
Ежегодно |
3. Имущественная поддержка | ||
3.1. Создание на территориях занимаемых бизнес-инкубаторами зон краткосрочного размещения коллективов разработчиков. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2011 г. |
3.2. Предоставление субсидий для компенсации расходов вновь созданных малых и средних инновационных предприятий при размещении в технопарках и бизнес-инкубаторах. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
3.3. Создание специализированных центров прототипирования и промышленного дизайна для малого предпринимательства. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
2011 г. |
3.4. Предоставление субсидий для компенсации расходов на оснащение технопарков и бизнес-инкубаторов специализированным оборудованием. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
2010-2012 гг. |
4. Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников малых и средних инновационных предприятий | ||
4.1. Формирование сводного плана мероприятий по подготовке и переподготовке руководителей и специалистов, малых и средних инновационных предприятий. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
Ежегодно |
4.2. Организация стажировок руководителей и сотрудников, малых и средних инновационных предприятий. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
См. распоряжение Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы от 8 ноября 2010 г. N 68-р
4.3. Организация постоянно действующих тренингов для предпринимателей по повышению компетентности и приобретению практических навыков в создании и развитии малого и среднего инновационного бизнеса, нацеленных на ускоренную подготовку проекта к инвестированию (бизнес-акселерация). |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
4.4. Организация обучения руководителей и сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере управления инновациями и технологическим менеджментом. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
4.5. Организация учебно-подготовительных площадок для инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, менеджеров по инновациям и других специалистов с целью реализации инновационных проектов. |
Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Совет ректоров высших учебных заведений Москвы и Московской области |
Ежегодно |
5. Информационная и консультационная поддержка | ||
5.1. Информирование о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ малых и средних предприятий. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
Ежегодно |
5.2. Развитие системы "одного окна" для предпринимателей, работающих в инновационной сфере. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010 г. |
5.3. Предоставление консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
5.4. Проведение экспертизы инновационных проектов, претендующих на получение поддержки. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
5.5. Осуществление сопровождения инновационных проектов, получивших финансовую поддержку от города. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
5.6. Организация и проведение деловых мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
6. Стимулирование сбыта инновационной продукции малых и средних предприятий | ||
6.1. Проведение регулярного общегородского выставки-конкурса "Инновации малого и среднего бизнеса для города", направленной на решение технических задач силами малых и средних инновационных предприятий. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, органы исполнительной власти, входящие в комплексы: городского хозяйства Москвы, градостроительной политики и строительства города Москвы, социальной сферы города Москвы, префектуры административных округов города Москвы |
2010-2012 гг. |
6.2. Формирование перечня проблем, к решению которых возможно привлечение малых и средних предприятий, занимающихся выпуском инновационной продукции. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, префектуры административных округов города Москвы, органы исполнительной власти, входящие в комплексы: городского хозяйства Москвы, градостроительной политики и строительства города Москвы, социальной сферы города Москвы |
2010-2012 гг. |
6.3. Организация демонстраций инновационных разработок малых и средних предприятий для потенциальных потребителей инновационной продукции. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, префектуры административных округов города Москвы, органы исполнительной власти, входящие в комплексы: городского хозяйства Москвы, градостроительной политики и строительства города Москвы, социальной сферы города Москвы |
Ежегодно |
6.4. Организация и проведение общегородского конкурса-смотра среди государственных заказчиков города Москвы по использованию инновационной продукции малых и средних предприятий в своей деятельности. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, органы исполнительной власти, входящие в комплексы: городского хозяйства Москвы, градостроительной политики и строительства города Москвы, социальной сферы города Москвы |
2010-2012 гг. |
6.5. Проведение деловых миссий малых и средних предприятий, выпускающих инновационную продукцию в регионах Российской Федерации. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
Ежегодно |
6.6. Утратил силу Информация об изменениях:См. текст пункта 6.6 |
|
|
6.7. Утратил силу Информация об изменениях:См. текст пункта 6.7 |
|
|
6.8. Утратил силу Информация об изменениях:См. текст пункта 6.8 |
|
|
6.9. Утратил силу Информация об изменениях:См. текст пункта 6.9 |
|
|
6.10. Подготовка и выпуск отраслевых бюллетеней инновационной продукции. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
Ежегодно |
6.11. Доведение информации о продукции содержащейся в реестре инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства до государственных заказчиков города Москвы и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
Ежегодно |
6.12. Формирование реестра инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010 г. |
6.13. Актуализация реестра инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
Ежегодно в срок до 30 марта |
6.14. Реализация мероприятий по поддержке экспортно-ориентированной инновационной продукции малых и средних предприятий, в том числе с использованием информационных порталов. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
Ежегодно |
6.15. Выполнение мероприятий по созданию и сопровождению биржи инновационных идей и проектов. |
Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
Ежегодно |
7. Организационная поддержка реализации плана мероприятий | ||
7.1. Организация взаимодействия с общественными объединениями предпринимателей, работающих в инновационной сфере. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
7.2. Осуществление координации деятельности государственных организаций и коммерческих структур при осуществлении деятельности по поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
2010-2012 гг. |
7.3. Формирование ежегодного сводного плана мероприятий по поддержке малых и средних инновационных предприятий. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы |
Ежегодно |
8. Популяризация инновационного предпринимательства | ||
8.1. Организация серии встреч студентов и молодых предпринимателей с известными предпринимателями, работающими в инновационной сфере. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы |
2010-2012 гг. |
8.2. Создание цикла передач на радио и телевидении, популяризующих инновационное предпринимательство. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
8.3. Поддержка сайтов и иных информационных ресурсов, посвященных инновационной тематике. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
8.4. Организация и проведение информационной компании в средствах массовой информации, направленной на популяризацию инновационного предпринимательства. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010-2012 гг. |
9. Аналитическое обеспечение деятельности по развитию малого и среднего инновационного предпринимательства | ||
9.1. Проведение мониторинга состояния сектора малого и среднего инновационного предпринимательства. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
Ежегодно |
9.2. Разработка критериев оценки социально-экономической эффективности мероприятий по поддержке и развитию инновационной деятельности. |
Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы. |
2010 г. |
9.3. Проведение социологических опросов руководителей и сотрудников малых и средних инновационных предприятий. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
Ежегодно |
10. Поддержка инновационно-производственных совместных проектов малых и средних предприятий | ||
10.1. Исследовательские мероприятия по выявлению перспективных направлений для реализации совместных проектов. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2010 г. |
10.2. Поддержка самоорганизации субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации совместных проектов. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2011-2012 гг. |
10.3. Предоставление субсидий для реализации комплексных совместных проектов. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2011-2012 гг. |
10.4. Создание информационной инфраструктуры для реализации совместных проектов. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2011-2012 гг. |
10.5. Поддержка в вопросах маркетингового продвижения инновационной продукции созданной в рамках реализации совместных проектов. |
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы |
2011-2012 гг. |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1471-ПП "О мерах по поддержке субъектов малого и среднего... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.