Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 2 июля 2002 г. N 488-ПП
Концепция
государственной поддержки развития детского движения Москвы на 2002-2004 годы
I. Основные понятия, используемые в Концепции государственной поддержки развития детского общественного движения Москвы на 2002-2004 годы
"Детское общественное объединение" - общественное формирование, в котором добровольно объединяются несовершеннолетние граждане (до 18 лет) и взрослые для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Взрослые могут составлять не более 1/3 членов детских объединений. К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) этих объединений.
"Детская организация" (тип детского общественного объединения) - самодеятельное самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. (Детское движение: Словарь-справочник/Ред.-сост. Т.В.Трухачева. - Москва - Минск, 1998., - сс. 29, 32).
"Детское движение" один из видов социальных движений, участниками которого являются дети и которое представляет собой совокупность всех детских общественных объединений, созданных на добровольной, самодеятельной, подвижническое основе. ("О государственной поддержке детских организаций": Сборник/Под ред. Э.С.Соколовой. - М., 1991. - с.9).
"Пространство деятельности детских общественных объединений" - места базирования, функционирования и развития детских общественных объединений (школы, ПТУ, дома и дворцы творчества детей, клубы по месту жительства, учреждения культуры, спорта, а также специально арендуемые помещения или помещения, находящиеся в оперативном пользовании районных Управ и выделяемые ими детским объединениям без арендной платы) и окружающая социокультурная среда, создающие необходимые условия для гражданской социализации детей, их успешной самореализации в различных видах общественно полезной деятельности.
"Инфраструктура внешкольной среды" - предприятия, учреждения и организации, поддерживающие жизнедеятельность детских общественных объединений, их взаимодействие и развитие: служба информационно-методического обеспечения; сеть центров, помогающих общению детских общественных объединений, в том числе разных регионов (гостиницы, кемпинги, лагеря и т.д.); социальные институты, помогающие детским общественным объединениям в обмене опытом, в подготовке и повышении квалификации кадров; производство символики, атрибутов, форменной одежды и ее элементов, инвентаря, туристского снаряжения и так далее.
II. Детские общественные объединения Москвы: специфика и социальные функции
Детские общественные объединения (организации) - неотъемлемая часть общества, реальная разновидность социальных движений современности. Кроме удовлетворения потребности детей в общении, в совместной деятельности, в реализации возрастных интересов, детские общественные объединения выполняют и другие социальные функции. Они включают детей в жизнь общества, позволяют приобрести положительный опыт социального взаимодействия и созидательной деятельности, служат средством выражения и защиты их интересов и прав. Участие в детских общественных объединениях - ступень к полноценной гражданской деятельности, школа воспитания будущих активных граждан, становления лидеров. Эти свойства детских общественных объединений делают их уникальным институтом социализации подрастающего поколения, который дополняет воздействие семьи, школы и других социальных институтов. Позитивно ориентированная социальная деятельность детских общественных объединений уводит детей от негативных влияний, предотвращает их антиобщественное поведение.
Детские общественные объединения - свидетельство активности детей, но это не означает, что дети в состоянии сами создать свои организации, обеспечить их эффективное функционирование. Взрослые, работающие и входящие в детские общественные организации, - это общественная группа, участвующая в воспитании детей через их добровольные самодеятельные организации и берущая на себя социальную ответственность за то, чтобы представлять и защищать интересы детей, в частности, их право на объединение в организацию. Подготовка данной категории воспитателей не адекватна подготовке школьного педагога. Специфика ее содержания предопределяет: обучение методам внешкольной педагогики, умение использовать потенциал самодеятельности детей, не подавляя ее, а также знания психологии подростков с учетом их возрастного развития, интересов, увлечения и др.
III. Обоснование необходимости разработки Концепции государственной поддержки развития детского общественного движения Москвы на 2002-2004 годы
Необходимость разработки Концепции обусловлена рядом причин.
Годы реформ в нашей стране и обществе изменили положение в детском общественном движении. Представленное в прошлом, главным образом, массовой и, практически, единственной организацией - пионерской - оно в настоящее время представляет собой разнообразные детские общественные объединения, создаваемые на основе интересов, возраста, территории и др.
В Москве в настоящее время действуют детские общественные организации федерального, межрегионального, городского, муниципального уровней. Среди них: Московская городская пионерская организация, организация "Юная гвардия", региональная общественная организация "Союз "Звездный", межрегиональная молодежная общественная организация "Молодежный Евроклуб", разновозрастные отряды "Надежда", "Дорога" и другие, ассоциация "Юность Московского Севера", дружины национальной организации скаутского движения России, экологические объединения, поисковые отряды, профильные объединения по интересам (спортивные, туристские, художественные) и другие. Значительная их часть функционирует на базе клубов и помещений по месту жительства, учреждений культуры и спорта, школ и учреждений дополнительного образования.
