Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть III. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Москва является активным участником реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В городе последовательно реализуется политика, направленная на обеспечение москвичей доступным и современным жильем. Данная политика закреплена системой нормативно-правовых актов, реализуется через комплекс взаимоувязанных строительных и жилищных программ, обеспеченных городскими ресурсами:
- программа улучшения жилищных условий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях;
- программа переселения жителей из сносимых ветхих, аварийных, пятиэтажных домов первого периода индустриального домостроения;
- программа "Молодой семье - доступное жилье";
- Московская ипотечная программа;
- программа реконструкции, реновации, капитального ремонта объектов жилищного фонда;
См. Концепцию программы реновации территорий сложившейся жилой застройки г. Москвы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 19 февраля 2008 г. N 117-ПП
- среднесрочная программа жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 годов и задания до 2010 года;
- ежегодная программа реализации жилой площади;
- целевая комплексная программа паспортизации жилищного фонда;
- программа расселения квартир коммунального заселения;
- программа расселения общежитий квартирной планировки.
В настоящее время Москва занимает лидирующее положение в стране по объему, составу и адресной направленности мер государственной социальной помощи в жилищной сфере всем группам москвичей, в первую очередь - признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. Нарастают объемы жилищного строительства. Ежегодный объем ввода жилья в Москве увеличился с 3,5 млн. кв. м в 2000 году до 4,6 млн. кв. м в 2005 году. В период 2000-2005 годов в рамках городских жилищных программ улучшили жилищные условия 350 тыс. семей москвичей.
Продолжавшийся с 1998 года рост очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, связанный с введением с 1 февраля 1998 г. новых правил постановки на жилищный учет, в последние два года удалось прекратить, благодаря развертыванию новых жилищных программ - "Молодой семье - доступное жилье" и социальной ипотеки, обеспеченных дополнительными ресурсами (табл. 1). Вместе с тем, несмотря на выделение значительных ресурсов на реализацию перечисленных жилищных программ, максимальный срок ожидания улучшения жилищных условий не сокращается и требуемый уровень доступности жилья для москвичей достигнут не был.
Таблица 1
Количество граждан, состоящих на жилищном учете на начало года в период 2000-2006 гг.
Годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Семей | 182939 | 187317 | 190206 | 194204 | 194427 | 197164 | 195410 |
Человек | 617102 | 629318 | 638425 | 649606 | 650546 | 656241 | 616478 |
В связи со значительным ростом рыночных цен на жилье началось снижение доступности жилья для жителей города Москвы (табл. 2). В частности, сегодня индекс доступности приобретения в собственность стандартной квартиры в типовом крупнопанельном доме площадью 54 кв. м семьей из 3 человек (жилье эконом-класса), исходя из среднего размера совокупных денежных доходов такой семьи, равен среднему годовому доходу практически за 10 лет по сравнению с 8,8 годами в середине 2005 года.
Таблица 2
Изменение индекса доступности жилья в период 2000-2006 гг.
Показатель | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Совокупный годовой доход семьи из 3 чел. (руб.) 1) |
130000 | 150000 | 198887 | 258156 | 294505 | 366300 | 440000 |
Средняя стоимость одного кв.м жилья (руб.) 2) |
19600 | 20300 | 28305 | 34860 | 48671 | 60123 | 80820 |
Стоимость 54 кв.м жилья (тыс. руб.) | 912,6 | 1096,2 | 1528,5 | 1882,4 | 2626,6 | 3246,7 | 4364,3 |
Значение индекса доступности жилья (гг.) |
7,1 | 7,3 | 7,6 | 7,2 | 8,9 | 8,8 | 9,9 |
Примечание:
1) По данным Мосгоркомстата.
2) Цены типового панельного жилья в районах массовой застройки.
Кроме того, реализуемыми в рамках городских жилищных программ мерами содействия реально охвачены лишь те москвичи, которые состоят на жилищном учете (7% от населения города Москвы) или проживают в ветхих и аварийных домах, общежитиях.
В результате наблюдается рост неудовлетворенности горожан своими жилищными условиями. Так, по данным социологических опросов, желают улучшить свои жилищные условия не менее 50% семей, проживающих в Москве. Среди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, ускорить решение жилищной проблемы, воспользовавшись возмездными формами предоставления жилых помещений, желают более 62% семей. Из них около 41% готовы воспользоваться более благоприятной ценовой ситуацией на рынке жилья в ближнем Подмосковье.
В целях координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области жилищного строительства постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2006 г. N 268-ПП утверждены Среднесрочная программа жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 гг. и задания до 2010 года.
В соответствии с этой программой будет обеспечено строительство объектов жилищного фонда в объеме 22,6 млн. кв. м, что позволит направить для решения общегородских социальных задач 9,49 млн. кв. м жилой площади и улучшить жилищные условия 166,5 тыс. семей москвичей, в том числе 79 тыс. семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и 41 тыс. молодых семей. Ожидается, что этим будет обеспечено сокращение количества семей, состоящих на жилищном учете, на 5% ежегодно и достигнуто к 2010 году время ожидания предоставления жилого помещения очереднику около 10 лет.
С другой стороны, анализ реализации в Москве жилищных программ показывает, что исключительно за счет нового строительства жилья на территории города Москвы перечисленные проблемы улучшения жилищных условий москвичей решены быть не могут. Острота проблем в жилищной сфере для всех категорий населения Москвы, а также важность решения новых задач социально-экономического и демографического развития города, вытекающих из послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. и приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", требуют разработки и реализации новых и более масштабных планов по повышению доступности жилья для москвичей, предусматривающих, помимо намеченного, следующее:
- создание особого режима протекционизма на столичном рынке жилья для москвичей, постоянно проживающих на законных основаниях в городе Москве не менее 10 лет, в целях уменьшения дисбаланса между спросом и предложением, являющимися основным источником роста цен на жилые помещения;
- охват мероприятиями Среднесрочной жилищной программы не только граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и признанных в установленном порядке нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий, а также других групп москвичей с дифференциацией по уровню жилищной обеспеченности и доходов;
- достижение максимально возможной эффективности использования городского жилищного фонда и бюджетных средств, выделяемых на реализацию городских жилищных программ;
- увеличение объема предоставления жилья москвичам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, и сокращение максимального срока ожидания улучшения их жилищных условий до 10 лет;
- конкретизацию в жилищных программах целевых показателей, установленных Среднесрочной программой жилищного строительства в городе Москве.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность разработки настоящей городской Среднесрочной жилищной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.