25 сентября 2007 г., 3 августа 2010 г.
В последнее десятилетие в стране возникла принципиально новая ситуация в детском общественном движении.
Ратификация конвенции о правах ребенка, принятой специальной сессией ООН в 1989 году, создание правовой базы для деятельности детских общественных объединений на государственном уровне (Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", постановления Правительства Москвы от 16 мая 2000 года N 336 "Об организации работы с детьми и подростками в Северном административном округе", от 30 октября 2001 года N 973-ПП "О ходе выполнения Концепции Московской программы общественного развития и мероприятий по ее реализации на 2002 год") в значительной мере способствовали становлению нового общественного статуса детских объединений, предоставлению каждому ребенку права выбора объединения, расширению мест их базирования.
На месте единственной Всесоюзной пионерской организации, которая вносила существенный вклад в формирование гражданственности, патриотизма, нравственных основ юного поколения Отечества, постепенно возник спектр детских общественных формирований различной направленности. В настоящее время в городе действуют пионерские, скаутские, военно-спортивные, военно-патриотические, поисковые, экологические, спортивно-культурные, творческие и другие детские общественные объединения. Их деятельность направлена на формирование основ коллективного творчества детей, участие в общественной жизни столицы, патриотическое воспитание.
Однако в целом детское общественное движение Москвы характеризуется раздробленностью, локальностью, отсутствием координации на общегородском уровне. Число участников детских общественных объединений в среднем в настоящее время составляет всего 8-10% детей школьного возраста.
Это, в первую очередь, связано с тем, что самостоятельно образовавшиеся детские объединения, не имея базы и материальных основ для развития в существующих экономических условиях, необходимого и достаточного информационного и методического обеспечения, квалифицированных кадров руководителей, оказываются неспособными к серьезному саморазвитию, к привлечению в свои ряды новых активных участников.
Существующие объединения располагаются на базе образовательных учреждений, в ветеранских клубах, учреждениях культуры и спорта, по месту жительства своих лидеров.
До сих пор в городе не выработан единый подход к размещению детских общественных объединений в помещениях, включенных в городской Реестр муниципальных помещений, предназначенных для ведения социально-воспитательной и досуговой работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, утвержденный распоряжением Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы от 01.12.99 N 4038-р.
Неразвитая инфраструктура и материальная база детских общественных формирований ослабляют реализацию потенциала, заложенного в детском общественном движении. В органах исполнительной власти города Москвы отсутствует структура, призванная осуществлять координацию детских общественных объединений: информационное, методическое и научное обеспечение детского общественного движения.
Все это отрицательно сказывается на состоянии работы с подростками, вызывает значительный рост негативных проявлений в детской среде (безнадзорность, проституция, наркомания и так далее).
В то же время активизировался ряд экстремистских политических движений, которые объединяют вокруг себя определенную часть подростков, насаждая в детской среде идеи насилия, нетерпимости, национализма, шовинизма. Привлекая в свои ряды внешней атрибутикой, коллективными вызывающими акциями, демонстрацией силы и вседозволенности, они, таким образом, активно эксплуатируют особенности подростковой психики, наносят ощутимый вред формированию основ гражданского демократического общества в детской среде.
В целях совершенствования работы с детьми и подростками, координации детского общественного движения в городе, формирования общественной и социальной активности юных москвичей, содействия становлению и развитию детских общественных формирований, расширения масштабов их участия в реализации городских социально значимых программ, поиска способов и возможностей консолидации их усилий и объединения в практической деятельности, утверждения в массовом создании москвичей позитивного образа детского общественного объединения Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Концепцию государственной поддержки развития детского движения Москвы на 2002-2004 годы (приложение 1).
2. Создать Городской координационный совет по государственной поддержке развития детского движения Москвы (далее - Городской координационный совет), утвердить положение о Городском координационном совете и его состав (приложения 2, 3).
3. Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, Московскому комитету образования, Комитету по делам семьи и молодежи Правительства Москвы совместно с Городским координационным советом:
3.1. Разработать и представить в установленном порядке для утверждения в Правительстве Москвы до 1 сентября 2002 года план мероприятий по государственной поддержке развития детского движения Москвы на 2002-2004 годы.
3.2. Провести в сентябре 2002 года Московский слет лидеров детских общественных объединений, сформировать орган их взаимодействия с Городским координационным советом.
4. В целях осуществления координации деятельности детских общественных организаций создать в городе Москве в 2002 году государственное учреждение "Дом детских общественных организаций", а также на базе детского оздоровительного центра "Московия" - загородный постоянно действующий учебно-методический центр, на которые возложить функции изучения детской общественной и социальной активности, мониторинга, прогнозирования развития детского движения, информационной, кадровой, научно-методической поддержки детского общественного движения, создания и ведения базы данных об имеющихся детских объединениях на электронных и бумажных носителях, организации взаимодействия детских общественных объединений Москвы, регионов России, стран СНГ и других государств.
О строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса в загородном постоянно действующем учебно-методическом центре "Московия" в Солнечногорском районе Московской области см. распоряжение Правительства Москвы от 14 марта 2003 г. N 380-РП
5. Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы:
5.1. Обеспечить координацию деятельности детских общественных объединений столицы, выступить учредителем государственного учреждения "Дом детских общественных организаций" и загородного постоянно действующего учебно-методического центра.
5.2. По согласованию с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы и Департаментом экономической политики и развития г.Москвы разработать и утвердить в месячный срок устав Дома детских общественных организаций и положение о загородном постоянно действующем учебно-методическом центре.
5.3. Совместно с Московским комитетом образования и Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы создать до декабря 2002 года на базе Дома детских общественных организаций межведомственный учебно-методический центр по вопросам развития детского движения.
5.4. Совместно с ректорами Социально-технологического института Московского государственного университета сервиса (ректор Холостова Е.И.), Московского городского педагогического университета (ректор Рябов В.В.) организовать в I квартале 2003 года Центр социальных технологий детского движения, факультеты и отделения по подготовке социальных педагогов - организаторов детских объединений.
6. Московскому комитету образования совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы к 1 сентября 2002 года внести предложение о подборе и передаче государственному учреждению "Дом детских общественных организаций" пригодного для осуществления уставных целей помещения.
7. Расходы на содержание создаваемых государственного учреждения "Дом детских общественных организаций" и загородного постоянно действующего учебно-методического центра произвести в 2002 году за счет бюджетных средств, выделенных Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы на 2002 год.
8. Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, Московскому комитету образования, Комитету по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Комитету по культуре, Комитету физической культуры и спорта Правительства Москвы:
8.1. Формировать позитивное общественное мнение о деятельности существующих детских общественных объединений, привлекая к этому широкую общественность, в том числе родителей, используя средства массовой информации, научные, методические и публицистические издания.
8.2. Предусмотреть поддержку социально значимых программ детских общественных объединений, развивать с ними договорные отношения.
8.3. Предоставлять на безвозмездной основе помещения для работы зарегистрированным в установленном порядке детским общественным объединениям, выделять им средства связи и оргтехники, иное оборудование и имущество.
9. Московскому комитету образования:
9.1. Изучить опыт взаимодействия образовательных учреждений с детскими общественными объединениями.
9.2. Провести в марте 2003 года городскую научно-практическую конференцию по проблемам взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных объединений.
9.3. Обеспечить условия для деятельности в системе образования городского и окружных центров взаимодействия с детскими общественными объединениями.
9.4. Представить в январе 2003 года в Городской координационный совет предложения по более эффективному использованию ставок старших вожатых.
9.5. Совместно с Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы и Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы подготовить в I квартале 2003 года проект положения о сертификации и аттестации деятельности детских общественных объединений.