Условия деятельности детских общественных объединений в Москве обеспечены рядом правовых документов, в том числе, Конвенцией о правах ребенка, принятой специальной сессией ООН в 1989 году, Федеральным законом от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", постановлениями Правительства Москвы от 16 мая 2000 года N 336 "Об организации работы с детьми и подростками в Северном административном округе", от 30 октября 2001 года N 973-ПП "О ходе выполнения Концепции Московской программы общественного развития и мероприятий по ее реализации на 2002 год".
Однако, детские общественные объединения испытывают большие материальные трудности; пока еще невелик охват детей столицы этими формированиями, незначительна их роль в организации досуга и отдыха детей.
В Москве в настоящее время отсутствует координационный орган, а также информационный и методический центры, специально работающие с детскими общественными объединениями. Не сложилась обоснованная и апробированная система государственной поддержки детского общественного движения, определения социального статуса, прав и ответственности взрослых в детских общественных объединениях.
Вместе с тем, в столичном мегаполисе остро стоят проблемы детской преступности, алкоголизма и наркомании, агрессивности и экстремизма (скинхеды), фанаты, бродяжничества и беспризорности. В то же время существенная часть детей подросткового возраста проявляет желание и стремление к участию в деятельности общественных объединений, но, к сожалению, не имеет для этого реальных возможностей и, прежде всего, в силу отсутствия нужного кадрового потенциала, базы и поддержки детских общественных объединений.
Все эти обстоятельства обусловили необходимость разработки Концепции государственной поддержки развития детского движения в Москве (далее - Концепция), как стратегического направления в деятельности органов власти в отношении детских объединений. Актуальность Концепции обусловлена также ролью столицы, ее историческим инновационным статусом в развитии детского движения.
IV. Цели Концепции государственной поддержки развития детского общественного движения Москвы на 2002-2004 годы
Концепция ставит своими целями:
- определение основных принципов взаимодействия органов власти с детскими общественными объединениями;
- формирование общественной и социальной активности юных москвичей, становление и развитие детских общественных формирований, определение способов и возможностей консолидации их усилий и объединение в практической деятельности;
- утверждению в массовом сознании москвичей позитивного образа детского общественного объединения;
- конкретизацию и развитие Московской программы общественного развития до 2005 года, утвержденную постановлением Правительства Москвы 4 мая 1999 года N 392 "О концепции Московской программы общественного развития" в сфере взаимодействия с детскими общественными объединениями;
- привлечение детских общественных организаций к более активному участию в жизни столицы, включение их в реализацию социально значимых программ, в решение проблем города.
V. Принципы государственной поддержки детских общественных объединений Москвы
Государственная поддержка детства как ресурса общества и, соответственно, детского общественного движения должна стать важной и перспективной сферой общей политической деятельности Правительства и всех органов власти Москвы.
Опираясь на Законодательство Российской Федерации, принципами государственной поддержки детских общественных объединений в Москве целесообразно считать следующие:
1. Принцип равенства возможностей, предполагающий предоставление детским общественным объединениям равных возможностей в обеспечении правовой защиты, а также в финансовой, материальной и иной поддержке со стороны Правительства Москвы, органов власти.
2. Принцип льготности, обеспечивающий все виды прямой, либо косвенной государственной помощи детским общественным объединениям, имеющие финансовое выражение, на льготной или безвозмездной основе.
3. Принцип невмешательства, согласно которому меры государственной поддержки детским общественным организациям ни в каком случае не могут быть использованы государственными органами и должностными лицами против интересов этих организаций, либо для вмешательства в содержание их деятельности и внутриорганизационную жизнь.
4. Принцип привлечения детских общественных организаций, предусматривающий участие детских общественных объединений на правах партнеров в формировании и реализации городских, окружных, муниципальных программ, касающихся детей и детского общественного движения.
VI. Основные направления государственной поддержки детских общественных объединений Москвы
Система поддержки детских общественных объединений предполагает соответствующую деятельность органов власти, общественности Москвы в Правовой, организационной, экономической, кадровой, методической и информационной сферах.
1. Совершенствование правовой базы детских общественных объединений Москвы
Для обеспечения развития правовой базы функционирования детских общественных объединений необходимо:
- систематизировать российское и московское законодательство в целях создания единого правового поля в сфере детского движения;
- провести анализ исполнения действующих законов в правоприменительной практике, обеспеченности реализации их ключевых статей кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами;
- дополнить существующие законы правовыми актами по вопросам развития детского движения, требующими юридического обоснования;
- изучить отечественный и зарубежный опыт правового обеспечения детских общественных объединений с целью его творческого использования в условиях Москвы;
- определить направления совершенствования московского законодательства в области детского движения.
