Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Использование пространственной информации в различных отраслях городского хозяйства и органах исполнительной власти города Москвы обеспечивает принятие решений при выполнении законодательных, технических, управленческих, экологических мероприятий, долгосрочном и оперативном планировании, включая работы по разработке и уточнению Генерального плана города Москвы, задач социально-экономического развития города, ряда других задач, связанных с ведением городского хозяйства, в том числе задач по эксплуатации городских объектов.
Вместе с тем при реализации указанных мероприятий возникает ряд проблем, влияющих на их качество:
- существующие пространственные данные со временем теряют свою актуальность и нуждаются в постоянном поддержании в современном состоянии;
- отсутствие отдельных видов пространственных данных влечет за собой недостаточную оперативность в принятии управленческих решений, в том числе, связанных с обеспечением безопасности города и его жителей, приводит к снижению качества информационных услуг;
- недостаточный уровень нормативного обеспечения тормозит развитие процессов, связанных с использованием пространственных данных и оказанием на их основе государственных и иных услуг;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры пространственных данных города Москвы тормозит процессы межведомственного информационного взаимодействия, а также оптимизации расходов на создание и эксплуатацию пространственных данных.
Комплекс задач, предусмотренный Программой, направлен на повышение эффективности использования существующих пространственных данных за счет их постоянной актуализации и совместного использования, развития нормативного обеспечения в данной области деятельности, а также создания новых видов данных, потребность в которых постоянно нарастает (таких, как трехмерные пространственные данные, включая данные о подземном, наземном и надземном пространстве города Москвы, данные о геологическом строении городской территории и др.), и оказания на их основе информационных услуг.
1.1. Социальные, экономические и экологические результаты реализации Программы
Основным принципом Программы является системный (комплексный) подход к реализации мероприятий по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы. Такой подход позволит сократить часть затрат при решении межведомственных задач. Он позволит в полной мере использовать взаимоувязанность, преемственность, интегрированность информационных ресурсов, возможность использования одной и той же исходной информации для реализации нескольких задач.
Настоящая Программа, являясь началом следующего этапа информационного обеспечения единого геоинформационного пространства города Москвы, направлена на качественно новый уровень информационного развития и представления пространственных данных.
Основными результатами реализации мероприятий Программы будут являться:
- повышение эффективности при принятии управленческих решений и контроле их исполнения за счет использования актуальных (достоверных) пространственных данных, их интеграции в различные городские информационные системы и межведомственном взаимодействии;
- проведение единой технической политики при решении задач с использованием единого геоинформационного пространства для обеспечения социально-экономического развития города;
- повышение бюджетной эффективности расходов за счет:
- исключения дублирования работ при создании и использовании пространственных данных;
- сокращения эксплуатационных затрат в результате использования единого информационного обеспечения;
- внедрения в процессы планирования и управления городского хозяйства существующих и новых пространственных данных и информационных технологий;
- снижение социальной напряженности, основанной на непроверенных сведениях о деформациях земной поверхности города Москвы, вызванных интенсивным хозяйственным освоением его территорий, за счет публикации обоснованных заключений о характере деформаций потенциально опасных оползневых и карстовых участков;
- совершенствование механизмов регулирования управления имуществом города Москвы, рационального использования земель города;
- повышение социально-экономической эффективности от внедрения новых технологий и новых видов пространственных данных;
- повышение качества и сокращение сроков разработки проектной и рабочей документации по объектам строительства, в том числе подземного, сокращение неэффективно используемых территорий, в том числе подземного пространства города;
- повышение эффективности оценки влияния природных и техногенных факторов на стоимость строительства и уменьшение затрат при реализации инвестиционных проектов;
- повышение безопасности города Москвы в целом и отдельных объектов;
- повышение информационного обеспечения населения города;
- обеспечение интеграционного взаимодействия с инфраструктурой пространственных данных Российской Федерации;
- увеличение инвестиционного и производственного потенциала города Москвы.
В результате реализации настоящей Программы будут решены задачи обеспечения органов исполнительной власти, организаций города Москвы, органов правопорядка и обеспечения мероприятий гражданской защиты города Москвы, Главного управления МЧС России по г. Москве, а также жителей города Москвы комплексными пространственными данными о территории города Москвы, включая данными о подземном пространстве, материалами и данными дистанционного зондирования, геологическими данными, отраслевыми пространственными (картографическими) ресурсами.
Программой предусмотрено решение серьезной экологической задачи - продолжение ведения мониторинга деформаций земной поверхности на участках развития оползневых и карстово-суффозионных процессов, создание пространственной базы для ведения различных видов тематических данных, включая экологических.
