Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 5 октября 2010 г. N 895-ПП
Концепция
городской модели здорового образа жизни
I. Общие положения
Одной из стратегических целей государственной политики является создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни.
Предлагаемая Концепция городской модели здорового образа жизни (далее - Концепция) представляет собой логическую взаимосвязанную систему элементов, включающую:
- определение понятия здорового образа жизни;
- ключевые приоритеты как факторы здорового образа жизни, а также задачи, направленные на реализацию каждого фактора.
II. Основные понятия, используемые в Концепции
В Концепции предлагается использование следующих основных понятий:
- здоровый образ жизни - одна из ключевых категорий общего понятия "образ жизни", включающая в себя индивидуальную систему поведения современного человека, обеспечивающую его физическое совершенство, духовное и социальное благополучие, активное долголетие и благоприятные условия для успешной учебы, эффективного труда и жизнедеятельности;
- ключевые задачи - задачи, стоящие перед отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города Москвы, направленные на воплощение ключевых приоритетов Концепции;
- ключевые приоритеты - основные составляющие здорового образа жизни;
- механизм взаимодействия отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы - способы установления организованных взаимосвязей, обеспечивающих повышение эффективности планирования и реализации мероприятий;
- принципы реализации Концепции - основные исходные положения, которыми должны руководствоваться отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы при реализации Концепции;
- факторы здорового образа жизни - причины и условия, определяющие основные составляющие здорового образа жизни, включая высокую двигательную активность, благоприятный психоэмоциональный климат, повышение защитных свойств организма, отказ от вредных привычек, организацию быта и досуга;
- целевые группы населения - основные социально-демографические группы населения города Москвы, на которых ориентирована Концепция.
III. Цель и ключевые приоритеты Концепции
Стратегической целью предложенной Концепции является создание системных условий, способствующих принятию здорового образа жизни как базовой жизненной ценности для москвичей на основе формирования качественно нового преемственного межотраслевого программного подхода к обеспечению здорового образа жизни в городе Москве на долгосрочный период.
Принимая во внимание исключительную важность составляющих здорового образа жизни, достижение целей Концепции предлагается осуществлять в рамках следующих ключевых приоритетов:
1. Содействие физическому совершенству и активному долголетию.
2. Укрепление духовного и социального благополучия.
3. Формирование положительного общественного мнения об идее здорового образа жизни.
4. Создание благоприятных условий для занятия физической культурой и спортом, а также ведения здорового образа жизни в процессе учебы, труда и жизнедеятельности.
IV. Актуальность Концепции
Актуальность Концепции продиктована следующими первостепенными обстоятельствами:
- отсутствием до настоящего времени городской комплексной программы, направленной на формирование здорового образа жизни в столице, и, как следствие, комплексного межотраслевого подхода в формировании единого городского "социального стандарта" здорового образа жизни;
- отсутствием четкого механизма взаимодействия отраслевых и территориальных органов исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности;
- отсутствием понимания важности и сущности здорового образа жизни во всех институтах общества (преимущественная узкая ориентированность только на отказ от вредных привычек или только на систематические занятия физической культурой и спортом);
- необходимостью дальнейшего совершенствования единой городской системы вовлечения всех целевых групп населения города Москвы в систематические занятия физической культурой и спортом;
- недостаточностью информационного и пропагандистского обеспечения здорового образа жизни.
В рамках проведения в Москве Года спорта и здорового образа жизни органы исполнительной власти города Москвы должны совместно создать основы (методологическую базу) единой городской модели здорового образа жизни, которые в дальнейшем могут быть положены в основу соответствующей долгосрочной целевой городской программы. В связи с этим к реализации Концепции необходимо также привлечь органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, общественные, научные и иные заинтересованные организации, социальные группы и сообщества, конфессии, социально ориентированные бизнес-структуры, что в свою очередь будет способствовать принятию норм и стандартов здорового образа жизни как базовой жизненной ценности для москвичей.
Отдельные стратегические и тактические шаги, направленные на формирование здорового образа жизни в городе Москве, уже предприняты отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города Москвы в рамках реализации мероприятий таких отраслевых целевых городских программ, как "Спорт Москвы", "Столичное образование", "Столичное здравоохранение", "Дети улиц", "Культура Москвы" и др.