2. Формирование структуры взаимодействия органов власти и детских общественных объединений Москвы
В организационном аспекте при формировании и реализации мер в области государственной поддержки детских общественных объединений необходимо:
- определить государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют практическую деятельность по поддержке детских общественных объединений;
- сформировать общественно-государственные органы, которые призваны разрабатывать предложения для осуществления поддержки детских организаций по направлениям деятельности;
- создать административно-территориальную структуру центров, работающих с детскими общественными объединениями такие как, дома детских общественных организаций, постоянно действующие учебно-методические центры на городском уровне, в административных округах и районных управах;
- обеспечить подготовку кадров, работающих с детьми в различных детских объединениях;
- обеспечить создание материально-технической базы для размещения детских общественных объединений и условий их функционирования;
- обеспечить координацию деятельности государственных структур общественно-государственных органов и учреждений, занимающихся работой с детскими объединениями.
3. Финансовая и материальная поддержка детских общественных объединений Москвы
Для решения вопросов финансовой и материальной поддержки детских общественных объединений необходимо:
- предусмотреть в бюджетах соответствующих комитетов Комплекса социальной сферы Правительства Москвы, целевых фондов развития территориальных округов и бюджетах районов финансирование деятельности учреждений, работающих с детскими объединениями, средства на поддержку социально значимых инициатив общественных объединений, реализацию совместных программ и проектов;
- безвозмездно или на льготных условиях аренды передавать детским общественных организациям здания, сооружения и иное имущество, необходимое для осуществления их уставных задач;
- создать государственное учреждение "Дом детских общественных организаций" и загородный постоянно действующий учебно-методический центр. На их базе предоставлять возможность детским общественным объединениям на безвозмездной основе осуществлять комплекс мероприятий, готовить и получать информационно-методический материал и рекомендации по организации работы с детьми, повышать квалификацию и обмениваться опытом работы (семинары, симпозиумы, конференции для взрослых лидеров, школы актива для лидеров объединений);
- осуществлять выделение на конкурсной основе городских грантов для поддержки социально значимых инициатив детских общественных организаций;
- разработать систему поощрения детских общественных объединений за активное участие в реализации городских программ;
- создать в Комплексе социальной сферы Правительства Москвы государственную систему подготовки и переподготовки кадров специалистов, работающих с детскими объединениями;
- содействовать размещению заказов по производству символики, атрибутики, форменной одежды детских общественных организаций на предприятиях г.Москвы по льготным ценам;
- привлекать для финансирования программ детских общественных организаций взносы юридических и физических лиц, ресурсы различных фондов, внебюджетные и другие источники.
4. Осуществление мониторинга состояния и тенденций развития детского общественного движения Москвы
Для характеристики общественной жизни столицы важно иметь информацию о количестве и характере детских общественных объединений. Детские общественные организации - системные образования со своей структурой, принципами функционирования и управления. Условием их эффективной деятельности является постоянная информация о членах организации (детях и взрослых), их общественном самочувствии, удовлетворенности объединением, интересах, предпочтениях, ценностных ориентирах, проблемах и др.
Поступление такой информации призван обеспечить мониторинг детского общественного движения, для чего необходимо:
- создать в Доме детских общественных организаций межведомственный центр мониторинговых исследований, привлечь к работе социологов, психологов, педагогов, медиков, юристов и других ученых и специалистов, исследующих процессы, происходящие в детской среде, в том числе, и в детском общественном движении;
- обеспечить систематическое изучение и анализ состояния детских общественных организаций по результатам социологических опросов детей и подростков, информации, поступающей в психологические службы, на "телефоны доверия" и т.п.;
- регулярно информировать органы власти и общественно-государственные органы о процессах, происходящих в детском общественном движении, прогнозах их развития, готовить соответствующие рекомендации.
5. Содействие формированию кадровой политики в области детского общественного движения Москвы
Учитывая, что взрослые, работающие в детских общественных объединениях, - это преимущественно добровольцы (волонтеры) или получающие ведомственную поддержку, необходимо:
- изучить вопрос о руководителях детских общественных объединений и взрослых, работающих в этих объединениях в качестве воспитателей (наставников, вожатых и др.);
- подготовить и принять необходимые правовые акты, регулирующие их права и ответственность как руководителей детских общественных формирований;
- организовать для руководителей детских общественных объединений постоянно действующие курсы переподготовки и повышения квалификации с выдачей свидетельства государственного образца;
- организовать на базе московских ВУЗов центры социальных технологий детского общественного движения, факультеты и отделения по подготовке социальных педагогов - организаторов детских общественных объединений;
- установить порядок государственно-общественной аттестации, повышения разрядности кадров детских общественных объединений;
- определить возможности и формы материальной поддержки взрослых, работающих в детских общественных объединениях (в виде зарплаты, оплаты обучения, стипендий и т.д.);
- проводить семинары, симпозиумы, конференции, "круглые столы" и др. для организаторов детского движения и лидеров детских организаций с целью повышения квалификации и обмена опытом работы;
- изучать международный и региональный опыт работы детских организаций.