Совершенствование нормативного обеспечения создаст условия проведения единой технической политики при создании и использовании городских информационных ресурсов, обеспечивающих развитие единого геоинформационного пространства города Москвы.
1.2. Анализ вариантов решения проблемы
Одним из вариантов решения поставленных Программой задач является экстенсивный (консервативный) вариант. В основу его заложено сохранение в несколько модифицированном виде принципов, характерных для стадии создания пространственных данных, формирующих единое геоинформационное пространство. В рамках этого варианта при реализации мероприятий приоритетным является создание и актуализация информационных ресурсов для поддержки, в основном, сначала отраслевых интересов в объемах собственных потребностей (за исключением отдельных видов данных, наиболее востребованных пользователями), а потом общегородских при соответственном отставании нормативного обеспечения. Реализация такого подхода связана с риском усугубления отставания информационного развития города Москвы от постоянно возрастающих потребностей в использовании пространственных данных.
В рамках второго (интенсивного) варианта предлагается использовать комплексный (системный) подход, в котором повышение качества государственных и иных услуг выступает в качестве основной цели. При этом выполнение мероприятий Программы должно носить взаимоувязанный характер, даже по отдельным видам работ разной тематики. Максимальное использование имеющихся пространственных данных в качестве исходных для формирования других данных является основным принципом реализации мероприятий Программы. Такой подход позволяет более эффективно и согласованно определять последовательность действий при реализации Программы.
Главным условием этого варианта является обязательное функционирование на основе данных единого геоинформационного пространства города Москвы эксплуатируемых и вновь создаваемых городских информационных систем, связанных с использованием пространственных данных для решения информационно-справочных, кадастровых, организационно-управленческих и других задач.
Так, например, переход на единое геоинформационное пространство города Москвы позволит снизить затраты на финансирование работ по эксплуатации подземных инженерных коммуникаций, выведет на новый уровень решение задач по проектированию, создаст условия для эффективного применения спутниковых методов определения координат при развитии геодезической основы, в производстве землеустроительных и кадастровых работ, инженерных изысканиях, геодезическом обеспечении строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, мониторинга деформационных процессов, навигации транспорта и других видов деятельности, требующих определения координат объектов.
Необходимость реализации Программы интенсивным методом обусловлена взаимосвязанностью различных мероприятий Программы. Это требует скоординированного выполнения всех мероприятий, включающих нормативное, организационное, производственное и технологическое направления работ.
1.3. Описание основных рисков, связанных с реализацией Программы
В основу Программы заложен комплексный подход при реализации ее мероприятий. Риски такого подхода связаны с требованием высокого уровня координации в реализации мероприятий Программы, а также с необходимостью соблюдения графика финансирования программных мероприятий.
Однако снижение рисков можно обеспечить за счет накопленного опыта работ по созданию и ведению пространственных данных города Москвы, а также максимального использования существующей пространственной информации Геофонда города Москвы и технологий. Например, работы по актуализации существующих пространственных данных или проведению мониторинга деформаций земной поверхности на участках развития оползневых и карстово-суффозионных процессов проводятся в течение ряда лет. За этот период разработаны оптимальные методики их проведения и накоплен значительный практический опыт выполнения работ.
Базовая региональная система навигационно-геодезического обеспечения города Москвы на основе спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS (СНГО Москвы) будет создаваться с учетом мирового и отечественного опыта создания подобных систем. Техническое задание на создание СНГО Москвы одобрено Советом по картографическому обеспечению города Москвы, утверждено Департаментом земельных ресурсов города Москвы и согласовано Роскартографией. В техническом задании заложен порядок согласования результатов разработки, который предусматривает взаимодействие разработчиков с оператором системы, заинтересованными департаментами города Москвы, федеральными органами исполнительной власти. Результаты опытной эксплуатации и приемочных испытаний предусмотрено представить в Совет по картографическому обеспечению города Москвы. Реализация указанных мероприятий обеспечит получение оптимальных технических решений.
Техническое задание на разработку концептуальной модели и технологий формирования банка данных методом сканирования для архитектурно-объемных и фасадных решений, включая исторические сооружения и памятники архитектуры, предусмотрено согласовать с Комитетом по культурному наследию города Москвы. Требования по разработке новых видов пространственных данных, а также нормативная документация, имеющие отраслевой и межотраслевой характер и связанные с природопользованием и природоохранными мероприятиями, предусмотрены согласовать с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
С целью снижения рисков, связанных с изменением уровня инфляции, определение объема финансирования выполнено с учетом возможного изменения инфляционных индексов в 2010 - 2012 годах.
Трехлетнее планирование мероприятий Программы и объемов финансирования позволит свести до минимума финансовые, организационные и иные риски, возникающие при выполнении работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.