V. Принципы реализации Концепции
В целях успешной реализации Концепции предлагается руководствоваться следующими принципами:
- обеспечение доступности мероприятий по проведению в городе Москве в 2011 году Года спорта и здорового образа жизни для жителей города Москвы всех возрастных и социальных категорий, в том числе инвалидов, других граждан с ограничениями жизнедеятельности;
- преемственность осуществляемых комплексных решений;
- взаимодействие отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, общественными и иными заинтересованными организациями и объединениями;
- адресный дифференцированный подход к организации мероприятий в рамках проведения в городе Москве в 2011 году Года спорта и здорового образа жизни с учетом специфики социального статуса, возрастных и иных характеристик населения города Москвы;
- непрерывность информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование благоприятного общественного мнения к идее здорового образа жизни.
VI. Ключевые приоритеты и система задач Концепции
Принимая во внимание многогранность ключевых приоритетов здорового образа жизни, необходимо учитывать, что причины и условия, определяющие основные составляющие здорового образа жизни (факторы здорового образа жизни), а также задачи, воздействующие на ключевые приоритеты здорового образа жизни, различны и многообразны.
1. Ключевые приоритеты и образующие их факторы
1.1. Содействие физическому совершенству и активному долголетию:
1.1.1. Регулярная высокая двигательная активность, систематические занятия физической культурой и спортом.
1.1.2. Рациональное и полноценное питание.
1.1.3. Соблюдение норм и правил гигиены.
1.1.4. Преодоление вредных привычек.
1.1.5. Повышение защитных сил организма, укрепление здоровья, прохождение регулярного медицинского осмотра.
1.2. Укрепление духовного и социального благополучия:
1.2.1. Организация полезного досуга.
1.2.2. Развитие личностных культурных и духовно-нравственных ресурсов.
1.2.3. Социально-адаптивные поведенческие навыки.
1.2.4. Забота о психологическом здоровье.
1.2.5. Конструктивное поведение в стрессовых ситуациях.
1.2.6. Преодоление негативных социальных стереотипов, влияющих на социальную реализацию и самооценку.
1.2.7. Оптимальный жизненный баланс (личность, работа, семья).
1.3. Формирование благоприятного общественного мнения об идее здорового образа жизни:
1.3.1. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом, здоровьесберегающему поведению, образовательной, интеллектуально-развивающей деятельности.
1.3.2. Содействие развитию жизненных ценностей: общения, социальной реализации, взаимоотношений с другими людьми, толерантности, активной жизненной позиции, родительской ответственности, заботе о здоровье детей и др.
1.3.3. Просвещение по вопросам здорового образа жизни в системах образования, здравоохранения, на предприятиях и в учреждениях города.
1.3.4. Популяризация ценностей и идеи здорового образа жизни через информационно-пропагандистскую систему, включая социальную рекламу в средствах массовой информации.
1.4. Создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом, а также ведения здорового образа жизни в процессе учебы, труда и жизнедеятельности:
1.4.1. Доступность объектов спорта, социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры.
1.4.2. Благоприятная экологическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка.
1.4.3. Надлежащее дорожно-транспортное обеспечение.
1.4.4. Общественная безопасность и правопорядок.
1.4.5. Благоприятные условия труда.
1.4.6. Качество и безопасность товаров и услуг.
1.4.7. Благоприятная и современная городская инфраструктура.
2. Задачи, направленные на содействие физическому совершенству и активному долголетию
2.1. Вовлечение москвичей в занятия физической культурой и спортом.
2.2. Разработка и внедрение эффективных программ и нормативов рационального и полноценного питания.
2.3. Обучение гигиеническим нормам и правилам.
2.4. Реализация комплекса мер, способствующих профилактике и преодолению вредных привычек (алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение, азартные игры).
2.5. Обеспечение доступности и качества медицинской помощи, развитие профилактического направления медицинской помощи.
3. Задачи, направленные на укрепление духовного и социального благополучия
3.1. Развитие новых форм досуга, способствующих ведению здорового образа жизни.
3.2. Оказание содействия гражданам в развитии личностных культурных и духовно-нравственных ресурсов, поведенческих навыков.
3.3. Реализация комплекса мер, направленных на развитие социально-адаптивных поведенческих навыков.
3.4. Повышение эффективности организации психологической консультационной помощи гражданам.
3.5. Реализация комплекса мер, направленных на формирование у населения знаний и навыков конструктивного поведения в стрессовых ситуациях.
3.6. Эффективное использование механизмов предупреждения девиантного (антисоциального) поведения.
3.7. Разработка рекомендаций, способствующих оптимальному жизненному балансу в системе "личность - работа - семья".