10. Префектурам административных округов:
10.1. В двухмесячный срок проанализировать деятельность детских общественных организаций, ведущих работу на подведомственных территориях, и создать базу данных детских общественных объединений округа.
10.2. При формировании проектов целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов предусматривать вопросы финансовой поддержки детских общественных объединений.
10.3. Назначить к 1 сентября 2002 года из числа специалистов ответственного за координацию детского движения в административном округе, ввести в его должностную инструкцию соответствующие функции.
10.4. Создать в двухмесячный срок в административных округах координационные советы по поддержке и развитию детского движения.
10.5. Систематически рассматривать вопросы развития детского общественного движения на заседаниях коллегий, постоянно освещать в средствах массовой информации деятельность детских общественных объединений.
О работе префектуры Юго-Западного административного округа г. Москвы и территориальных подразделений отраслевых органов исполнительной власти г. Москвы по оказанию государственной поддержки детского движения см. постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1101-ПП
11. Рекомендовать главам районных Управ:
11.1. При формировании фондов финансовых ресурсов районов предусматривать выделение средств для поддержки детских общественных объединений.
11.2. Назначить из числа ответственных специалистов координатора детского движения и ввести в его должностную инструкцию муниципального служащего соответствующие функции.
11.3. Систематически рассматривать вопросы развития детского движения на заседаниях районных собраний, освещать в средствах массовой информации деятельность детских общественных объединений.
11.4. Принять меры по укреплению и расширению материальной базы детских общественных формирований, работающих на территории района, ежегодно проводить инвентаризацию помещений, пригодных для размещения детских общественных объединений, информацию направлять в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы.
12. Принять к сведению, что расходы по долевому участию в эксплуатации строений, оплате коммунальных и прочих услуг за помещения, предоставляемые в соответствии с пунктом 8.3. настоящего постановления, возмещаются детскими общественными объединениями за счет собственных средств.
13. Департаменту финансов г.Москвы, Управлению бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы при формировании проектов бюджета города Москвы в пределах средств Комплекса социальной сферы Правительства Москвы:
13.1. Предусматривать в составе расходов комитетов Комплекса социальной сферы Правительства Москвы финансирование мероприятий по поддержке и развитию детских общественных объединений Москвы.
13.2. Предусматривать в составе расходов Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы с 2003 года расходы на содержание государственного учреждения "Дом детских общественных организаций" и загородного постоянно действующего учебно-методического центра.
14. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы:
14.1. Оказывать содействие в освещении деятельности детских общественных организаций и объединений на страницах городских печатных изданий, предусмотреть создание на московских теле-, радиоканалах специальных программ и производство фильмов детской и юношеской тематики в рамках городской целевой программы создания отечественных телефильмов.
14.2. Продолжить совместно с редакцией газеты "Пионерская Правда" освещение данной тематики на страницах приложения "Юная Москва", рассмотреть вопрос об увеличении периодичности издания.
15. Управлению Правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города оказывать постоянное содействие Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы в изготовлении и размещении информации о деятельности детских организаций столицы по тарифам городского заказа.
16. Межведомственной городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
16.1. Осуществлять взаимодействие с детскими общественными объединениями по привлечению к участию в них несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений.
16.2. Осуществлять координацию деятельности окружных и районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в вопросах их взаимодействия с детскими объединениями. Ввести в практику заслушивание информации по этой проблеме на специальных заседаниях.
16.3. Оказывать поддержку детским общественным объединениям по вопросам взаимодействия с органами государственной власти.
17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I квартале 2003 года.
И.о. Мэра Москвы |
В.П. Шанцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Москвы от 2 июля 2002 г. N 488-ПП "О государственной поддержке детского движения Москвы"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", июль 2002 г., N 28
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Москвы от 4 декабря 2012 г. N 698-ПП
Постановление Правительства Москвы от 16 августа 2011 г. N 371-ПП
Постановление Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 667-ПП
Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 840-ПП