6. Методическая и информационная поддержка детских общественных объединений Москвы
В целях методической и информационной поддержки детских общественных объединений необходимо:
- создать и вести информационный банк данных детских общественных объединений Москвы на электронных и бумажных носителях;
- обеспечить издание методической литературы, рекомендаций, материалов из опыта работы, об инновациях и передовых технологиях воспитания для детских общественных объединений;
- в целях пропаганды передового опыта, с участием научной общественности, занимающейся проблемами детства, обеспечить издание научных сборников по теории, методике и практике детского движения;
- осуществлять поддержку детских СМИ, выстроить систему доведения информации о детском движении: создать на Московских теле-, радиоканалах специальные передачи о детском общественном движении Москвы;
- привлечь возможности кабельного телевидения, городской социальной рекламы, средства местного телевидения и СМИ для утверждения в массовом сознании москвичей привлекательного образа детских общественных организаций, для пропаганды и распространения социально значимых инициатив детских общественных объединений.
7. Развитие взаимодействия системы образования и детского общественного движения Москвы
Взаимодействие образовательных структур и детских общественных объединений - необходимое условие успешного развития позитивного детского движения. Правовую базу развития составляют Закон Российской Федерации "Об образовании", федеральные законы "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Взаимодействие должно строиться на выдвинутых в Концепции принципах государственной поддержки детских общественных объединений: равенства возможностей, льготности, невмешательства, партнерства.
В целях развития взаимодействия органов и учреждений образования с детскими общественными объединениями необходимо создание благоприятных условий для их деятельности в образовательных учреждениях различного типа:
- предоставление на безвозмездной основе помещений и материально-технической базы школ и учреждений дополнительного образования для деятельности общественных объединений и их массовой работы;
- привлечение общественных объединений к разработке и реализации в качестве соисполнителей совместных образовательных, досуговых, игровых, образовательно-оздоровительных, героико-патриотических, экологических, краеведческих, творческих и др. программ;
- организация службы информационно-методической помощи детским общественным объединениям;
- участие в кадровом обеспечении детских общественных формирований (выделение штатных единиц, обеспечение системы подготовки руководителей и лидеров объединений, работающих в образовательных учреждениях), проведение конкурсов педагогического мастерства по выявлению передовых старших вожатых, воспитателей, социальных педагогов;
- содействие сотрудничеству органов ученического самоуправления и детских организаций;
- формирование социального заказа детским общественным объединениям, функционирующим в образовательных структурах и вне них. Привлечение детских организаций к профилактике правонарушений подростков путем вовлечения их в деятельность позитивных детских объединений.
VII. Работа с Концепцией государственной поддержки развития детского общественного движения Москвы на 2002-2004 годы
Реализация Концепции детского движения строится на основании разрабатываемых ежегодных городских планов практической деятельности по государственной поддержке детского движения, утверждаемых Городским координационным советом.
Обязательным условием реализации намеченных планов является организация постоянного информирования широкой общественности через СМИ, родительский актив, родительские комитеты, учреждения дополнительного образования, клубы для работы с детьми по месту жительства, профсоюзные комитеты организаций, сеть учреждений культуры, в т.ч. ведомственных.
Для систематизации работы по реализации Концепции осуществляется издание соответствующих сборников, материалов с отражением как самих планов, так и информации о ходе их исполнения, документов Правительства города по данному вопросу.
Систематический сбор предложений от детских общественных объединений, для формирования и дополнения намеченных планов по реализации Концепции.
VIII. Ожидаемые результаты
Практическая реализация Концепции развития детского движения Москвы должна обеспечить благоприятные условия для массового вовлечения юных москвичей в различные детские организации, способствовать созданию мощной Городской ассоциации детских общественных объединений, сплоченной общими задачами по организации досуга детей и подростков в городе, путем вовлечения в реализацию городских социально значимых программ, усилению патриотического воспитания, воспитанию у юных москвичей активной гражданской позиции. Это в свою очередь повлечет за собой увеличение позитивной активности детей и подростков, повышение заинтересованности в личностном росте, укрепление самодисциплины, увеличение интереса к участию в образовательном процессе, снижение роста негативных проявлений (детская безнадзорность, наркомания, проституция, различные правонарушения, участие в экстремистских группировках, неформальных объединениях фанатов и др.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.