4. Задачи, направленные на формирование благоприятного общественного мнения к идее здорового образа жизни
4.1. Формирование мотивации жителей города Москвы к занятиям физической культурой и спортом, здоровьесберегающему поведению, образовательной, интеллектуально-развивающей деятельности.
4.2. Раскрытие гражданам ценности общения, социальной реализации, отношений с другими людьми, толерантности.
4.3. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение преемственных здоровьесберегающих и спортивных семейных традиций.
4.4. Организация информационно-просветительской работы в системах образования, здравоохранения, на предприятиях и в учреждениях города.
4.5. Осуществление комплексной информационно-пропагандистской деятельности в сфере здорового образа жизни, включая социальную рекламу в средствах массовой информации.
5. Задачи, направленные на создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом, а также ведения здорового образа жизни в процессе учебы, труда и жизнедеятельности
5.1. Повышение эффективности решения городских вопросов физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, культуры.
5.2. Обеспечение пешеходной и транспортной доступности объектов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и спорта.
5.3. Улучшение экологической обстановки в городе Москве, реализация природоохранных мероприятий.
5.4. Повышение эффективности санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
5.5. Совершенствование дорожно-транспортного обеспечения в городе Москве.
5.6. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка, предупреждение правонарушений.
5.7. Осуществление контроля за соответствием условий труда установленным нормам.
5.8. Повышение эффективности государственного контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей.
5.9. Обеспечение надлежащих условий проживания жителей города Москвы, благоустройство территорий города.
6. Задачи, имеющие общее значение
6.1. Проведение отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы и их территориальными органами системного анализа уже на практике стартовавших работ в сфере здорового образа жизни (мероприятия программ "Спорт Москвы", "Столичное образование", "Столичное здравоохранение", "Дети улиц", "Культура Москвы" и др.), их завершение, а также обеспечение преемственности наиболее успешно зарекомендовавших себя решений.
6.2. Создание эффективного механизма межотраслевого взаимодействия в сфере здорового образа жизни.
6.3. Организация и проведение конференций, круглых столов и иных форм профессионального обсуждения по актуальным вопросам здорового образа жизни.
6.4. Привлечение потенциала законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, общественных, научных и иных заинтересованные организаций, социальных групп и сообществ, конфессий, социально ориентированных бизнес-структур к работе по достижению целей, определенных настоящей Концепцией.
6.5. Формирование общегородской нормативно-методологической базы здорового образа жизни.
VII. Целевая аудитория и исполнители
1. Целевая аудитория
1.1. Дети дошкольного возраста.
1.2. Дети школьного возраста.
1.3. Молодежь города Москвы, в том числе студенты.
1.4. Взрослое население.
1.5. Лица пожилого возраста.
1.6. Лица с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалиды.
2. Исполнители
Органы исполнительной власти города Москвы совместно с законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, общественными, научными и иными заинтересованными организациями, социальными группами и сообществами, религиозными объединениями, социально ориентированными бизнес-структурами (коммерческими организациями).
Учитывая, что План мероприятий по проведению в городе Москве в 2011 году Года спорта и здорового образа жизни не может обеспечить решение всех представленных в Концепции задач, предлагается обеспечить концентрацию всех ресурсных и финансовых возможностей организаций города независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на вовлечение москвичей в занятия физической культурой и спортом, мотивацию к регулярной высокой двигательной активности и здоровьесберегающему поведению.
Решение иных задач предлагаемой городской модели здорового образа жизни предлагается осуществлять в рамках реализации отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти города Москвы целевых городских программ ("Столичное образование", "Столичное здравоохранение", "Дети улиц", "Культура Москвы" и др.), придав в 2011 году первостепенное значение мероприятиям, способствующим формированию здорового образа жизни в городе Москве.
VIII. Организация физкультурно-спортивной работы в рамках реализации Концепции
Руководствуясь ключевыми приоритетами здорового образа жизни и воздействующими на них факторами, находящимися в сфере деятельности Департамента физической культуры и спорта города Москвы, реализацию Концепции средствами физической культуры и спорта планируется осуществлять по следующим основным направлениям:
1. Реализация запланированных на 2011 год мероприятий Городской комплексной программы "Спорт Москвы - 3" (2010-2012 гг.), утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 октября 2009 г. N 1133-ПП.
2. Внедрение новых форм и методов физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
3. Актуализация формата ранее проводимых и положительно зарекомендовавших себя спортивных мероприятий с учетом современных социально-экономических условий и потребностей населения города Москвы.
4. Развитие инфраструктуры отрасли физической культуры и спорта.
5. Популяризация и пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.